Каждый четверг все библиотечные специалисты без лишних напоминаний собираются в читальном зале. Уже много лет в 10.00 здесь начинается Час профессионального общения. Углубленного, тематического, подготовленного в соответствии с Программой профессионального общения, которая по сути своей является программой непрерывного повышения квалификации.
Программа профессионального общения действует в библиотеке с 1993 года и, на наш взгляд, нам удается все эти годы наполнять ее интересными формами. Ежегодно Программа обновляется. Но при этом каждая следующая является логическим продолжением предыдущей.
Задачи, к решению которых мы стремимся, в большинстве своём традиционны. И всё же назовём их:
1. содействовать процессу обновления библиотечных и общекультурных знаний сотрудников;
2. углублять знания сотрудников в области детской и юношеской педагогики и психологии;
3. стимулировать профессиональное самообразование библиотекарей;
4. искать новые методы и формы работы с читателями;
5. знакомить с новыми технологиями, опытом теоретических и практических изысканий в области библиотечного дела России и других стран;
6. изучать опыт по обслуживанию читателей и достижения собственной библиотеки.
В соответствии с задачами формируются направления (разделы) Программы. Например, «Книга – читатель - библиотека» и «Книга – воображение - творчество» - такие тематические блоки разрабатывались в начале 1990-х; «Литературное образование», «Профессиональная этика и этикет библиотекаря», «Самосовершенствование библиотекаря как личности», «Исследовательская деятельность – возможность углубления в профессию»… - в последующие годы. А вот разделы Программы 2010 года: «Развивая профессиональное мышление…» (предполагает дальнейшее совершенствование библиотечно-библиографического мастерства сотрудников), «Реализуя творческий потенциал…» (решает задачи самообразования и творческого развития сотрудников), «Оттачивая мастерство общения…» (предлагает на обсуждение проблемные вопросы).
Какие-то из направлений «уходят», выполнив свои задачи (например, «Освоение компьютерных технологий»), другие не теряют своей актуальности и присутствуют в современной программе (например, раздел, касающийся темы «Профессиональное и педагогическое мастерство»), третьи вливаются в более широкие направления или, наоборот, становятся самостоятельными программами (например, раздел «Мастерская для начинающего библиотекаря» трансформировался в Программу начинающего библиотекаря).
Тематическое содержание разделов Программы профессионального общения зависит от многих факторов. Один из основных - пожелания и профессиональные интересы сотрудников. Выявляются они с помощью устных и письменных опросов, в которых присутствуют, например, такие вопросы: «Какие формы профессионального общения Вы считаете наиболее удачными», «Какие темы хотели бы включить в Программу» и т.д. Конечный вариант Программы принимается всем коллективом на круглом столе.
За годы действия программы успешно использовались самые разные формы повышения квалификации: деловые игры (ситуативные, ролевые, литературные), моделирование поиска новых форм работы, составление программ реализации задач, визитная карточка отдела, дискуссии, дискурсии, семинары, конференции, практикумы, профессиональные релизы, различные модификации обзора (например, аналитический обзор, обзор-экспозиция, экспресс-обзор, книжная панорама, сайт-панорама, реферативный обзор), коллективные и групповые консультации, устные журналы... Мы пришли к выводу, что любая форма может быть интересной и эффективной, если она составляет синергичный союз с темой и разрабатывается увлечёнными людьми, а также – чем разнообразнее формы, тем интереснее профессиональное общение.
Но есть в нашей Программе формы, заслуживающие, на наш взгляд, более пристального внимания. Это формы, стимулирующие самостоятельную творческую деятельность библиотекарей.
Реферирование. Эта форма разрабатывалась в 1999-2000 годах, когда сотрудниками решалась задача обобщения опыта, накопленного в библиотеках мира применительно к нашей работе.
Каждый библиотекарь, выбрав тему близкую себе, проделал большую работу по анализу профессиональной периодической печати за пятилетний период. Назовём некоторые из разработанных тем:
1. Новые подходы к библиотечному обслуживанию детей и организация внутреннего пространства библиотеки.
2. Возможности использования СД-ROMных форм информации в условиях детской библиотеки
3. Формы индивидуальной творческой деятельности читателей в детской библиотеке.
4. Растить читателя – общая задача семьи и библиотеки.
5. Какой быть книжной выставке в детской библиотеке…
Каждый реферат включал в себя обзор передового общероссийского и мирового библиотечного опыта, сопоставление его с работой нашей библиотеки в рассматриваемом направлении и собственные мысли и рекомендации автора для дальнейшей продуктивной работы.
На круглых столах, во время обсуждения рефератов, сотрудники отмечали, что этот труд помог им познакомиться с интересующим вопросом вплотную, учил формулировать мысли, делать выводы, аккумулировать идеи.
Для библиотеки реферирование имело и практическое значение, ведь оно помогло оценить уровень достижений собственной библиотеки и продумать пути развития.
В 2002 году в рамках Программы началась ещё более глубокая, на наш взгляд, работа. Качественно новой формой непрерывного повышения квалификации стало библиотечное мини-исследование.
Библиотечное мини-исследование. Предпосылки для принятия решения о начале исследовательской работы заключались в самой сути деятельности библиотеки. Поскольку вся наша работа направлена на развитие творческой читательской деятельности, то сотрудникам необходимо, во-первых, самим интенсивно развивать свой творческий потенциал, во-вторых, глубоко проникнуться идеей, изучить её со всех сторон. Также важно выявить слабые стороны в работе своего отдела по развитию детской творческой читательской деятельности, найти способы их ликвидации, новые формы работы и т. д.
Требования к мини-исследованию выдвигались следующие:
– исследование проводится на базе собственной библиотеки;
– количество респондентов – 30-50 человек.
Респондентами могут стать читатели-дети любого возраста, а также взрослые (педагоги, родители, библиотекари);
– выбор методов свободный;
– участие принимают все сотрудники библиотеки.
Предлагалось два варианта выбора темы. Сотрудник в своём исследовании мог продолжить тему собственного реферата (см. выше) или рассматривать любую другую тему, касающуюся с одной стороны проблем (методов, приёмов) воздействия на этапы творческого читательского развития, с другой – актуальную для деятельности какого-либо библиотечного подразделения.
Полученные материалы должны были быть оформлены письменно и представлены на обсуждение коллектива в определённой структуре:
1. Вводная часть, включающая: обоснование темы, выбранных методов, круга респондентов
2. Освещение хода и результатов исследования
3. Перспективы внедрения результатов в практику библиотечно-библиографического обслуживания. Определение путей работы по этому направлению в дальнейшем.
Критерии для обсуждений были определены следующие: оценивание творческого вклада автора в представленную работу, самостоятельность исследования, его информационное обеспечение, элементы профессиональной квалификации (общая культура исследовательской работы, владение современной методологией, технологиями библиотечной профессии), умение анализировать, обобщать, сопоставлять полученные знания, а также возможность практического применения результатов исследования в собственной деятельности.
Мы понимали, что исследование – новый, и тем более сложный, вид работы для многих библиотекарей, поэтому постарались максимально их подготовить.
Подготовительный этап занял два месяца. За это время на семинарах и круглых столах мы:
§ ещё раз детально рассмотрели слагаемые творческого чтения и этапы творческого читательского развития;
§ познакомилисьс многообразием методов исследований, наиболее приемлемыми методиками и соответствующим кругом литературы;
§ выбрали темы будущих мини-исследований и обсудили их актуальность;
§ определили методику и защитили планы проведения исследований.
С результатами мини-исследований начали знакомиться уже через 6 месяцев. Обсуждали, спорили, размышляли, и всякий раз приходили к выводу, что творческая работа удалась, что она реально полезна для библиотеки и её результаты должны быть обязательно учтены и внедрены в практику.
Судите сами. Мини-исследования «Викторина по СД-дискам как одна из форм развития творческого читателя» и «Виртуальный кроссворд как результат развития творческой читательской личности» были посвящены вопросу апробации новых форм индивидуальной работы с пользователями медиа-зала. В результате настольная викторина по СД-дискам и виртуальный кроссворд были признаны эффективными формами индивидуальной работы, имеющими потенциал для своего развития.
Работники младшего абонемента активно работают над проблемой руководства чтением детей через вторичные источники информации, начиная уже с дошкольного возраста. Ориентиром для дальнейшей работы послужат результаты мини-исследования, которое изучало соответствие рекомендательных библиографических указателей абонемента «Любознатик» читательским интересам, возрастным особенностям и уровню информационной культуры дошкольников и младших школьников.
В читальном зале ведётся, на наш взгляд, интереснейшая работа с периодическими изданиями. Например, организуются игровые журнальные выставки, оформляются рейтинговые листки «Горячая десятка месяца». Именно эти формы пропаганды периодики стали предметом изучения другого мини-исследования. Они рассматривались как средства развития мотивации чтения у детей.
В контексте развития творческой читательской деятельности исследовалось в нашей библиотеке и педагогическое общение. Автор попыталась выяснить, насколько значимым считают наши библиотекари педагогическое общение с пользователями, выявить ошибки в данном процессе и предложить пути совершенствования. Один из выводов, сделанных в исследовании, звучит так: «…уровень педагогического общения в нашей библиотеке достаточно высок. Преобладает демократический стиль общения…».
Индивидуально-психологические особенности личности детского библиотекаря как средства успешной организации профессиональной деятельности стали предметом исследования в другой работе. Была проанализирована зависимость развития профессионально значимых личностных особенностей человека от степени эффективности его работы. Также были составлены рекомендации для библиотекарей по повышению качества труда.
Это лишь несколько примеров. Как видим, изначальная оговорка, что исследование - мини, отразилась скорее на количестве респондентов, нежели на глубине погружения в тему. Многие из исследований проводились в несколько этапов, с использованием таких методов, как эксперимент, анкетирование, беседа, игра-стратегическая разведка, моделирование, анализ статистических данных и опыта работы.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что проект мини-исследований состоялся. Апробация формы успешно завершена. И, несмотря на то, что форма трудоёмка, её применение оказалось для нашей библиотеки высоко оправданным. Мы смогли исследовать новые формы и методы работы с читателями, рассмотреть вплотную насущные проблемы.
Другой интересной и эффективной формой повышения квалификации мы считаем Обобщение опыта собственной библиотеки.
Обобщение опыта библиотеки. Хотя описание опыта работы - процесс достаточно сложный, требующий знаний в области научных исследований, умений выявлять степень новизны собственного опыта, его следует широко использовать. Эта форма не только активизирует профессиональное мышление специалистов, но и позволяет сформировать банк передового опыта, который станет ценной структурной частью общего информационного фонда нашей библиотеки.
Одной из первых работ в данном направлении стала работа Т. Н. Вебер. Она описала опыт работы читального зала с подростками через такую форму как читательский уголок «Если ты уже взрослый». В процессе работы над накопленным опытом автор всесторонне изучила его, вычленила (познакомившись с опытом других библиотек в этом направлении) традиционное и новаторское начала, определила дальнейшие пути развития.
Очень интересными оказались творческие работы, обобщающие опыт по следующим темам:
· «Развитие воображения актёров театра «Открытая книга» средствами театральной педагогики» (Г. А. Хваткова);
«Конкурс «Лучший читатель абонемента» как средство активизации читательской активности» (О. В. Якупова);
«Игровая библиографическая выставка как средство формирования информационной культуры детей» (О. В. Леонтьева);
·«Патриотическое воспитание школьников на групповых занятиях в детской библиотеке» (Л. П. Першина) и др.
Подобная творческая деятельность сотрудников особенно ценна, так как, во-первых, направлена на освоение и описание опыта работы собственной библиотеки, во-вторых, является условием профессионального самообразования,проявлением профессионального мастерства.
В 2010 году специалисты библиотеки начали самостоятельную работу сразу по двум творческим линиям. Во-первых, каждый должен проанализировать собственный индивидуальный творческий багаж и обобщить наиболее удачный опыт. Конечным продуктом каждой творческой работы становится презентация «Мои профессиональные творческие удачи». Во-вторых, к Часу профессиональных советов каждый должен подготовить информационно-библиографическое досье, посвященное какому-либо писатели или поэту. Контент досье составляет вводная часть, в которой излагается краткая биография и делается обзор творчества писателя и основная, практическая, часть в которой даются советы кпо работе с данным именем: формы, методы, приемы. Оформляется работа в виде "методички", так что ее удобно использовать в работе.
Итак, определённые положительные результаты на пути поиска эффективных форм повышения квалификации общими усилиями наших сотрудников достигнуты. Но мы и не думаем останавливаться. Мы помним о том, что процесс повышения квалификации должен быть постоянным, последовательным и спирально разворачивающимся. Тем более что искать новые идеи для собственного профессионального развития очень увлекательно!
Молодцы, коллеги!
ОтветитьУдалитьЖелаю Вам новых творческих успехов!
С уважением, Ирина Юрьевна, методист ИПО СГГУ (г.Севастополь)