Методические рекомендации
Опыт – это, по определению В.Даля, "испытание, проба, искус, попытка, изведка; показание другим каких-либо явлений"; С.И.Ожегов уточняет: "опыт - это совокупность практики усвоенных знаний, умений, навыков, а также воспроизведение каких-нибудь явлений, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания".
Опыт - результат творческих поисков специалиста. В нем сливаются воедино творческое, новаторское и традиционное начала.
Суть опыта - это критерий истины: он либо подтверждает, либо отвергает те или иные нововведения.
Работа по обобщению опыта проходит несколько этапов.
I этап - осмысление опыта ("осмыслить - открыть смысл, значение чего-нибудь, понять").
Попробуйте определить, что лежит в основе ваших удач (или неудач) в том или ином направлении деятельности, в каком соотношении находится опыт вашей деятельности и традиционные формы, методы, приемы деятельности.
II этап - изучение опыта ("изучить - научно исследовать, познать, внимательно наблюдая").
Начинайте этот этап с определения темы, пытайтесь сделать ее как можно более конкретной, четкой, лаконичной, доступной, достаточно информативной. Формулировка темы должна отражать основную идею опыта. Если анализируемый опыт имеет системный характер, то полученную последовательность можно назвать "Система работы...". Если же вы предполагаете описать только отдельное направление, то найдите для этого адекватное название, например, "Опыт краеведческой работы..." и т. д.
Изучите, насколько ваш опыт актуален, обратитесь к литературе (научным и методическим источникам) и практике (опыту других) для вычленения научной идеи, лежащей в основе вашего опыта, и определения индивидуальных черт вашей деятельности по данной проблеме.
Следующий ваш шаг - определение и выдвижение идей собственного опыта работы. Выделите составные части его, выстройте их в логической иерархической последовательности.
Для уточнения своих выводов, возможно, вам необходимо будет провести исследование по данной проблеме. Вы уже выдвинули гипотезу, определили объект и предмет исследования. Спланируйте и проведите эксперимент, его результаты послужат основой проверки гипотезы. Сформулируйте выводы и определите границы (условия) применения вашего опыта работы.
III этап - обобщение собственного опыта ("обобщить - сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении").
Существуют различные формы обобщения опыта, но наиболее распространенной является описание. Схема данной работы следующая.
Раздел 1. Обосновывается актуальность данного опыта работы. Определяется сущность опыта. Раскрываются противоречия, на разрешение которых направлен данный опыт. Формулируются цели опыта, подтверждается их соответствие стратегической цели деятельности отдела и библиотеки в целом.
Раздел 2. Реферативный обзор научной и методической литературы, а также существующей практики по теме опыта. Суть данной работы - вычленение научной идеи, лежащей в основе вашего опыта.
Представляя авторскую программу, проект, необходимо указать, что в них собственно авторское (новизна), а что заимствовано.
Раздел 3. Описание собственного опыта работы, т.е. сущности опыта, его результативности, возможности и условий освоения и использования. Отражаются факторы успешности представленного опыта работы в следующем порядке:
- название фактора успешности (что?);
- с какой целью вы его применяете и в какой последовательности (для чего?);
- что дает применение этого фактора (результат);
- за счет чего вы получаете высокие результаты? (условия эффективности).
· показываются трудности, ошибки, негативные моменты (если были);
· раскрывается ценность опыта для других;
· формулируются вопросы, не получившие решения в данном опыте.
Анализ и обобщение передового опыта должны быть направлены на выявление в нем типичного и индивидуального. Учитываются реальные потребности библиотеки сочетать уже сложившийся опыт с новым. Он должен служить развитию творчества и инициативы не только читателей, но и самих библиотекарей.
Раздел 4. Приложение. Прилагается иллюстративный (фото) материал, подтверждающий аналитическое описание опыта.
Завершается работа списком использованной литературы.
Спасибо за ЦУ! А главное - очень-очень кстати.
ОтветитьУдалитьМедвед по ухи ушёл в размышления: до 1 сентября надо отправить тексты выступлений на межрегиональных биб.тусовках в Ярославле и Архангельске.
Почесываю лапой за ухом, как всегда, озадачена: о чем и как лучше рассказать:) Чтобы и интересно коллегам было, и в Зайца-хвасту не заиграться...
А тут такая шикарная подсказка!
Вы меня очень выручили.
Правда? Если так, очень рада!!!
ОтветитьУдалитьКогда-то мой гуру в методической работе Г.М.Пальгуева сказала мне: "Если хочешь толково рассказать другим о своем опыте работы, просто ответь на три вопроса:
ОтветитьУдалить- Что ты задумывала
- Как ты это делала
- Что получила в результате"
В принципе, близко по сути.
Спасибо за консультацию.
Сама суть вопроса. Настоящие профессионалы умеют ее выразить в двух словах. Тут же приходит в голову такое же замечательное: на вопрос "как создать сценарий?" - слова С. Образцова "Надо ответить себе на вопросы: для кого, зачем и как", в институте учили составлять методическое описание так: "Опишите так, чтобы люди никогда не видевшие мероприятие смогли его воспроизвести в точности". Квинтэссенция!
ОтветитьУдалитьВеста, наверное и у других коллег найдутся такие замечательные вещи по сути различных вопросов? Может быть, получится интересно, если вынести в отдельную тему?
ОтветитьУдалитьНаверно, стоит попробовать:-) Тема важная и проблемная. Далеко не все умеют обобщать и анализировать (так, чтобы это был не пересказ!). Даже четкие инструкции не всем помогают. К тому же, кому-то понятно одно изложение, а кому-то - другое. Я, возможно, тоже не совсем точно передала свои три вопроса))) Просто я поняла суть на уровне подсознания). Перешлю своему гуру ссылку сюда, пусть поправит.
ОтветитьУдалитьДа, чем больше вариантов и приемов, тем, наверно, лучше. Коллективный разум - это сила)
Мои три вопроса: зачем, как, что. МЫ с Вестой вели разговор о конкретном: сообщение с обменом опытом, статья. Вопросы означают;ЗАЧЕМ я делала то о чем хочу рассказать.КАК, с помощью каких изюминок, новаций и проч я это делала, ЧТО получилось по сравнению с задуманным. В блок ЗАЧЕМ войдут и Образцовские слова: для кого. Это важно. Пост Даварской несколько шире. Но суть та же: объясни все для себя, пойми, что сама "натворила" тогда и другие тебя поймут. Пальгуева Г.М.
ОтветитьУдалитьВеста,прочитав последние два сообщения сначала и не поняла в чем дело, потом жутко расстроилась перечитав свое,написанное в 19:44.
ОтветитьУдалитьЯ поняла, почему вы меня не поняли. Если прочитать сообщение с другой интонацией...
Веста, извините меня за мой письменный стиль, ибо из-за него вы меня немного не поняли и получилась такая неудобная ситуация. Попробую объяснить
Мне, наоборот, очень понравились слова Пальгуевой Г. М. Кратко и крайне емко. Именно в них и заключается квинтэссенция всей моей консультации. Именно это я и имела ввиду. Тут же мне пришли по аналогии на ум слова других людей (потому что тоже отражают суть)по другим вопросам (по написанию сценария и по составлению методического описания), но никак не для коррекции слов вашего Учителя. Они безоговорочно точны и верны.
А поскольку именно такие, как эти три высказывания,и остаются в памяти, поэтому они особенно ценны. И предложила открыть тему (копилку), в которой коллеги смогли бы делиться подобными высказываниями. Не обсуждать, а именно делиться! Такие высказывания - предельно краткие и емкие - легко остаются в памяти и всплывают, когда это требуется.
Приношу извинения и Пальгуевой Г.М.
Кстати моя фамилия не Даварская, а все же ДаБарская:)
Но... почему же расстроились??? О_о.. Я не вижу ни проблему, ни чего-то неудобного, по-моему, все правильно от начала и до конца. Мы говорили об одном и том же, и поняли друг друга, как мне показалось)). Формулировка Г.М.Пальгуевой отражает суть Вашей консультации. Но важны обе формулировки. А если у кого-то есть еще вариант, то было бы хорошо его услышать. Мы все разные, по-разному воспринимают слова. Кому-то нужна краткость, кому-то - подробное разъяснение. Чем больше вариантов, тем больше у нас, методистов, шансов достучаться до коллег, быть услышанными и понятыми. От этого ведь зависит эффективность работы.
ОтветитьУдалитьГ.М. я позвала, чтобы она свою мысль сформулировала точно, я не была уверена в том, что правильно воспроизвела. Нет, все нормально, без обид и недомолвок:-)
Веста, спасибо. Очень рада!
ОтветитьУдалитьПрошу прощения за ошибку в написании фамилии. Стучу по "клаве" иногда не глядя на экран. По-моему мы все друг друга поняли. Просто заработала ассоциативная цепочка - каждый вспомнил свое вербальное выражение предложенных рекомендаций. Мне самой всегда помогают такие опрные знаки. Г.М. Пальгуева.
ОтветитьУдалить