среда, 20 апреля 2011 г.

Настенная игра "Космические приключения"

Автор-составитель: Л. П. Першина

Настенная игра «Космические приключения» предназначена для детей разного возраста (7-14 лет). Посвящена космосу и фантастической литературе Кира Булычева.


Цели:
• Знакомить детей с творчеством современных отечественных детских писателей. В данной разработке - с фантастикой Кира Булычева.
• Стимулировать мотивации к чтению.
• Расширять круг чтения детей.
• Развивать навыки работы со справочными изданиями.
• воспитывать любовь к окружающему миру
• Формировать качества, необходимые для развития творческой читательской деятельности: воображение, образное и аналитическое мышление, память.


Рекомендации по оформлению настенной игры

Игра располагается в холле библиотеки на втором этаже, на макете раскрытой книги.
Страницы книги рекомендуем задрапировать темной (черной или темно-синей) тканью, имитирующей космос.
Изображения планет лучше сделать объемными. Они вырезаются из цветной бумаги или картона с использованием фольги.


Методическое описание настенной игры

Над раскрытой книгой висит название «Космические приключения».
Слева от книги изображен Чебурашка.
В его лапках - телеграмма со следующим текстом: «Лечу в космос за инопланетными животными. Жду Чебурашку и всех желающих на космодроме с …(дата начала игры) каждый день. Алиса Селезнева»
Реплика от Чебурашки: «Здорово! Вот это предложение! Будущие астронавты, за мной!» Яркая стрелочка указывает на начало игры.
По всей левой ширине книги - изображение планеты Земля. Вверху Земли нарисованы литературные герои в скафандрах – Алиса и Чебурашка.
Рядом с ними какое-то странное существо – пушистый шар на тоненьких ножках. Можно шарик не нарисовать, а сделать из шерстяных ниточек, наподобие маленьких помпончиков, а ножки приделать или из бумаги, или из каких-то палочек.
Реплика от лица Алисы: - Это Индикатор – наш помощник. Он меняет цвет в зависимости от настроения и всегда подскажет, где нужно быть более внимательным, а где – подумать.
Яркая стрелка указывает на слова:
Обратите внимание!
Под этими словами прикреплены условные обозначения настенной игры:
Пунктирные линии (вырезаны из цветной бумаги и прикреплены) - обозначают путь наших героев- космонавтов;
Индикатор зеленый (изображение) - творческое задание;
индикатор черный (изображение) – будь внимательным;
индикатор красный (изображение) – ответь на вопрос.
Пунктиром указывается дальнейшее продвижение героев - к надписи «Космодром».
Рядом с табличкой «Космодром» - изображение Чебурашки.
Реплика от Чебурашки: - Наш звездолет называется «Пегас», как в книгах Кира Булычева. На нём мы и отправимся в космос. А вот эти два космических корабля уже побывали в космосе.
На космодроме готовы к старту три космических корабля (нарисованы, названия надписаны.):
- «Пегас» (Булычев К. День рождения Алисы / К. Булычёв – М., 1997. – С. 15 )
- «Восток» (Человек и Вселенная – М., , 1992. - С. 38);,
- «Аполлон-8» (Там же. - С. 43).
Рядом с кораблями изображен красный Индикатор и задание:
Вопрос 1.
Кто и когда путешествовал на кораблях «Восток» и «Апполон-11»?
Воспользуйтесь книгой «Человек и Вселенная», с.38 и с. 43.
Ответ: На корабле «Восток» отправился в свой первый полет Ю. А. Гагарин 12 апреля 1961 года; на «Аполлоне-11» летали на Луну американцы Армстронг, Коллинз и Олдрин 16 июля 1969 года. 20 июля Армстронг и Олдрин ступили на поверхность Луны.(Человек и Вселенная. – С.38, 43)

За правильный ответ детям дается по 2 эрудитки, то есть всего 4 эрудитки.

Пунктир ведет в космос. Изображение летящего «Пегаса». В нем уже сидят герои (мордашки видны из иллюминаторов).
Реплика от Алисы: - 3, 2, 1 – пу-у-уск! Летим на Луну! За картой Солнечной системы!
Пунктирная линия ведет к Луне, на ней - изображение Чебурашки и Алисы.
Алиса: - Я бегу за картой, а вы пока на Луну полюбуйтесь.
Рядом – текст задания и Индикатор красного цвета.
Вопрос 2.
Говорят, что на Луне нет ни воздуха, ни воды. Что же такое лунные моря?
Воспользуйтесь книгой «Звезды», с. 29-30
Ответ:Даже невооруженным глазом на Луне можно разглядеть светлые и темные пятна.. Темные пятна – это мягкие и ровные поверхности огромного размера, которые уже почти 400 лет называют морями. Так в давние времена считали астрономы. Тогда еще не знали, что в лунных морях нет воды. (Хабер, Х. Звезды / Х. Харбер. – [Б.м.]., [199?]. - С. 29-30)
За правильный ответ – 3эрудитки.

От Луны пунктир ведет в космос, рядом нет ни одной планеты.
Изображение летящего звездолета. В иллюминаторе – мордашка Алисы. Реплика от Алисы: - Наши приборы поймали сигналы SOS! Кому-то в районе Марса необходима экстренная помощь! Курс на Марс! Полный вперёд!
Рядом со звездолетом стрелочка, указывающая на карту Солнечной системы.
Карта нарисована (или отсканирована) на листе формата А-4. На этой карте правильно нарисовано расположение планет в Солнечной системе, но подписаны только Земля и Солнце, а другие планеты изображены и пронумерованы. Сверху или сбоку изображен Чебурашка, заглядывающий в карту. Реплика: - Ой, а где же Марс?
Рядом с Чебурашкой - красный Индикатор и текст вопроса:
Вопрос 3.
Ребята! Подскажите нашим космонавтам названия пронумерованных планет. Воспользуйтесь книгой «Космос в картинках», С.12-13
Ответ: 1. Земля; 2. Венера; 3. Меркурий; 4. Марс; 5. Юпитер; 6. Плутон; 7. Уран; 8. Нептун; 9. Сатурн (Космос в картинках. – М., 1994. – С. 12-13)
За правильный ответ – 5 эрудиток
Далее пунктир ведет к неизвестной планете, на которой «развевается» пиратский флаг (можно сделать из ткани).
Алиса: - Это планета Пиратов. Сигналы SOS посылали отсюда. Пираты захватили в плен склисса!
На планете (вверху) – рисунок склисса - коровы с крыльями, как у стрекозы. (Булычев, К. Тайна третьей планеты / К. Булычёв. – М., 1998. - С. 51)
Реплика от склисса: Помогите! Спасите от плена! Придумайте заклинание для пиратской королевы, и тогда пираты меня отпустят.

Рядом с склиссом - изображение Чебурашки и Индикатора зеленого цвета.
Чебурашка: - Однажды, в книге «Колдун и Снегурочка», тебе, Алиса, удалось заколдовать злого колдуна, сказав такие слова:
В небесах плывет кровать,
А за ней салфетки.
Я хочу заколдовать
Зайцев в табуретки.
А как заколдовать саму королеву? (Булычев, К. Колдун и Снегурочка / К. Булычёв. – М., 1998. – С. 97)
Рядом – текст с заданием.
Вопрос 4.
Помогите найти рифму и заколдовать королеву пиратов.
В небесах плывет кровать
А за ней …
Я хочу заколдовать
Королеву в …
Вместо точек нужно поставить слова так, чтобы получилось складно.
Задание оценивается от 3 до 10 эрудиток.

На следующем рисунке – корабль «Пегас» с другой стороны планеты Пиратов. Пунктир ведет к красной планете с названием Марс. В иллюминаторах видны лицо Алисы и мордашка Чебурашки. Из звездолета торчит крыло склисса. Алиса: - Ну вот, одно животное уже найдет себе дом в нашем зоопарке.
Реплика от Чебурашки: - Это здорово! А вон и Марс!
Рядом – текст с вопросом и Индикатор красного цвета.
Вопрос 5.
Ребята! Расскажите, почему планета Марс красного цвета? Можете воспользоваться книгой «Вселенная. Земля», с. 62
Ответ: Эта планета красного цвета, потому что в ней содержится много железа (Вселенная. Земля. – [М.]., 1994. - С. 62)
За правильный ответ - 2 эрудитки

Далее пунктир огибает Марс, «летит» звездолет, в иллюминаторы видны Алиса и Чебурашка.
Реплика от Алисы: - Теперь – на планету Блук, на рынок космических зверей!
Реплика от Чебурашки: - Ой, что это? Комета? У нее, конечно, есть хвост, но не из перьев же?!
Перед звездолетом «оказывается» какой-то странный комок, в котором можно угадать хвост из перьев. Это птица-говорун из книги Кира Булычева «Тайна третьей планеты» (Булычев, К. Тайна третьей планеты / К. Булычёв. – С. 49)
Рядом – текст с заданием и красно-черный Индикатор.
Вопрос 6.
Ребята, воспользуйтесь книгой «Вселенная. Земля», с. 76-77 и скажите, что такое комета и из чего она состоит.
Ответ: Кометы – это сгустки грязного снега. Они состоят из кусочков льда и пыли, достигают нескольких километров в диаметре и оставляют за собой длинный хвост из газа и пыли.(Вселенная. Земля. - С. 76-77)
За правильный полный ответ – 3 эрудитки.

Вопрос 7.
Какая знаменитая птица встретилась нашим героям? Загляните в книгу К. Булычева «Тайна третьей планеты» на с.46. и вы узнаете, как ее зовут.
Ответ: Это птица-говорун (Булычев К. Тайна третьей планеты. – С. 46)
За правильный ответ - 2 эрудитки

Далее пунктир подводит к изображению птицы-говорун.
Реплика от нее: - Спасите планету Унион! Спасите планету Унион!
Пунктирная линия резко поворачивает влево по направлению к планете Унион. Она изображена на самом краю развернутой книги.

На следующем рисунке – звездолет с героями. Рядом летит птица-говорун.
Реплика от Алисы: - Представляете, все болезни уже победили, а от насморка ну никак не можем найти лекарство!

Рядом - текст с заданием и красно-зеленый Индикатор.
Вопрос 8.
Дорогие ребята! Сообщите, пожалуйста, жителям планеты Унион, как лечили и лечат насморк земляне. Можно воспользоваться книгой П. М. Куреннова «Русский народный лечебник», с. 253, а можно предложить свои рецепты (как лечат вас дома мама или бабушка, без использования таблеток)
Ответ: Например, нарезать ломтиками черную редьку и посыпать сахаром. Пить образовывающийся сок по столовой ложке каждый час. Быстро успокаивает самый сильный кашель.
Или «бразильский» способ: протереть через сито несколько очень спелых бананов и опустить полученную массу в горячую сладкую воду, с расчетом по два банана на чашку. Пить полученную смесь горячей.(Куреннов,П. М. Русский народный лечебник / П. М. Куреннов. – Краснодар., 1994. – С. 253 )
Пунктир приводит к планете Унион. На ней изображен доктор Ужнеболит. (Булычев, К. Алиса на живой планете / К. Булычёв. – М., 2001. – С. 13)
Реплика от него: - Спасибо вам за помощь! Теперь наша планета вне опасности! Разрешите представиться, я – доктор Ужнеболит – чемпион по шарадам и играм в слова! На своей планете я переиграл всех! Попробуйте и вы со мной сразиться!
Рядом – текст с заданиями и красно-зеленый Индикатор:
Вопрос 9.
Шарада доктора Ужнеболита
Первый слог - хвойный лес,
А второй – ты в том лесу.
Что воскликнешь ты, встретив вдруг лису – это третий мой слог.
А все вместе – небольшая поэма о чести.

Ниже предыдущего текста - изображение Алисы и текст от нее:
Скажу по секрету (конечно, секрет только для тех, кто не читал книгу Кира Булычева «Алиса на живой планете»), доктор Ужнеболит ну о-о-очень любит произведения М. Ю. Лермонтова
Ответ: Первый слог – хвойный лес – бор
А второй – ты в том лесу – один
Что воскликнешь ты, встретив вдруг лису - о!
А все вместе – небольшая поэма о чести – Бор-один-о - поэма М. Ю. Лермонтова «Бородино» (Там же. - С. 75-76)
За правильный ответ – 3 эрудитки.

Вопрос 10. Любимая игра доктора в слова
Я – доктор Ужнеболит – могу составить 60 слов из слова «супербаржа». А сколько слов сможете составить вы?
Ответ: Суп, бар, жар, жара, репа, баржа, супер, раб, паж, бур, сажа, рубеж и т.д.
За каждое слово - 1 эрудитка

Далее пунктир ведет к планете Блук.
Звездолет с героями - Алисой, Чебурашкой и склиссом - летит в направлении планеты Блук. Рядом с звездолетом летит птица-говорун.
Реплика от Алисы: - У нас уже есть склисс и птица-говорун. Кого же мы увидим на планете Блук
Планета Блук. На ней надпись - «Рынок космических зверей». Рядом с надписью - один ушан (житель этой планеты), держит пустой аквариум. (Булычев К. Тайна третьей планеты. – С. 25)
Чебурашка и Алиса высадились на планету.
Реплика от Ушана: - К сожалению, вы опоздали - все ушаны пошли смотреть в новый рефлектор. Но своему далекому родственнику с Земли я с удовольствием подарю моих невидимых аквариумных рыбок.
Рядом – текст с вопросами и красный индикатор:
Вопрос 11.
Как вы думаете, Алису или Чебурашку ушан назвал своим родственником и почему?
Ответ: Чебурашку, у него такие же уши, как и у Ушана.
За оригинальный ответ от 1 до 3 эрудиток.

Вопрос 12.
Что такое рефлектор? Кто и когда его изобрел? Воспользуйтесь журналом «Детская энциклопедия. Таинственный мир зеркал», с.24
Ответ: Рефлектор – это телескоп, в котором вместо линзы установлено вогнутое зеркало (от латинского – reflekto - отражаю). Его изобрел английский ученый Исаак Ньютон в 1668 году. С помощью рефлектора можно наблюдать за удаленными небесными телами.(Таинственный мир зеркал : спец. вып. журнала «Дет. энциклопедия». - 2004. - N 12. – С. 24)
За правильный ответ – 3 эрудитки.

Пунктир ведет к Земле. На Земле стоят Алиса и Чебурашка без скафандров.
Реплика от Алисы: - Ура! Земля!
Чебурашка: - Большое спасибо, Алиса, за интересный полет!
Реплика от Алисы: - Интересно, а знают ли ребята, какие планеты придуманы Киром Булычевым, а какие существуют на самом деле?

Рядом – текст с вопросом и красный Индикатор:
Вопрос 13.
Ребята! Скажите, пожалуйста, какие планеты в нашем путешествии были придуманы Киром Булычевым, а какие существуют на самом деле.
Ответ: Существуют – Земля, Луна, Марс,
Придуманы – планета Пиратов, Унион, Блук.
За правильный ответ – 1 эрудитка

На Земле (ниже «Космодрома») - надпись «Московский космический зоопарк». Под надписью – вольеры с животными. В первом – склисс, во втором – птица-говорун, в третьем – невидимые аквариумные рыбки. Четвертый вольер пуст. На нем висит объявление, рядом с объявлением – зеленый индикатор (творческое задание):
Создай в своем городе космический зоопарк! Прочти любую книгу Кира Булычева, чуть-чуть пофантазируй и нарисуй вымышленное животное. (Только не забудь придумать ему имя!) Лучшие экземпляры будут по достоинству оценены (до 20 эрудиток!) и найдут место в «Космическом зоопарке г. Трехгорного». Придумай, как живут фантастические животные в этом зоопарке. Какие у них права и обязанности?

Рекомендую оформить выставку детских рисунков под названием «Космический зоопарк г. Трехгорный». Можно заранее приготовить «вольеры» (одинаковые рамки) для будущих «зверушек».


Использованные источники

1. Булычев, К. Алиса на живой планете / Кир Булычев ; худож. В. Дугин. – М. : Мир искателя, 2001. – 80 с. : ил. – (Библиотека школьника)

2. Булычев, К. День рождения Алисы / Кир Булычев ; худож. А. Шахгелдян. – М. : Искатель, 1997. – 110 с. : ил. – (Библиотека школьника)

3. Булычев, К. Колдун и Снегурочка / Кир Булычев ; худож. Л. Насыров. – М. : Бамбук, 1998. – 103 с. : ил. – (Библиотека школьника)

4. Булычев, К. Королева пиратов на планете сказок / Кир Булычев ; худож. А. Шахгелдян. – Тула : Сантакс-Пресс, 1997. – 102 с. : ил. – (Библиотека школьника)

5. Булычев, К. Тайна третьей планеты / Кир Булычев ; худож. А. Шахгелдян. – М. : Искатель, 1998. – 103 с. : ил. – (Библиотека школьника)

6. Вселенная. Земля / [Сост. Ф. Шувер, Д. Гризвуд ; пер. с французского М. Сперанская]. – [М.] : Персей, Вече, АСТ, 1994. – 240 с. : ил. – (Моя первая энциклопедия). – Содерж. : Вселенная / Верде Ж. П.; Земля / Ли К.

7. Детская энциклопедия : [Познавательный журнал для девочек и мальчиков] / Учредитель ЗАО «Аргументы и факты». – 1996. - январь. – М. : Аргументы и факты, 1996 – Ежемес.
2004, N 12 : Таинственный мир зеркал. – 48 с., ил.

8. Космос в картинках / Сост. Э. Бомонт, М.-Р. Пимонт.; ил. А. Алуа, П. Бон, Н.Л. Гиюзик, И. Лекеон, Т. Пеперди ; [перевод с французского И. Сосфеновой] – М. : Скорпион, 1994. – 132 с.: ил.

9. Куреннов, П. М. Русский народный лечебник / П. М. Куреннов ; [ред. Н. В. Ходырева]. – Краснодар : Советская Кубань, 1994. – 288 с.

10. Хабер, Х. Звезды / Хейнц Хабер ; ил. А.-Л. Име, Г. Вернера ; перевод А. Г. Тоточава. – [Б. м.]: Слово, [199?]. – 48 с.: ил. – (Что есть что)

11. Человек и Вселенная / [Ответств. ред. И. В. Мучникова ; худ. оформл. Б. М. Котляра]. – М. : Комитет по геодезии и картографии Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, 1992. – 142 с.: ил.


Комментариев нет:

Отправить комментарий