Составитель правил методического описания:
Н. А. Дабарская (2007)
Составитель правил библиографических ссылок в тексте:
О. В. Леонтьева
Редактор: О. П. Ирзун
Издание 2-е, дополненное и переработанное
Оформление первой страницы методического описания
На первой странице даются основные сведения о разработке, а также общие методические рекомендации к оформлению и проведению.
Указываются:
1. Возрастная адресация и конкретная тема разработки.
Пример: Краеведческая викторина «Прекрасный город наш» предназначена для учащихся 5-9 классов
Пример: Книжная выставка-игра «Укрощение Карабаса Барабаса», адресованная детям 1-6 классов, посвящена повести-сказке А. Толстого «Золотой ключик…».
2. Цели, которые ставит перед собой данное мероприятие:
2.1) Образовательные (касаются усвоения информации):
· знакомство с кругом литературы по теме;
· погружение в тему, проблему;
· формирование библиотечно-библиографических знаний.
2.2) Воспитательные и развивающие (касаются структуры личности, познавательных, творческих способностей ребёнка. В структуру личности входит: темперамент, характер, эмоции, мотивации, волевые качества, социальные установки, способности).
Пример: Цели:
· Пробуждать интерес детей к литературе природоведческого характера.
· В игровой форме познакомить детей с некоторыми представителями мировой флоры и фауны.
· Закреплять умение работать со справочной литературой.
· Пополнять библиотечно-библиографические знания.
· Воспитывать в детях экологическую культуру.
· Развивать слуховое восприятие младших школьников, а так же другие качества, обуславливающие творческую читательскую деятельность: воображение, эмоции, образное и аналитическое мышление, память….
3. Методические рекомендации общего характера.
Если вы описываете массовое мероприятие, то далее составляются:
3.1) общие рекомендации к проведению мероприятия, в которых:
· Раскрываются особенности проведения мероприятия.
Пример: Игру проводят два библиотекаря: один в роли ведущего, другой в роли доброй Бабы Яги Егоровны…
· Даётся представление о сюжетном ходе.
Пример: Дети в процессе игры должны подобрать ключ к замку, на который Чудо-Юдо закрыл «волшебный» сундук со сказками.
С помощью волшебного яблочка участники игры попадают в разные русские народные сказки (см. текст) и, выполняя задания сказочных героев, получают ключи: за каждый правильный ответ –1 ключ. Каждым из полученных ключей дети, по ходу игры, пытаются открыть замок на сундуке.
· Обращается внимание на сложности проведения
Пример: Ведущие должны помнить, что на общей связке, с которой дети получают ключи за правильные ответы, подходящего к замку ключа не должно быть. Сценарий предполагает, что «настоящий» ключ достанется той команде, которая победит в последнем задании («Хрустальная гора»).
3.2) Рекомендации к оформлению (предметному, музыкальному, литературному) мероприятия.
Приводится подробный список реквизита, необходимого для проведения.
Пример:
1) …большие мягкие собаки-игрушки: сенбернар, далматин, доберман, лабрадор и несколько любых других пород;
2) крупные пазлы с изображением дога;
3) фланелеграф;
4) большого размера картинка со «спрятанными» собаками;
5) медаль зрительских симпатий;
6) коробка с четырьмя делениями для выяснения симпатий детей к сенбернару, далматину, доберману и лабрадору
7) 12 больших карт с изображениями разных пород собак (среди них 4 вышеназванные породы) и подписями…
Пример: Необходимо подготовить просмотр сказок и познавательных книг о собаках (См. список литературы).
Пример: Фоном может послужить любая весёлая музыка.
Если вы описываете разработку наглядной формы, то третьим элементом оформления первого листа методического описания станут
4) Сведения, относящиеся к общему виду наглядной формы (выставки, настольной, настенной игры, читательского уголка и т. д.) в целом. Особенно, если она имеет какое-либо оригинальное оформление.
Пример: По внешнему виду выставочный стеллаж напоминает здание благодаря тому, что его верхняя полка оформлена в виде крыши. На крыше большая вывеска, т. е. название выставки: «Химчистка «Особая»…
4.1) Размеры каких-либо элементов оформления или материал, из которого они сделаны, если это имеет принципиальное значение для автора.
Пример:
1) Выставка оформлена в виде осеннего леса. По бокам выставочного стеллажа прикреплены две бумажные ленты шириной 30 см. Одна прослеживает изменения в окраске берёзы с августа по ноябрь, другая- дуба…
2) Желательно, чтобы доска объявлений была сделана из дерева или фанеры…
4.2) Оформление задников полок выставки.
Пример: Задник каждой полки оформлен по-своему. Так на заднике нижней полки изображён осенний лес, на заднике второй снизу полки - серое небо, дождь со снегом, зонт… Задники следующих двух полок передают тона, соответвующие октябрю и ноябрю.
4.3) Элементы, часто встречающиеся в данном мероприятии: стрелки, форма и цвет карточек с заданиями и т. д.
Пример: Книги подобраны так, чтобы последнее задание из предыдущей книги и первое задание последующей имели общую тему. Такие задания написаны на стрелках, соединяющих эти книги, т.е. создаётся логичный переход от одного источника к другому.
Описание последующих страниц разработки
1. Массового мероприятия
Ход мероприятия должен быть описан максимально подробно, последовательно и чётко.
Необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- В тексте разработки очень подробно описывается наглядное оформление (если это не было сделано на первой странице).
Пример: лист (1/2 ватмана) с контурным изображением Челябинской области в виде фантастического лыжника ярко-жёлтого цвета (2 экземпляра). На карту нанесены некоторые промышленные города: Челябинск, Магнитогорск, Троицк, Златоуст, Миасс, Кыштым, Касли, Катав-Ивановск, Юрюзань Названия городов на карте не написаны, обозначено лишь их месторасположение разноцветными кругами (в соответствии с промышленной картой атласа России). Другие фактографические признаки карты намеренно скрыты: район Верхнего Уфалея раскрашен в виде шапочки,. Челябинск и Миасс стали щеками, между ними нарисован рот, Касли и Кыштым изображают глаза, от Каслей к Челябинску протянулась изогнутая черная линия, похожая на нос. Ниже, в районе Коркино (от восточной до западной границ области) нарисован развевающийся шарф. Южная точка области (Бреды) стала правой ногой лыжника, юго-восточная выступающая часть (район Карталов) – левой ногой. На «ногах» –лыжи. В «руках» (правая «рука» – район от Сатки до Аши, левая «рука»- район от Южноуральска до Октябрьского) – лыжные палочки. Вокруг «лыжника» нарисованы ёлочки, следы зверей, лыжня (См. приложение)
- После каждого вопроса должен следовать развёрнутый ответ (при необходимости дополненный комментариями ведущего).
- Текст ответа печатается обычным курсивом после пометки: «Ответ:» (полужирный курсив).
- После текста ответа в круглых скобках указывается источник данной информации (см. «Составление библиографического описания» ниже).
- Если в ходе мероприятия зачитываются отрывки из каких-либо печатных документов, то:
1. Данный отрывок может быть в разработке приведён полностью (с обязательным указанием источника). Особенно это касается редких изданий.
2. Необходимый отрывок может в тексте полностью не приводиться (если источник очень распространённый. Указание источника обязательно), но должны быть указаны границы зачитываемого фрагмента.
Пример: Ведущий зачитывает отрывок из книги от слов «Закрой глаза, сынок…» до слов «Не смотри…» ( Алексиевич С. Последние свидетели. – М., 1988. – С. 252)
- Если в ходе мероприятия демонстрируются видеофрагменты, то следует давать краткое описание содержания фрагмента и указывать в библиографическом описании временные рамки фрагмента.
Пример: После выполнения детьми второго задания демонстрируется отрывок из мультфильма, начиная со слов девочки ”… Я позвоню доктору…” до того эпизода, в котором пёс Хаулер пытается убежать от снегоочистителя (Занесённые снегом. - 0.16.28-0.17.24, 0.17.49-0.21.36)
- При использовании музыки в мероприятии указывается источник музыкального фрагмента и его временные рамки.
Если для автора мероприятия не принципиально, какая именно музыка служит фоном для мероприятия, то он может указать: «…любая весёлая (грустная и т. п.) музыка».
2. Наглядной формы
Приступая к описанию наглядной формы (особенно книжной выставки) необходимо оценить насколько сложное оформление имеет данная разработка.
Если форма (выставка, диалоговый уголок и т. д.) имеет традиционную структуру и достаточно простое чёткое оформление (заголовок, рубрики, цитаты, подборки книг (журналов, также любых других документов), раскрывающих тему и т. д.), то её методическое описание может быть упрощено за счёт построения схемы.
На схеме отражаются все нюансы организации формы (выставки):
· количество стеллажей (столов),
· количество полок стеллажа,
· количество и последовательность расположения документов на выставке, места прикрепления карточек с какими-либо текстами,
· места размещения наглядных материалов.
Схема должна полностью соответствовать оригиналу.
Все документы, а также наглядные материалы и тексты, представленные на схеме, должны быть пронумерованы в общем порядке или по типу (например, книги – числовая нумерация, тексты – буквенная и т. д.).
Ниже в виде списка, раскрывается содержание формы (выставки), т. е. под соответствующими схеме номерами даются названия книг, приводятся тексты и цитаты и т. п.
Таким образом, схема достоверно отражает оригинал, а список полностью соответствует схеме.
См. приложение 4 «Как составить схему книжной выставки»
Список использованных источников с полным библиографическим описанием приводится на последней странице в соответствии с общими требованиями.
Если наглядная форма построена с использованием игровых приёмов (книжная выставка-игра, настольная игра, настенная игра, игровой уголок и т. д.), имеет сюжет и требует особенного и многочисленного оформления, то применяется способ подробного описания разработки.
В этом случае автор должен последовательно и подробно описать содержание всех полок стеллажа или каждый элемент другого пространственного расположения материалов и документов.
При описании игровой выставки, прежде всего, указывается список книг, представленных на данной полке (столе). Затем – задания, вопросы и ответы по каждой конкретной книге.
Если на свободных местах полки или стола лежат какие-либо предметы, располагаются игрушки, прикреплены стрелки, это также необходимо отметить в тексте. Обязательно указывается направление стрелок.
Пример:
1) В правом углу полки сидит кукла в русском народном костюме с заданием…
2) На нижней полке лежат осенние настоящие листья. Среди них – бумажные, разной формы, с заданиями…
3) От книги «Всё обо всём» Т।3 вниз, ко второй полке, спускается стрелка, указывающая на книгу «Проверь свои знания»…
Составление библиографического описания
При составлении библиографического описания на источники информации, используемые в разработке, применяются два вида библиографического описания: аналитическое и полное.
Аналитическое описание применяется непосредственно в тексте разработки:
- после каждого ответа на задание;
- если в разработке присутствуют иллюстрации и (или) фрагменты, заимствованные у другого автора (См. приложение № 2)
Полное библиографическое описание применяется при составлении списка использованной литературы.
Список использованных источников указывается в конце методического описания мероприятия. Все источники информации, независимо от вида носителя, указываются в общем списке, в алфавитном порядке.
Библиографическое описание источников информации в методических рекомендациях составлено в соответствии с «Краткими правилами описания» (М.,1991) и «Правилами оформления библиографических ссылок в методических описаниях занятий» (Трёхгорный, 2007) (см. далее).
Правила оформления библиографических ссылок
в методических описаниях авторских разработок
I. Общие положения
1. Ссылку, включенную в текст методического описания, заключают в круглые скобки
2. Ссылку приводят в объёме, необходимом для идентификации и поиска документа – объекта ссылки (по правилам оформления правой части аналитического описания – сведения об идентифицирующем документе (ГОСТ 7.1-2003. Аналитическое описание)).
3. В количественной характеристике при ссылке на документ в целом указывают общее количество его страниц, при цитировании фрагмента – соответствующую страницу.
Примеры:
- Как называется блюдо, приготовленное по рецепту Михрютки?
Ответ: Уха (Якубенко А. Необыкновенные приключения Михрютки. / А. Якубенко. – СПб., 1993. – С. 24)
- Попробуйте догадаться, какому животному принадлежит этот нос. Ведущий показывает фотографию (В мире животных. – 1998. – N 9. - С. 1-2).
Ведущий показывает детям книгу (Пинтер А. Кошки. Коты. Котята. / А. Пинтер. - М., 1993. – 254 с.)
II. Приёмы сокращения библиографических ссылок
1. Если в тексте методического описания указывается имя автора и (или) название произведения, на которое дают ссылку, то эти произведения в ссылке не повторяют, а в скобках приводят только недостающие сведения.
Пример: -Ведущий показывает фотографию из журнала «В мире животных» (1998. - № 2. – С. 12)
Много интересного о птицах вы узнаете из кн. Пола Стерри «Совы» (Минск, 1995. – 78 с.)
2. При записи библиографических ссылок на разные материалы, опубликованные в одном издании, во второй и последующих ссылках вместо совпадающих библиографических сведений об этом издании приводят слова «Там же».
Пример: Детям выдаётся по 3 изображения динозавров. Каждое изображение подписано:
Ультразавр (Динозавры. – М., 1994. – С. 26-27)
Апатозавр (Там же. – С. 30-31)
Дроматозавр (Там же. – С. 35-36).
3. Повторные ссылки на один и тот же документ приводят в сокращённой форме при условии, что все необходимые для идентификации и поиска библиографические сведения указаны в первичной ссылке на него.
Пример:
В первичной ссылке:
Якубенко А. Необыкновенные приключения Михрютки. – СПб., 1993. – С. 107
Флибустьеры. – М., 1996. – С. 62-63. – (История пиратства)
В повторной ссылке:
Необыкновенные приключения Михрютки. – С. 95
Флибустьеры. – С.71
4. В библиографической ссылке, предназначенной только для поиска упоминаемого документа, допускается не приводить некоторые обязательные элементы (например, объем), при условии, что оставшиеся сведения обеспечивают поиск документа:
Пример:
Приключения плюшевого тигра / Софья Прокофьева. – М., 1995
Уважаемые читатели этого поста, если вас заинтересовало его содержание и вы хотите познакомиться с его приложениями, оставляйте свои эл. адреса - вышлю. Ибо здесь схемы разместить крайне (по крайней мере в моем блоге) сложно
Своих обязательно познакомлю. Наша главная проблема - рассказать о своей хорошей работе :-) Поэтому мне на - arz-metodist@yandex.ru
ОтветитьУдалитьОтправила. Надеюсь, по дороге приложения не растеряются:)
ОтветитьУдалитьmedved-kraeved@yandex.ru
ОтветитьУдалитьили
museum_nb@mail.ru
Мерси заранее!
и мне хочется ознакомиться с приложениями вышлите и мне пожалуйста
ОтветитьУдалитьnatalya-shopova@yandex.ru
Всем отправила обещанное. Получайте:)
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо!
ОтветитьУдалитьПоймала:)
obuhova-marina@mail.ru Заранее спасибо.
ОтветитьУдалитьpipeta123@list.ru Мне тоже очень хочется получить приложения. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, отправьте пожалуйста приложения. Спасибо! morningglory2@rambler.ru
ОтветитьУдалитьОтправлю - не вопрос. Но хотелось бы, Анонимный, познакомиться:)
ОтветитьУдалитьБуду очень признательна, если получу Ваш материал ! Спасибо заранее. michaella.k@mail.ru
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, можно и мне получить. Спасибо
ОтветитьУдалитьЗабыла добавить свой: homushkui@mail.ru
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте если возможно выслать mashabakina@mail.ru
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, отправьте пожалуйста приложения на эл.почту biblioteka.kopjovo@yandex.ru
ОтветитьУдалитьспасибо!
пожалуйста, и мне пришлите! Очень нужно! cgdb@mail.ru
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Пришлите пожалуйста мне на эл. почту vorontsova.liza2017@yandex.ru
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Тоже хотелось бы познакомиться с материалом! Спасибо Вам за ваш труд и щедрость.
ОтветитьУдалитьvovka-cmdb@yandex.ru
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Можно мне тоже выслать приложения на rasima_p@mail.ru
ОтветитьУдалитьСпасибо! Очень полезный материал!
Наталья, спасибо большое за методические подсказки! shevtsovaea@krumc.ru
ОтветитьУдалить