вторник, 30 августа 2011 г.

Читательский информационно-диалоговый уголок «Если ты уже взрослый»

Фрагмент обобщения опыта "Работа с подростками в читальном зале "Вопросилия" на базе читательского информационно-диалогового уголка "Если ты уже взрослый"
Автор-составитель: Татьяна Николаевна Вебер, зав. читальным залом (2005)

Пара слов от методиста
Данное обобщение опыта привлекательно по всем параметрам: серьезный подход, детальность и доступность изложения, интересные идеи, апробированный опыт, авторитет имени автора и др. 
Уголок "Если ты уже взрослый" успешно действует и развивается и сейчас, что  само по себе служит отличной рекомендацией к применению и еще раз подтверждает выводы автора, сделанные ниже.


...Одной из форм организации работы с подростками в условиях читального зала мы избрали постоянно действующий информационно-диалоговый уголок. Организуя его, мы ставили перед собой в качестве основных задач:
·                   воспитание потребности в чтении не столько для  получения учебной информации, как  для развлечения, удовольствия  и творческого развития,
·                   углубление процессов самопознания подростков,
·                   ориентирование подростков в современном рынке профессий,
·                   социализация подростков.
Также подростки получают дополнительную возможность общения со сверстниками.
     Первоначально мы не смогли найти достаточного пространства в рамках читального зала для организации целой подростковой зоны. Мы ограничились всего двумя сдвинутыми столами. Существовало несколько вариантов названия. Среди них: «Не по-детски», «Окно в мир взрослых», «Скорая помощь для тебя». Окончательным вариантом стало название «Если ты уже взрослый». Оно,  по нашему мнению, притягательно для подростков именно потому, что каждый из них, не замечая самого процесса взросления, уже считает себя взрослым. Это название имеет и продолжение: «Если ты уже взрослый, то…». «То» - это те разделы, которыми наполнен уголок. Думалось о многих разделах: тесты-анкеты, интервью с интересными читателями, доски объявлений, разделы: «Как превратить себя в шедевр», «У тебя трабл», словарь современной терминологии и многое другое…Но объять необъятное сразу невозможно, поэтому наш уголок был таковым по структуре.
Если ты уже взрослый, то
-точнее пойми, какие прелести ждут тебя во взрослой жизни;
-соверши увлекательное путешествие в мир самого себя;
-познакомься с ровесниками;
-узнай все о своих кумирах,
а также получи много интересной информации.
Таким образом, названия разделов стилистически приближены к подростковой терминологии. Рекламная информация о вновь организованном уголке была размещена и в стенах библиотеки, и на сайте. И этот маленький уголок был не обойден вниманием наших читателей. Но его пространственное расположение было не очень удачным. От библиотечной кафедры он был не виден, его разделы не просматривались, т. к. были расположены горизонтально на столе. Площадь столов не вмещала необходимого количества литературы. Поэтому в читальном зале произошла так называемая «перестройка». 2 стеллажа газетно-журнального фонда, 2 стола, один маленький столик, угловой диванчик из коридора библиотеки – и в результате прекрасная, уютная зона общения подростков. Сама организация этой зоны говорит детям этого возраста о том, что они желанны здесь, их интересы, и познавательные и развлекательные, нам небезразличны.
    Заголовок - яркий, в стиле граффити - выполнен в виде кирпичной стены, на фоне которой изоражен подросток с баллончиком краски, пишущий название.
   Разделы уголка мы несколько изменили, но их содержание осталось тем же. Это разделы:
1.                  Познай себя;
2.                  Меняйся с легкостью;
3.                  Точнее пойми, какие прелести ждут тебя во взрослой жизни;
4.                  Узнай все о своих кумирах.
И так как пространство уголка стало значительно больше, удалось здесь представить и подростковые журналы, а также выделить раздел «Самый новый журнал».
     Многие методики работы с подростками предлагают предоставить детям возможность самим участвовать в оформлении уголка. Мы сделали это следующим образом. Над угловым диванчиком разместили постеры из журналов с фотографиями популярных, на наш взгляд, современных исполнителей. На маленьком столике находится тетрадь с надписью: «Голосуем за!» и обращением к читателям: «Напиши, постер с фотографией какого артиста ты хотел бы увидеть на стене.»
    В течение  полутора-двух месяцев эта тетрадь была заполнена пожеланиями читателей. Самой популярной у подростков оказалась группа «Фактор-2». Также ребята хотели бы видеть в своем уголке фотографии: «Зачарованных», Димы Билана, Анастасии Заворотнюк, Юлии Савичевой, группы «Корни», исполнительницы главной роли в сериале «Не родись красивой» - Нелли Уваровой.
   Таким образом, этим мы попытались добиться выполнения следующих задач:
1.                  Оформить уголок так называемыми подростковыми «фишками».
2.                  Активизировать общение подростков через высказывание своего мнения.
3.                  Привлечь новых пользователей современным оформлением.

В разделе «Познай себя» предлагаем читателям книги, содержащие различные психологические тесты, энциклопедии для мальчиков и девочек. Более того, мы отслеживаем в периодических изданиях, имеющихся в библиотеке и личных, наиболее интересные тесты, собираем их в папку с названием «О тебе и обо мне».   
    Очень полно, на наш взгляд, представлен раздел, помогающий подросткам ориентироваться в мире профессий. В основу формирования этого раздела положены мысли, касающиеся профориентационной работы с подростками. Эти мысли взяты из опубликованных в газете «Библиотека в школе. Приложение к газете «Первое сентября» лекций Игоря Загашева «Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке».
     Нестабильность, присущая подростковому периоду, актуализирует ярко выраженную потребность к самопознанию, самоутверждению, саморазвитию. Работая по профориентации, необходимо это учитывать. Цель работы – создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий. Основное отличие профориентационных занятий с подростками от аналогичной работы с младшими школьниками состоит не только в увеличении количества сведений о профессиях, но и в организации процесса, направленного на реализацию потребности в самопознании. Именно поэтому мы используем различные методы. С одной стороны мы исходим из того, что подростки все-таки еще не взрослые, поэтому  мы предлагаем им не совсем серьезные «игровые» пути выбора будущей профессии. Это: игра в пирамиду судьбы (идея взята из журнала «Маруся») и звездный гороскоп профессий.
      Также мы используем методы, позволяющие пользователям определить основные профессиональные интересы. Для этого подготовлены буклеты «Кем быть» и «Кто ты будешь такой». Они напечатаны по книге Васильченко К. В. «Путешествие в страну «Я». И хотя книга также стоит на полке подросткового уголка, ведь она содержит и много другой, не менее интересной информации, но буклеты пользуются популярностью у читателей. Это видно по их карандашным пометкам на страницах буклетов.
    Следующие пласт нашей работы по профессиональной ориентации – составление рекомендательных списков литературы. В частности, наш указатель носит название «Кто ты будешь такой?» (Сост. А. Р. Лунецкая). В него входит аннотированный перечень газетно-журнальных публикаций о профессиях. Имеющийся книжный фонд этой тематики далеко не богат.  В уголке находится энциклопедия издательства «Аванта+» «Мир профессий». Интересен рассказ о современных профессиях – на страницах альманаха «Клепа». Это издание также находится на выставке. Надеемся, что подростки смогут более детально представить ту или иную профессию и познакомившись с отпечатанными в читальном зале буклетами «Твоя будущая профессия». Они подготовлены по материалам периодических изданий, содержат небольшой перечень учебных заведений, где эти профессии можно получить, а также сведения о том, какими качествами должны обладать  люди, желающие их получить. Составление многих из этих буклетов продиктовано желанием детей. На небольшом столике находится коробочка с предложением написать о том, сведения о какой профессии дети хотели бы получить. Вот некоторые их просьбы: Как становятся журналистами (Кузнецова Л,), как стать учителем (Алена П,), о профессии «Специалист по связям с общественностью» хотела узнать Мацюк Женя. Также дети просят рассказать о профессиях: продавца, банкира, переплетчика, библиотекаря, переводчика, дизайнера, парикмахера, врача и ветеринара. То есть пожеланий много, и наша издательская деятельность не успевает за ними. Причем некоторые из них приходится печатать дважды.
       Раздел «Меняйся с легкостью» представлен книгами, а также материалами журналов «Штучка», «Маруся», «ООРs» и другими.
      Познакомиться с жизнью своих музыкальных кумиров читатели могут в разделе «Узнай все о своих кумирах». Такая информация, конечно, есть в молодежных  журналах, но она эпизодична, один журнал не дает большого представления о том или ином исполнителе. Поэтому мы решили выпускать для детей дайджесты с названием «Что говорят, что пишут о звездах». Подтолкнули нас к осуществлению этой идеи и многочисленные письма подростков с просьбами рассказать об артистах. Сейчас у нас есть три таких дайджеста, они составлены и по материалам периодических изданий, и по сведениям, взятым из Интернет. В этом же разделе уголка находятся и короткие песенники. Не секрет, что очень многим детям самим хочется почувствовать себя артистами, исполняя песни. Фонд нашего читального зала в этом отношении безнадежно устарел, поэтому мы делаем буклеты «Если хочешь петь – пой». Тексты песен выискиваем, где можем, потому что в периодических изданиях, выписываемых в читальный зал, они не публикуются. Но популярность этих буклетов также быстротечна, как и популярность современных исполнителей. Это можно проследить по срокам исчезновения буклетов.
      Очень хотелось бы, чтобы уголок «Если ты уже взрослый» стимулировал и читательскую деятельность, неся как можно большую информационную нагрузку. А также стимулировал бы творчество читателей. Что же сделано в этом плане? Во-первых, мы предложили детям поразмыслить и написать, какие книги они хотели бы увидеть в своем уголке. Дети откликнулись. К настоящему времени были представлены по просьбам читателей аннотированные просмотры литературы по темам:
Как стать красивой;
Как правильно питаться;
Как сделать красивую прическу;
Как назвать ребенка;
О бисероплетении;
О кошках и собаках.
Книговыдача с просмотров в среднем за период с 19.10 по  17.11 составляет 25 книг в день.
Здесь же в уголке находится и большое количество рекомендательных указателей литературы, выпущенных нашей библиотекой.
  Мы предоставили нашим читателям возможности для творческого раскрытия некоторых их способностей, а также для общения со сверстниками. Но мы не стали делать забор, а оформили несколько тетрадей. Они называются так:
1.                  Если хочешь сочинять стихи – сочиняй!
2.                  Мой идеал.
3.                  Не улетучивайся, лето!
4.                  Наш ЧАТ.
5.                  Тетрадь «потрясений».
Остановлюсь немного на том, чем заполнены эти тетради (а они заполняются с неимоверной быстротой).
I.                 Если хочешь сочинять стихи – сочиняй!
Само название предлагает детям творческое действие по их собственному желанию. Тематика детского поэтического творчества разнообразна. Подростки посвящают свои произведения:
-                    своим домашним любимцам-
-                    школе-
-                    своему городу-
-                    великому чувству любви-
-                    Вопросилии.
Среди детских проб пера есть и довольно успешные. Так, Жидкова Алена написала стихотворение, посвященное дождю, полившему наш город. В нем есть такие строки:
Но вот пролился дождик,
Кричит он всем: «Привет!»
«Полей весь город, миленький!» -
Услышал он в ответ.
Интересным нам показалось стихотворение Милешкевич Полины «Про окончившееся лето и начавшуюся школьную пору». Оно – большое, целая тетрадная страница. Это стихотворение о периодичности учебного года, школьных обязанностях и удовольствии общения с одноклассниками.
Мы поучимся немного –
И каникулы как раз!
Соберутся все у нас –
Поболтаем, посмеемся,
Снова в школу мы вернемся!
Есть стихотворение без подписи автора. Оно написано в стиле рэп и посвящено читальному залу.
В Вопросилию иду каждый день,
В Вопросилию бегу каждый час!
В Вопросилии круто!
В Вопросилии классно!
Вопросилия! Вопросилия! – это супер,
Это – наш ЧАТ!
        Детскими стихами на данный момент заполняется уже вторая тетрадь. Радует, что это делается детьми без всяких просьб и принуждения с нашей стороны. А также, что пишут именно подростки!

       II. Мой идеал. 
Эта тетрадь начинается с обращения следующего содержания:
Дорогие читатели!
Поразмышляйте на эту тему. А все свои «размышлизмы» поместите в эту тетрадь.
Идеалы подростков – это их эстрадные и спортивные  кумиры: Глюкоза, Аврил Лавин, Роуз Макгоун, Костя Дзю, Майк Тайсон.

     III. Следующая тетрадь содержит обращение к детям: «Напиши нам о том, что тебя потрясло, удивило». Косвенно ее содержание дает представление об общественной активности ребенка, его социальной адаптации, его ценностной ориентации.
Итак, что же потрясло подростков?   «Дискотека в школе 112», «транспортное происшествие, в котором погиб мальчик, а виноват пьяный водитель», «потрясло то, что все хотят познакомиться во всех ЧАТах. И я тоже хочу».

           IV. Не улетучивайся, лето!
Эта тетрадь была предложена детям сразу после летних каникул, но содержание ее столь интересно, что она действует и сейчас. В этой тетради дети отвечали на вопросы:
1.                  Главные события этого лета.
2.                  Посмотрел(а) фильм, он мне показался…
3.                  Личность, которая меня поразила.
4.                  На днях прочитал(а) книгу, впечатления…
5.                  Очень понравилась кассета.
6.                  Мой девиз этим летом.

Итак, главные события этого лета: поездки, покупки, тусовки, влюбленности, подключение к Интернет.
Понравившиеся фильмы: Мадагаскар, Звонок-2, Красотка, Крестный отец, Турецкий гамбит, Ночной дозор, Девятая рота.
Личности, которые поразили: в основном, артисты. Встречаются ответы: нет такой. Иногда называются определенные мальчики.
Книги: Толстой А. «Детство Никиты», Донцова Д. «Дантисты тоже плачут», «Гарри Поттер…» (С припиской: Это  может показаться скучным, но мне понравилось), Сотник Ю. «Белая крыса», «Анжелика», Артемис Фаул. Есть ответы: детективы, не люблю Экзюпери, не читаю.
Девиз подростков этим летом: отдыхай по полной программе, на полную катушку, все будет хорошо, ни в чем себе не отказывай и т. п.

Эта тетрадь нам интересна, конечно, прежде всего, литературными вкусами подростков. Как видим, таковые у детей есть. Большинство детей все-таки читают.

        V. Тетради с названием «ЧАТ».

Это самые популярные из всех тетрадей. Их уже 4. Причем одну из тетрадей принесли и оформили уже сами подростки. Свою тетрадь они предварили правилами:
        « - Не писать на коленке. Только за столом, на твердой поверхности –
-                    Писать НИКи-
-                    В конце текста обязательно писать свой адрес-
-                    Не писать матом.
Это пока все. Внесем изменения по мере поступления жалоб. Администраторы ЧАТа: Диман, Артем, Леха».
То есть дети пытаются взять инициативу в свои руки.
Тетради чатов – это, в основном, тетради знакомств. Но и тут есть кое-что интересное. Например, есть предложение тем, кто умеет рисовать: «Нарисуйте солнце таким, каким вам хотелось бы его видеть». (Это ли не творчество!) Подростки указывают свои интересы (хожу в танцевальный, занимаюсь легкой атлетикой, люблю детективы и романы). Есть признания в любви. Есть предложение присылать сюда и свои фотографии.
       Таким образом, из всего сказанного можно сделать следующие выводы:
1.                  Данный опыт работы с подростками позитивен, успешен.
2.                  Уголок «Если ты уже взрослый» востребован читателями библиотеки.
3.                  Подростки в условиях нашей библиотеки открыты для общения, у большинства из них есть определенные увлечения, дети читают, они способны к творческому самовыражению.
4.                  Библиотеку подростки воспринимают именно так, как и хотели бы библиотекари, работающие по программе развития творческой читательской деятельности: и как место для получения информации, и как место для проведения досуга, общения и творческого самовыражения.
5.                  Такие формы работы позволяют ориентироваться в мире интересов подростков, ненавязчиво корректируя их через использование имеющейся литературы. Позволяют расширять кругозор детей.
6.                  Материалы уголка помогают процессам социализации детей.
7.                  Такие формы работы активизируют детей, способствуют формирование системы обратной связи «ребенок – библиотекарь»
И конечно,  важный вывод, сделанный из нашего опыта работы с подростками состоит в том, что эта работа требует продолжения, совершенствования. Есть возможность усилить его информационную направленность, предлагая детям книги из фонда читального зала или отсылая их интересными аннотациями, рекомендательными указателями к фонду других отделов библиотеки.  В уголке есть памятка «Как написать реферат», есть возможность разработать и опубликовать другие деловые материалы для старшеклассников. Привлекательной нам показалась идея литературной аптеки, услышана она была по радио. Можно поработать над воспитанием привычки к здоровому образу жизни. У нас есть выпущенный библиографами прекрасный дайджест «Пропасть под хрупким льдом», но хотелось бы предложить детям еще позитивную информацию этой направленности. Словом, есть много задумок, которые, на наш взгляд, будут с интересом восприняты подростками. 



2 комментария:

  1. Очень интересно, постараемся использовать в своей работе. О результатах обязательно сообщу

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересный опыт.Спасибо,Вы очень талантливы!Обязательно использую в своей работе!!!!

    ОтветитьУдалить