пятница, 1 апреля 2011 г.

Массовое мероприятие. Этап создания сценария


Практика работы библиотек вызвала к жизни достаточное количество библиотечных мероприятий. Их можно выделять по разным признакам: традиционные и инновационные; устные, наглядные и комплексные; активные и позитивные; критико-аналитические и позитивно-иллюстративные. Каждый вариант имеет свою историю, методику и реализацию на практике. Но, несмотря на разнообразие форм библиотечных мероприятий, методика их подготовки и проведения в своей основе – общая практически для всех. Её можно раскрыть, обозначив этапы подготовки и проведения библиотечных мероприятий. Конечно, любой метод имеет свою специфику, которая насыщает каждый этап особенностями, диктуемыми своеобразием темы, проблемы и т.д. Библиотековеды и библиографоведы выделяют три этапа подготовки и проведения мероприятий – предкоммуникативный, куда входит весь процесс подготовки; коммуникативный, включающий само проведение, и посткоммуникативный, предполагающий изучение эффективности и пропаганду результатов.
Остановимся подробно на предкоммуникативном этапе. В основе написания сценария любого мероприятия лежит определённый алгоритм, ключевые слова которого: для кого, зачем, как.
Когда Сергею Образцову журналисты задали вопрос: «Как вы готовите спектакль для детей?» - он ответил: «Сначала отвечаю на вопрос, для кого готовлю спектакль (определение адреса и возраста), потом отвечаю на вопрос, зачем я ставлю этот спектакль (определение цели), и только потом я  отвечаю на вопрос, как  надо делать спектакль (определение методики)».
Для мероприятия очень важно выбрать в рамках большой макротемы  свою конкретную микротему (например, макротема «День победы» может быть представлена большим количеством микротем). Это позволит максимально полно раскрыть тему, глубже погрузиться в проблему, обсудить и проработать ее со всех сторон.
После выбора микротемы определяются название и возраст детей, для которых готовится мероприятие.
Затем ставятся цели, ориентирующие на конечный результат. Все мероприятия, проводящиеся в нашей библиотеке, являются элементами «Программы развития творческой читательской деятельности», которая в свою очередь подчиняется общей концепции библиотеки. Отсюда вытекает главное требование к массовому (групповому) мероприятию, которое заключается в соответствии стратегической направленности библиотеки, а именно, в содействии формированию и развитию творческой читательской деятельности, в том числе читательской* и информационной культуры**, социального поведения детей.
Поэтому цели, которые ставят перед собой массовые мероприятия, будут включать в себя направления:
а) образовательное (касается усвоения информации)
-                     знакомство с кругом литературы по теме;
-                     погружение в тему, проблему;
-                     формирование библиотечно-библиографических знаний*** (в том числе навыков самостоятельного поиска информации);
б) воспитательное;
в) развивающее:
¨      качества, обуславливающие творческую читательскую деятельность: эмоции, воображение, образное и аналитическое мышление, память.
¨       другие качества, составляющие структуру личности: интеллект, познавательные способности, характер, темперамент, волевые качества;
¨      мотивации к чтению;
¨      способности творчески воспринимать текст и творчески переосмысливать прочитанное;
¨      умения реализовывать полученные знания и идеи в других видах деятельности;
¨      коммуникативные способности, прежде всего устную речь и т .д..

Итак, перед тем как приступить к подготовке мероприятия библиотекарь должен чётко определить:
1.     тему и возраст аудитории;
2.     цели мероприятия.

Определив тему и возраст участников, библиотекарь отбирает литературу. Круг её первоначально должен быть очень обширен. Потом отсекается всё лишнее.
Отбирая литературу для мероприятия, необходимо учитывать её художественную и познавательную ценность. Возраст участников определит авторов, а у автора – круг произведений и поставленных в них проблем, которые доступны именно этой аудитории. Отобранная литература просматривается, изучается, систематизируется с учётом темы мероприятия, возраста детей, круга их знаний.  Предпочтение следует отдавать изданиям известных, зарекомендовавших себя издательств.

Очень важно учесть соответствие тематики и формы предстоящего мероприятия. Выбор формы очень важен. Что вы хотите вложить в данное дело, как вы его назовёте? Иногда именно здесь случаются казусы (Литературный праздник «Детство, опалённое войной», поэтический аукцион «Читая пушкинские строки.).

Следующий этап  - написание сценария мероприятия и подбор конкурсов и заданий для него.
При подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных   установок.

2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять    участие.

3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончится чуть раньше, чем она надоест».

4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития детей. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.

5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Еще Ушинский рекомендовал применять наглядное обучение, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком».  Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.

6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.

7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. То, что ребенок недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда.

8. Наконец, особенностью мероприятий, проводимых в библиотеке, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и поощрения чтения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно не затрагивало и в какой бы форме оно не проходило, подразумевает, в первую очередь, “рекламу“ книги и чтения.

Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития интереса к книге, теме (проблеме), чтению. Правильно подобранные вопросы помогают читателям сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность. В некоторых источниках (Андреева М. Литературная игра в школе // Библиотека в школе. – 2001. - № 3. – С. 16-17) рекомендуется сначала подобрать конкурсы и задания, а затем уже приступать к сценарному плану. Мы считаем, что этот этап очень индивидуален. В некоторых случаях действительно необходимо сначала разработать задания и конкурсы, а потом уже выстраивать на их основе сценарий (при подготовке таких форм, как викторины, турниры и т.п.). В других случаях сюжет сценария сам продиктует форму и содержание заданий (сюжетные литературные и познавательные игры.  Вопросы и задания мероприятий критико-аналитического направления также определятся сценарием). В любом случае, нужно помнить, и умело пользоваться тем, что ребята любят конкурсы, турниры, викторины, соревнования. К выбору типа вопросов надо отнестись серьёзно и подойти творчески.
Вопросы по классификации по программе развивающего обучения системы Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова различаются:
по составу:
1.      простые,
2.      сложные;
по логической структуре:
1.      уточняющие (закрытые),
2.      восполняющие (открытые);
по ожидаемой форме ответа:
1.      общие,
2.      риторические,
3.      проблемные,
4.      остропроблемные;
по организации процесса обучения:
1.      побудительные,
2.      направляющие,
3.      тормозящие,
4.      обобщающие,
5.      наводящие,
6.      отправные,
7.      подготовительные…
Кроме того, исходя из цели каждого этапа мероприятия, можно использовать вопросы:
Ø       вызывающие интерес,
Ø       привлекающие внимание,
Ø       переключающие внимание,
Ø       помогающие оценить знания,
Ø       возвращающие к основной теме,
Ø       помогающие вести занятие,
Ø       помогающие углубиться в тему,
Ø       апеллирующие к эмоциям, открывающие (закрывающие) обсуждения,
Ø       позволяющие сделать вывод, определение,
Ø       влияющие на ход обсуждения,
Ø       подводящие итог обсуждения

Методические принципы задавания вопросов

Вопросы должны быть:
                           Краткими и точными;
                           Задаваться в логической последовательности с возрастающей сложностью;
                           Будить мысль, развивать мышление;
                           Не повторяться;
                           Идти от общего к частному (или наоборот, но не нарушая одного из этих принципов);
                           Сопровождаться паузой, чтобы все могли собраться с мыслями;
                           Требовать распространённых ответов.

           При подборе и подготовке заданий педагогу-библиотекарю необходимо учитывать то, что их выполнение должно дополнять имеющиеся у ребят знания, развивать умения и навыки, приобретённые заранее, способствовать активизации творческих способностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы подобрать задание, соответствующее выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), неккоректными и непонятными.
Задания могут быть познавательными, творческими, интеллектуальными, проектировочными, исследовательскими и иметь различные цели:
Ø  Испытать сообразительность (загадки, задачки).
Ø  Выбрать требуемую информацию из предложенной.
Ø  Продолжить фразу, текст.
Ø  Исправить ошибки.
Ø  Систематизировать/ объединить.
Ø  Сравнить.
Ø  Доказать или опровергнуть.
Ø  Составить план действий.
Ø  Смоделировать.
Ø  Спроектировать.
Ø  Установить причины.
Ø  Определить последствия.
Ø  Выявить проблемы.
Ø  Найти решение проблем, устранить противоречия.
Ø  Определить новые функции.
Ø  Сделать различные виды пересказов.
Ø  Прокомментировать.
Ø  Инсценировать.
Ø  Проанализировать текст.
Ø  Создать портрет.
Ø  Узнать что-либо.

Где взять задания и конкурсы? Лучше всего искать не готовые задания и конкурсы, а идеи для них. Источниками для оригинальных  идей могут стать, во-первых, те книги (периодика, аудиовидеоматериалы), на основе которых строится сценарий (Например, в игре-соревновании «Невероятные приключения в Муми-доме» детям предлагается построить пирамиду из камней, также как это делали герои Туве Янсон, но право положить камень в пирамиду получает команда, ответившая на вопрос. Другой пример: дети играют в Шляпу Волшебника. Ведущие вводят детей в ситуацию через следующий диалог: «…Ой! Я случайно уронила в шляпу словарь русского языка Д. Ожегова. Смотрите! Что творится? (заглядывает в шляпу) Словарь съеживается и съеживается! Его листы превратились в увядшие бумажные листочки! И слова - вострушка, дыхало, зеница, кок, монокль, рознь - вылезли из него на листочки.  А почему словарные слова попали именно на листочки деревьев? (Дети отвечают, что   листы есть и у книг и у деревьев.)Что же делать?» Вед.2: «А надо просто объяснить эти слова с помощью уцелевших словарей, ведь Муми-папа часто пользовался словарями, когда писал свои мемуары». Каждой команде дается задание…);  во-вторых, сборники с играми и головоломками, не относящиеся на первый взгляд к разрабатываемой теме; детские периодические издания и т. д. Идеи для заданий поможет найти внимательное и вдумчивое чтение.  Закладки с заметками и указаниями страниц помогут не упустить интересные идеи для сюжета, и заданий.
В подготовке литературной игры по творчеству одного из писателей или по отдельному произведению помогут таблицы. По мере прочтения книги разными вариантами заданий заполняется сначала табл. 1:

Возможные задания по книге_____________________________________________


Задания, присутствующие всегда

Специфические для данной книги задания
Словарь. толковый словарь



Портреты героев



Вещи героев


Природа, животные



Музыка, песни, танцы
Этикет, культура поведения

Сосчитайка, математика

Художники, архитекторы…


После этого можно составить таблицу 2:

Возможные конкурсы и оформление к игре________________________________________


Конкурсы для команд

Конкурсы для зала
На знания
(Викторина)

На сообрази-тельность



На любозна-тельность


подвижные



аукцион



Те же графы





Оформление

Плакаты,
объявления



Рисунки,
поделки


Карты.
схемы

Книжная выставка

Что надо написать,
подобрать

Музыкальное оформление


Задания и конкурсы должны реализовывать  поставленные конкретным мероприятием цели. Поэтому оцените подобранные и подготовленные  задания и конкурсы с точки зрения:
·                    соответствия  целям, поставленным мероприятием;
·                    соответствия заявленному в мероприятии возрасту детей. Не рекомендуется ставить слишком сложные вопросы, такие, на которые трудно найти ответ или никто не смог ответить. Игра  должна приносить детям радость найденного ответа и узнавания нового.
·                    их разнообразия. Необходимо избегать однотипности заданий. Разнообразные по форме подачи и содержанию задания помогут заинтересовать детей и значительно эффективнее достичь желаемых результатов.

В одном мероприятии могут сочетаться задания и конкурсы, рассчитанные на: 
- всех участников мероприятия сразу (кто быстрее ответит, найдёт и т. д – попадёт в одну команду, чем-то будет оценен и т.п.),
-  работу в командах;
- отдельных представителей от команд (в то время пока команда занята другим заданием или также обсуждает данное её представителю задание) и т. д.
Рекомендуется иметь всегда в запасе какой-либо конкурс или несколько вопросов викторины, дополнительный вопрос для обсуждения. Всегда могут возникнуть непредвиденные ситуации. Если игра  проходит с присутствием пассивных зрителей, то не забывайте о них. Давайте возможность и им поиграть, подумать.
Установите последовательность всех конкурсов, викторин, подвижных и музыкальных пауз. Необходимо внимательно отнестись к оптимальному чередованию заданий разных типов.
Возраст аудитории будет диктовать режиссёрские ходы и приёмы подачи материала, интонацию, лексику, которые в каждом конкретном мероприятии будут уместны.

Сценарий массового мероприятия с сюжетом имеет фабулу. Фабула – в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
1. Экспозиция. В экспозиции даётся представление о теме, проблеме, которой посвящено данное мероприятие. Она подготавливает читателей к восприятию, создаёт специальную установку, представляет собой обращение к читателям, где раскрывается цель данного мероприятия.
Любой сценарий состоит из последовательных эпизодов. Каждый эпизод имеет относительную самостоятельность. Он должен быть логически выстроен, и иметь чётко продуманную композицию: начало и конец.
2.    Завязка. Эта часть сценария знаомит читателей с основными действующими лицами. Намечаются их характеры, обрисовываются основные черты героев, происходит знакомство с временем и местом действия. Мы погружаем читателя в ту атмосферу, в которой разворачиваются основные события.
3.      Развитие действия.
4.      Кульминация. Это центральная часть сценария, апогей, когда напряжение доходит до своего максимума, достигается наибольший накал страстей. Это очень важный элемент сценария, от которого зависит результат, эффективность всего мероприятия.
5.      Развязка. После апогея неизбежно идёт развязка – очень важный элемент сценария. Невозможно долго держать читателей в сильном эмоциональном напряжении.Требуется логическое завершение события. Очень важен в сценарии эпилог.
С психологической точки зрения в сценарии важны начало и конец: именно они сильнее всего запоминаются. Эмоции эпилога остаются в памяти.

         Важным элементом сценария является конфликт (столкновение сторон, мнений, сил). Для сценария как литературного произведения важно наличие конфликта художественного, который определяется как «противоборство, противоречие между изображёнными в произведении действующими силами, характерами и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения – один из определяющих факторов художественной идеи. Будучи основой (и «энергией») развивающего действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них своё сюжетное разрешение».
Наиболее ярко проявляется конфликт между добром и злом. В нём зачастую заключается основная тема, идея сценария. Например, в игре-соревновании «Михрютка и К  приглашают, или Проникновение с выявлением»  по сказочной повести А. Якубенко  в путешествие ради выявления «проникших в нашу страну верзильянцев» отправляются две команды- группа выявления «Омега» и группа подстраховки «Эпсилон». В процессе игры участники одной из групп сами оказываются верзильянцами. Этот момент  вызывает и эмоции детей и обостряет конфликт, потому что победить (поработить весь мир) могут и злые верзильянцы.

Важной частью подготовки сценария является подбор иллюстративного материала, отбор художественно-изобразительных средств. Это могут быть аудио- и видеозаписи, репродукции, другие выразительные средства, которые служат более полному раскрытию темы, усилению эмоционального эффекта. Использование мультимедийной технологии значительно обогатит сценарий. Большое внимание следует уделять музыкальному оформлению. Музыка помогает создать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния во время выполнения заданий. С музыкой легче перевоплощаться, двигаться. Хорошо включить музыку перед началом мероприятия и после него, пока дети встают с мест, уходят.

Библиотекарь, готовя массовое мероприятие, также должен подумать об объявлении к началу, рекламе (если неорганизованные дети), продумать, какие нужны плакаты, инвентарь, атрибуты, награды или другую систему оценивания, подготовить книжные выставки. Поскольку одна из главных задач библиотекаря – прививать детям интерес к книге, то на выставках необходимо представлять хорошо изданную литературу, лучшие иллюстрации и фотографии, знакомить с изданиями различного формата (например, для дошкольников  - от больших красочных сборников в твёрдых переплётах до книжек- малышек), с книжками-игрушками, книгами со звуковыми эффектами, запахами и т. д. Выставка должна быть не только интересной по содержанию, но и иметь привлекательный вид. Одно из обязательных требований: книги необходимо расставлять на выставке с учётом их цветового оформления, по принципу контрастных цветовых пятен.

   Всё оформление массовых (групповых) мероприятий должно нести смысловую нагрузку. Ничего лишнего. Объём наглядного материала будет зависеть от формы мероприятия, его целей, возраста детей. Большинство массовых (групповых) мероприятий имеет наглядные  дидактические материалы. Они могут быть и раздаточными и представленными на книжной выставке, стенде. В последнем случае они должны быть ярко и крупно оформлены (так, чтобы хорошо было видно издалека (крупный шрифт и иллюстрации)). Если в процессе своего мероприятия вы ни разу не обратились какому-либо элементу наглядного оформления на стенде, значит оно не должно там присутствовать, значит вы зря загрузили художника задачей его создания.

Большую роль в сценарии играет ракурс. Ракурс – это точка зрения, позиция автора, рассмотрение проблемы в определённом аспекте. В ракурсе отражается авторская позиция, трактовка, авторский подход.
Каждому, кто работает с детьми, известно, что готовый сценарий – это лишь материал, в который необходимо вдохнуть свою любовь и внести своё видение. Поэтому любой сценарий может быть изменён в соответствии с конкретными условиями, применительно к конкретным детям, может быть сокращён или разделён на два занятия, если насыщенность материала позволяет это сделать.

При создании мероприятия надо помнить о том, что вы автор этого сценария. Значит, эта вещь авторская и должна отличаться своей оригинальностью.


* Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также  умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться СБА, применять рациональные приёмы (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т. д.), максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно относиться к произведениям печати (Н. И. Гендина)

** Информационная культура  - одна из составляющих общей культуры человека: совокупность информационного мировоззрения (собственного взгляда на мир, складывающийся у человека только при возможности получать, оценивать и интерпретировать разнообразную информацию, а не усваивать установки и знания в готовом виде) и системы  знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запаршивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена.

*** Библиотечно-библиографическая грамотность – комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Включает знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий, правилах пользования библиотеками, умения найтив библиографических пособиях, картотеках и каталогах необходимые источники информации и оформить читательское требование на них (Н. И. Гендина)





Список использованной литературы

1.       Исаенко В. Как подготовить праздник для детей // воспитание школьников. – 2004.- № 8. – С. 24-26

2.       Кузьменкова Е. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3-5 лет / Елена Кузьменкова, Галина Рысина. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «первое сентября», серия «Дошкольное образование»)

3.       Мелентьева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов. Лекция 7 : технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов // Библиотека в школе. – 2004. - № 23. – С. 54-58

4.       Седых Т. Технология массового мероприятия / Татьяна Седых, Галина Максимова // Библиотека в школе. – 2007. - № 6. – С. 26.

5.       Олзоева Г. К. Массовая работа библиотек : учебно-методическое пособие. – М. : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – 120 С.

6.       Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке. Лекция 1: общие понятия и содержание обучения информационной грамотности // Библиотека в школе. – 2006. - № 17. – С. 40-45


Комментариев нет:

Отправить комментарий