четверг, 7 апреля 2011 г.

Игровые библиографические выставки в нашей библиотеке.

... Анализируя многообразие форм выставочной работы детских библиотек в реферате «Какой быть книжной выставке в детской библиотеке», Н. А. Дабарская приходит к выводу, что сюжетные, игровые, необычно оформленные выставки вызывают несравненно больший интерес у детей, чем традиционные. В качестве одного из наиболее интересных примеров она приводит библиотеку игры и игрушки Кировского района Владимирской области, в которой дети за участие в выставках-кроссвордах, выставках-викторинах, выставках-загадках получают библиотечные «денежки» - «библионики» - и затем реализуют накопленный капитал в библиотечном «магазине призов».
Такие приемы созвучны стилю работы нашей библиотеки, в которой необычные игровые выставки стали оформляться с 1994 года и быстро приобрели популярность у читателей. При оформлении таких выставок соблюдаются все вышеназванные принципы: красочность оформления, образность, создание увлекательного игрового сюжета, включенность в информационную среду отдела. В библиотеке  накоплен большой интересный опыт организации таких выставок, который, к сожалению, пока не получил должного анализа и обобщения. В 1999 году мы лишь кратко описывали его наряду с другими формами работы библиотеки по развитию творческой читательской деятельности: «Вот уже несколько лет наши диалоговые выставки пользуются особой любовью у читателей. Они не просто представляют детям определенные книги, а вовлекают их в игру и диалог. А в поиске ответов на вопросы дети обращаются к книгам. …Библиотекари стараются каждую выставку сделать неожиданной, оригинальной, яркой, и обязательно с увлекательным сюжетом. Дети то становятся агентами туристического бюро «Ветры всех широт», то маленькими человечками, проникающими в густую листву дерева с выставки «Эй, прячьтесь»,  то сыщиками, расшифровывая тайну бумажного сейфа».
     Цикл игровых библиографических выставок в помощь овладению навыками информационной культуры: шаг за шагом.
Этим богатым опытом своих коллег мы и воспользовались, приступая в 2001 году к разработке цикла игровых библиографических выставок. Автором идеи была зав. читальным залом Т. Н. Вебер, которая и воплотила ее в жизнь вместе с библиографом А. Р. Лунецкой. Новизна подхода заключалась в том, что уже разработанная и с успехом апробированная форма была использована для решения новых, более узких задач. Диалоговые игровые выставки, наполненные соответствующим содержанием, стали использоваться для поэтапного формирования различных компонентов информационной культуры  у детей. (Следует оговориться, что момент приемы, направленные на формирование информационной культуры, были на тот момент органично включены в структуру как игровых занятий, так и тематических выставок, но ощущалась необходимость выделить эту работу в особое направление).
     «Я хочу познакомить вас с библиографией» - первый опыт
Цикл открыла выставка «Я хочу познакомить вас с библиографией», представленная в читальном зале. Как видно из названия, она носила ознакомительный характер. Её авторы видели своей целью привлечь внимание детей к библиографической информации, сделать её смысл понятным детям, дать им почувствовать её нужность, лучше усвоить основные навыки информационного поиска.
         Большое внимание было уделено оформлению выставки. Её название, а также обращения к детям и задания игры были оформлены в виде красочных свитков различного размера и формы.
         Уже сама последовательность расположения предметов и заданий на выставке была призвана проиллюстрировать детям логику процесса возникновения вторичной (библиографической) информации: от предметов и явлений окружающего мира – к информации о них в книгах и, далее – к информации о книгах, то есть собственно к библиографической информации. Для этого использовались игрушечные животные, книги о животных и библиографические указатели-игрушки, посвященные книгам о животных. Кот Ученый обращался к читателям: «Вы знаете, что я люблю животных. Вот они (правда, игрушечные). Это – книги о них. А это – указатели-игрушки, которые я придумал о моих любимых животных» На выставке был представлен красочный макет каталожной карточки с пояснением о ней и адресом  того каталога, в котором она «живет»,  информация об ЭБД и их возможностях.
Выполняя задания Кота Ученого, дети знакомились с понятием и функциями библиографии, с элементами библиографического описания, с библиографической продукцией библиотеки, с возможностями электронных баз данных и алгоритмом компьютерного поиска, учились работать со справочной литературой. Знания детей закреплялись в процессе ответов на вопросы Кота Ученого. Дополнительными помощниками в работе с выставкой стали памятка в помощь работе со справочной литературой «Неученые записки Кота Ученого», оформленная в виде красочного буклета, иллюстрированный библиографический указатель справочной литературы читального зала «Справочное царство – мудрое государство» и «Досье пользователя» – правила работы с библиотечной программой МАРК. Частью выставки стал и стоящий рядом со стеллажом компьютер. Прикрепленное к его монитору обращение К. Ученого гласило: «У меня появился помощник – компьютер. Он знает много обо всем на свете. Но как найти нужное? Смотри памятку начинающего (или продвинутого) пользователя»
         Наблюдая за взаимодействием ребят с выставкой, мы убедились в том, что процессы информационного поиска, приобретения библиографических знаний, так же как и другие процессы читательской деятельности, оптимизируются благодаря самостоятельному творчеству и игре. Поэтому работа в данном направлении была продолжена.
 «Волшебница книжной страны, или Новые проделки Бастинды» - путешествие продолжается
         Вторая выставка данного цикла, организованная на старшем абонементе (2002), была подчинена тем же целям, но имела свою специфику, учитывающую информационную среду абонемента, наличие в нём определенных элементов справочно-библиографического аппарата. Она получила название «Волшебница Книжной страны, или новые проделки Бастинды» и была сюжетно связана с героями книг А. Волкова, поскольку «хозяином» абонемента является Страшила Мудрый. Он представлял детям Библиографию как добрую волшебницу, которая помогла ему найти мозги с помощью книг, и предлагал с ней подружиться, выполнив задания с помощью её мудрых подсказок. Здесь больше внимания было уделено знакомству с каталогом, его функциями и возможностями, с действующими на абонементе рекомендательными тематическими картотеками и указателями, с каталожной карточкой и элементами библиографического описания, с аннотацией на книгу и её ролью в выборе книг.  Дети исправляли ошибки в каталожных карточках, просматривали рекомендательные картотеки абонемента, а специальное творческое задание предлагало составить собственную аннотацию на понравившуюся книгу. В выполнении заданий участникам игры мешала  злая волшебница Бастинда (она как бы выглядывала из-за выставочного стеллажа, держа в руках свои  переполненное грамматическими ошибками коварное обращение к ребятам : «Дарагие детки! Для таво, штобы не найти харошых книг:
1. Никагда не хадите в библиатеку (там многа пыли);
2. Не заглядывайте в каталог (опасна для жызни !)
3. Не абращайте внемания на Путеводитель по стране «Разумник» (заблудитесь!)
4. Ни о чом не спрашивайте библиотекаря и не слушайте её саветов! (Она ничо не знает).
 А помогали читателям специально оформленные «Подсказки Библиографии»,  наглядно представленная информация о каталоге, а также буклет Страшилы Мудрого «Как я нашёл мозги в каталожном лабиринте (советы начинающему искателю)»
         Особенностью данной выставки было то, что она знакомила ребят с достаточно большим объёмом новой информации, включающей незнакомые понятия, термины, поисковые алгоритмы. Даже несмотря на то, что всё это было изложено в максимально доступной форме и связано сюжетом игры, работа с выставкой оказалась сложной для многих ребят. Зачастую это объяснялось нежеланием самостоятельно знакомиться  с письменно (хоть и кратко) изложенной информацией, потратить чуть больше времени на выполнение заданий. Некоторых заданий дети боялись из-за отсутствия опыта такой деятельности. Помимо письменных подсказок, им требовалась консультационная помощь заинтересованного библиотекаря. Те трудности, которые ребята испытывали в игре с данной выставкой, были учтены при разработке следующих выставок цикла.
 " Кто её открывает – многое знает" - история и структура книги
                В 2004 году была организованна очередная диалоговая выставка под названием «Кто её открывает – многое знает». Она продолжила цикл игровых выставок, нацеленных на формирование информационной культуры пользователей. Кроме того, ее организация была приурочена к году детского чтения и имела целью привлечь внимание к книге как феномену культуры и величайшей ценности. Тема и содержание выставки соответствовала первому этапу формирования информационной культуры – истории и структуре книги. Как всегда, большое внимание было уделено оформлению выставки, при помощи которого мы попытались воссоздать атмосферу того времени, когда книги на Руси были рукописными. Название - «Кто её открывает – многое знает» - было выведено древнерусской кириллицей на «потемневшем от времени свитке», а задания размещены на «обрывках старинного пергамента». Живое детское любопытство вызвал и большой венгерский кроссворд, и затейливое переплетение самых настоящих нитей, которыми были связаны портреты великих людей и их высказывания о книге. Всё это было нужно распутать и разгадать, а это всегда интересно.
         В обращении Кота Ученого к читателям говорилось: «Вы, наверное, сразу догадались, что эта выставка – о книге! Несмотря на то, что книга – это вещь, которая с нами всегда и везде, в её истории еще много непрочитанных страниц и даже тайн, а это так интересно! Отвечая на вопросы моей выставки, вы попробуете разобрать книгу «по винтикам», как разбирали когда-то заводной автомобиль или сломанные папины часы. Помните, вы хотели понять: как это всё устроено? Вы побываете в тех странах и эпохах, которые много чего добавили в книжкину биографию, вспомните великие книги и великих книжников и, надеюсь, узнаете много нового и интересного о книге и её истории. Итак, за дело!»
         В процессе выполнения игровых заданий дети знакомились с главными вехами в истории книги, с великими книгами и великими книжниками, с историей книгопечатания в мире, в России и на Урале.
Для работы детей с выставкой был подготовлен красочный макет книги. С его помощью они могли разобраться в структуре книги:  понять, как она устроена и из чего состоит, запомнить названия её основных элементов (к каждому элементу на макете был прикреплен ярлычок с его названием). Благодаря книгам-помощникам читатели справлялись с заданиями не менее успешно, чем при работе с другими диалоговыми выставками, так что задачи, поставленные при создании выставки, можно считать реализованными.
И последние две выставки в рамках этого цикла были посвящены библиографическим указателям.
  «Сказка с подсказкой» - библиография для самых маленьких
Малышам (дошкольникам и младшим школьникам была адресована выставка библиографических игрушек «Сказка с подсказкой») Её целью было привлечь внимание ребят к библиографическим указателям, представленным в адаптированной для них форме – форме игрушки, показать, как легко и интересно ими пользоваться. «Сказка - мир увлекательный и волшебный, - говорилось в обращении к выставке. - Читать ее легко и интересно. «Зачем же в ней подсказка?» - спросишь ты. Но ведь сказка открывает нам путь в необозри­мые книжные просторы, где без компаса – пропадешь. Так пусть она и научит нас на­ходить свой путь среди книг, не теряясь в книжном море. А компасом станут библиографические указатели-игрушки, представленные на выставке»
Вниманию ребят предлагались:
-      Музыкальная книжка-открытка:
-      Указатель-игрушка «Волшебная карусель»;
-      Книжные головоломки (пазлы);
-      Книжка с поднимающимися картинками.
Все указатели были красочно оформлены библиотекарем-дизайнером (оформлением всех остальных выставок библиографы занимались сами), некоторые из них продолжают использоваться в работе с детьми за рамками данной выставки. Поскольку опыт использования библиографических указателей-игрушек обобщается А. Р. Лунецкой, не буду подробно останавливаться на описании данной выставки. Скажу лишь, что эта выставка оказалась самой популярной у ребят благодаря красочности представленного материала и его доступности даже самым маленьким читателям. В нее поиграли более 50-ти детей.
 «100 лучших книг «Вопросилии»- библиографические указатели в читальном зале
         Рекомендательные библиографические указатели, адресованные читателям постарше (средним и старшим школьникам), были представлены на выставке
 «100 лучших книг «Вопросилии»». Цели при организации выставки ставились те же, но с учетом уровня читательского развития старших ребят. Дети привыкли видеть библиографические указатели в читальном зале – как в структуре различных тематических выставок, так и в читательских уголках, но на данной выставке они были собраны все вместе, чтобы еще раз привлечь к себе внимание читателей, закрепить навыки использования этих полезных изданий. По содержательному признаку указатели на выставке сгруппированы на таких тематических полках, как «Посекретничаем, девочки», «Наши верные друзья», «Путешествие в мир живописи», «Чаша мудрости» (о справочной литературе). Вопросы в игре – несложные, но они предполагают визуальный просмотр указателей, знакомство с их структурой и справочным аппаратом, а значит, способствуют реализации наших основных задач – познакомить детей с библиографической продукцией библиотеки, научить их использовать рекомендательную библиографию при самостоятельном выборе книг.
         Всего в работе с библиографическими выставками приняло участие почти 150 читателей. Выполненные ребятами задания свидетельствуют о том, что они освоили различные процессы информационного поиска, обращались к карточным и электронным элементам справочно-библиографического аппарата библиотеки, учились пользоваться справочными изданиями и библиографическими указателями.
         Выводы.
                Обобщая рассказ о данном опыте работы, можно сказать, что библиографические выставки играют важную роль в формировании информационной культуры наших пользователей. Это обусловлено самими возможностями, которые дает данная форма работы. Взаимодействие ребенка с выставкой строится на основе его непосредственного интереса и желания, носит индивидуальный характер, не регламентировано временными и организационными рамками. У читателя есть возможность что-то пропустить, а познакомиться с тем, что ему наиболее интересно, попробовать себя в самостоятельном поиске, воспользоваться специально подготовленной информационной помощью. Как уже говорилось, выставка обеспечивает наглядность представления информации, а ее игровой и диалоговый характер облегчает усвоение сложного материала. К тому же, библиографические выставки органично включены в уже привычную детям систему других диалоговых выставок и настенных игр, в читательский марафон «В путь, эрудиты».
         Однако при работе читателей с такими выставками могут возникать определенные сложности, преодоление которых требует постоянной консультационной помощи библиографа, что не всегда возможно. Сравнительно небольшим оказывается и число пользователей, вовлеченных в систему формирования информационной культуры, а так же круг тем, которые можно осветить с ее помощью. Очевидно, что повышению эффективности данной системы послужит комплекс мероприятий, включающий в себя не только организацию библиографических выставок, но и проведение групповых занятий с детьми, особенно по части навыков использования новых информационных технологий (мультимедийных изданий, ЭБД, Интернет)
Фрагмент доклада О. В. Леонтьевой
 "Игровая библиографическая выставка
как средство формирования 
информационной культуры пользователей" 

Комментариев нет:

Отправить комментарий