понедельник, 15 августа 2011 г.

Концепция развития творческой читательской деятельности в условиях детской библиотеки


Чтобы у друзей и гостей блога сложилось целостное впечатление о деятельности нашей библиотеки, предлагаем фрагмент Концепции ЦГДБ им. С. Т. Аксакова.

Идейные основы концепции были заложены 20 лет назад, в самом начале девяностых прошлого, как вы понимаете, столетия (генераторы идеи – Любовь Александровна Анискина, директор библиотеки; Ольга Павловна Ирзун, гл. библиотекарь и др.). Так что у коллектива было достаточно времени, чтобы поработать в данном направлении, апробировать многое, многое и многое на практике и доказать жизненность идеи развития библиотеки как центра творческой читательской деятельности. Таким образом, концепция окончательно сформировались к началу 2000 года. Свои письменные очертания (которые вы и видите перед собой) концепция обрела в 2001 году (составитель – автор блога)


II. Детская библиотека – центр формирования творческой читательской деятельности
В настоящей концепции понятие творческой читательской деятельности и цели детской библиотеки, как центра по её формированию, определяются следующим образом.
Под формированием творческой читательской деятельности (личности) понимается система действий, направленных на создание условий для воспитания у детей:
• читательской культуры;
• информационной культуры;
• социального поведения, т. е. собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества.

Эти общие цели конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в процессе библиотечного обслуживания, как индивидуального, так и группового:
• качеств, обуславливающих творческую читательскую деятельность: эмоций, воображения, образного и аналитического мышления, памяти;
• других качеств, составляющих структуру личности: интеллекта, познавательных способностей, характера, темперамента, волевых качеств;
• мотиваций к чтению;
• навыков самостоятельного поиска информации;
• способности творчески воспринимать текст и творчески переосмысливать прочитанное;
• умений реализовывать полученные знания и идеи в других видах деятельности;
• коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

При этом развитие перечисленных выше качеств, способностей, знаний, умений и навыков, должны обеспечиваться на всех ступенях развития ребёнка в детской библиотеке, соединяя общую логику возрастного развития. В то же время общие задачи развития должны конкретизироваться применительно к каждой возрастной ступени на материале содержания соответствующих программ творческого развития читателей. Соблюдение этого принципа позволит обеспечить непрерывность и преемственность творческого развития читателя.

Читать - значит творить
Творческий потенциал заложен в каждом человеке, в том числе и в области чтения. Положительное отношение к чтению
начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. Роль детской библиотеки состоит в том, чтобы помочь ребёнку обнаружить, раскрыть и реализовать его.

Структура творческой читательской деятельности
Но творческая читательская деятельность не исчерпывается только понятием «чтение», она гораздо шире. Творческая читательская деятельность представляет собой взаимодействие индивида с письменными формами знаковой информации в ходе её разыскания, приёма и переработки. Она обладает сложной структурой, в которой можно выделить:

1) Мотивационный этап:
- предпосылки и причины чтения
Мотивация служит регулятором читательской направленности и поведения и находится в постоянной динамике. Она обладает свойством, как развиваться, так и угасать, что связано с механизмом эмоциональной коррекции: в случае несоответствия мотивации реальным условиям направленность деятельности меняется.

2) Операционный этап:
- поиск, в том числе выбор;
- чтение, собственно взаимодействие с текстом;
- послетекстовую переработку информации;
- переход в другие виды деятельности и структуру личности.
Данные процессы протекают не по жёсткому алгоритму, и указанные этапы обладают свойством взаимопроникновения.
Пользование библиотекой можно рассматривать как самостоятельную автономную деятельность в читательской структуре: она отличается и мотивационной, и операционной сторонами и способна превратиться в мощный стимулятор читательской деятельности в целом.


III. Основные направления практической деятельности детской библиотеки по воспитанию творческого отношения к чтению

Пространство развития: организация и оформление библиотечного пространства
Ведущая идея, реализуемая коллективом нашей библиотеки – создание библиотеки как территории добра, творчества, свободного самовыражения личности. Библиотечное пространство призвано обеспечить свободу выбора разнообразных форм деятельности, быть легко обживаемым любым её посетителем, а интерьер - выглядеть как «приглашающий, заманивающий, располагающий к себе».
На абонементе решающее значение имеет наглядное оформление открытого доступа к библиотечному фонду, с одной стороны, раскрывающее перед детьми все богатство книжного мира, с другой – акцентирующее их внимание на наиболее интересных изданиях, полезных для общего развития и решения конкретных задач.
Читальный зал предназначен, прежде всего, для делового, обучающего и развивающего чтения, поэтому главное в его деятельности - создание надлежащих условий для продуктивных занятий детей с книгой, журналом, газетой, выделение зон для уединённого чтения, что особенно важно в отношении начинающих читателей – дошкольников и младших школьников.
Творческая активность у детей наиболее эффективно стимулируется свободой выбора занятий. На этом принципе основано создание в библиотеке игрового зала.
Игровой зал призван обеспечить ребёнку ту непринужденную, свободную обстановку, которая необходима для творчества, творческой игры. Предметы в этом зале подбираются с учётом того, чтобы контакт с каждым из них позволил ребёнку прочувствовать и пережить нечто важное для своего развития.
В структуру детской библиотеки органично вписываются такие новые подразделения, как медиазал и видеозал. Их оснащение современными техническими средствами даёт новые возможности в достижении стратегической цели библиотеки.

Чтобы активизировать творческую читательскую деятельность, целесообразно, прежде всего, определить, какие физические и психологические особенности того или иного возраста влияют на чтение детей, способствуют или, напротив, препятствуют их читательскому развитию, и с учётом этого попытаться выработать специфические для каждой возрастной группы методы. Тем более, что в последние годы границы читательской аудитории детской библиотеки значительно расширились.
В работе, индивидуальной и с группами читателей, используются разнообразные методы, формы и приёмы, объединённые общим термином - «педагогика сотворчества».
Библиотечные детские занятия отличает взаимопроникновение форм и методов. Но игра, как наиболее естественная форма активности ребёнка, в которой эффективно происходит развитие его эмоциональной и интеллектуальной сфер, занимает важнейшее положение. Особенно широкие возможности раскрывает сюжетная игра: игра-творчество, игра-размышление, игра-знакомство, игра-путешествие, игра-соревнование и т. д. Именно этот вид игры позволяет ребёнку почувствовать себя самостоятельным и инициативным; способствует развитию воображения через создание вымышленных ситуаций, в которых дети легко перевоплощаются в животных, сказочных и других персонажей. Кроме того, сюжетная игра позволяет ребёнку проникнуть в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему, заполняя этот мир эмоциями и значимыми для себя ролями и сюжетами.

Индивидуальная работа с читателями: формы и методы
В индивидуальной работе реализуется один из основных принципов воспитания творческого читателя – принцип индивидуализации чтения.
Индивидуальная работа с читателем даёт возможность выработать у него положительные мотивации к читательской деятельности. Как её субъекту, каждому ребёнку необходимо дать возможность самостоятельно осознать, зачем и что читать, предоставив ему, право выбора с самого раннего детства.
В индивидуальной работе с читателями используются как традиционные библиотечные формы (беседы, консультации), зарекомендовавшие себя как действенные и необходимые для творческого развития читателя, так и новые, разработанные коллективом, отвечающие специфике деятельности библиотеки.
В работе со старшими дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста эффективными являются такие формы, как:
• беседы с элементами игры;
• игровые книжные выставки;
настенные игры и настольные игры-викторины;
• игровые читательские уголки;
• презентации книжных выставок и других форм;
объёмные библиографические указатели в виде игрушек.
В индивидуальной работе с подростками приоритетными становятся диалоговые и информационные формы (диалоговые книжные выставки, тесты, информационные папки и др.), игра также присутствует, но приобретает более деловой, интеллектуальный характер.


Работа с группами читателей: формы и методы
Работа с группами читателей ведётся по двум направлениям:
- с организованными детьми (конкретными группами и классами, посещение которых организовывается воспитателями и педагогами)
- с неорганизованными детьми (детьми, которые приходят в библиотеку по собственному желанию)

В основе работы с группами читателей лежит система, образованная Программой развития творческой читательской деятельности.
Программа состоит из пяти разделов (подпрограмм), каждый из которых посвящён определённому возрасту и строится с учётом его психологических особенностей:
 для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста;
 для учащихся 1-2 классов.
 для учащихся 3-4 классов;
 для учащихся 5-6 классов;
 для учащихся 7-9 классов.
Каждая из указанных подпрограмм рассчитана на один год и является логическим, продолжением предыдущей.

Дошкольный возраст. Основными задачами программы на данном, самом начальном этапе становления будущего читателя, являются:
• формирование мотивационной стороны его деятельности: положительного отношения к книге, чтению, библиотеке в целом;
• развитие качеств, обуславливающих творческую читательскую деятельность: эмоций, воображения, памяти, образного мышления, познавательных способностей.
Эти задачи можно решить с помощью цикла мероприятий игрового характера при регулярных (2 раза в месяц), организованных посещениях библиотеки группами детских садов. Форма мероприятий: игра-путешествие, игра-творчество, игра-наблюдение, игра в книгу, игра-спектакль, видеоигра, комментированный видеопросмотр.

Младший школьный возраст (1-4 класс). Основными задачами программы на этапе, когда ребёнок превращается из слушателя в читателя являются:
• укрепление, выработанных на предыдущем этапе, положительных мотиваций;
• достижение гармонии между мотивационной и операционной сторонами;
• стимулирование личностно-ориентированного чтения;
• развитие качеств, обуславливающих творческую читательскую деятельность: эмоций, воображения, памяти, образного и аналитического мышления, познавательных способностей, интеллекта.
Решению указанных задач способствуют, разработанные в рамках программы, тематические циклы: познавательного, литературного, морально-этического характера.
В свою очередь циклы наполняются такими формами, как:
• игра-путешествие;
видеоигра ;
• игра-спектакль;
• комментированный видеопросмотр.
К этим уже ранее использованным формам добавляются новые:
• игра-соревнование;
литературная викторина;
видеовикторина

Подростковый возраст (5-9 кл.) На данном этапе читательского развития программа ставит перед собой следующие задачи:
• содействовать самоутверждению и становлению подростка, как личности;
• развивать качества, составляющие структуру личности: интеллект, познавательные способности, характер, темперамент, волевые качества;
• стимулировать личностно-ориентированное чтение.
Решение поставленных задач выполнимо через проведение циклов занятий познавательного, экологического, морально-этического, психологического, исторического направлений.
Наиболее эффективными формами для проведения занятий с читателями данного возраста являются:
• игра-соревнование;
• беседа;
• беседа с элементами игры;
• беседа-размышление;
• обзор литературы;
• комментированный видеопросмотр;
• ток-шоу;
• тематический вечер и др.
Как любой творческий труд является результатом свободной деятельности, так и творческая читательская деятельность вырастает из процесса свободного чтения, добровольного участия в игре, каком-либо общем деле. Поэтому в работе с неорганизованными читателями-детьми всех возрастов являются эффективными и оправданными такие оригинальные и сложные формы как:
детский театр книжных представлений;
клубы по интересам (а здесь обобщение опыта);
• воскресные секции по интересам;
• большие каникулярные программы.


Заключение
Детская библиотека, в полной мере используя весь спектр имеющихся у неё интеллектуальных, материальных и технических ресурсов, способна как никакое другое образовательное учреждение формировать творческую читательскую деятельность у детей всех возрастов. А поскольку творческая читательская деятельность – неотъемлемая часть общего развития ребёнка, формирующая структуру его личности, способствующая его социализации, стимулирующая осуществление им дальнейшей работы по самостроительству своего «я», то роль детской библиотеки невозможно переоценить.

16 комментариев:

  1. Вот это ДА!
    У меня просто слов нет. Чудо как хороша ваша кнцепция.
    Какие же вы молодцы.

    Меня особенно заинтересовали:
    видеовикторина;
    объёмные библиографические указатели в виде игрушек;
    детский театр книжных представлений.

    Буду признательна за ссылки или если со времнем напишите об этих формах работы в блоге.

    Какая умница Библиотека, которая придумала Парад библиотечных блогов. Я очень рада встрече.

    Мы не детская библиотека. И всю жизнь имели дело с юношеством. Но в 2003 году открылся у нас в библиотеке музеюшка. А музей и краеведение не знают возраста. Наш читатель заметно помолодел:) Осваиваем работу с мальками из началки. Мечта - Театр северной сказки. Надеемся, сбудется!
    Большое-большое спасибо Вам за публикации в блоге. Узнала для себя много интересного. И полезного для работы.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибочки Медведюшке за такие добрые слова!

    По видеоиграм не обобщала, но разработки в блоге есть: видеоигра для малышей "Парад игрушечных собак": http://mei--blog.blogspot.com/search/label/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0,
    видеовикторина "прогулка по Третьяковской галерее": "http://mei--blog.blogspot.com/search/label/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0"
    библиографические указатели-игрушки:http://mei--blog.blogspot.com/search/label/%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8.

    Теперь поняла, что надо в Концепцию добавить активные ссылки

    ОтветитьУдалить
  3. Все! Для удобства сделала активные ссылки

    ОтветитьУдалить
  4. Да, активные ссылки - это то, что надо.
    Вопросы иногда подсказками оказываются:)

    Здорово у Вас получается всё по полочкам разложить!
    Откройте страшную тайну, сколько лет в методистах зажигаете?
    В ноябре 30 лет моей работы в библиотеке. Признаться, с такими методическими разработками, как Ваши, нечасто встречлась:)

    Самой мне интереснее что-то придумать и посмотреть, как это будет в деле., чем обобщить и описать содеянное... И о наработках коллег и их опыте на порядок легче говорить, чем о своём:)

    ОтветитьУдалить
  5. Действительно, подсказка. И главное, своевременная, так что тем более ценная.
    Вот я и задумалась: а сколько ж в самом деле я методистом работаю...Время так быстро бежит... Да, похоже что с 2002. Значит скоро 9 будет. Но, если по-честному,то надо вычесть 2 года декретного отпуска. Значит 7. А вообще я в библиотеке уже 18 лет, поэтому очень многие формы разрабатывала и сама тоже.
    Необычным показалось ваше мнение о том, что говорить легче о чужом опыте (или я не поняла?). Гораздо на мой взгляд сложнее. Свое - оно родное, в муках (или без них) рожденное, поэтому в теме ориентируешься, как рыба в воде, ночью поднимут и то все объянишь-расскажешь)). А в чужое вникнуть надо, понять, через себя, так сказать, пропустить. А это масса заморочек

    ОтветитьУдалить
  6. Вы правильно меня поняли.
    У меня в ходу 2 определения:
    -рассказать в первом приближении
    -копать до метро.

    Думаю,мешает глубокое погружение в свое родное.
    И отличие взгляда изнутри от взгляда снаружи.
    Трудно бывает определиться с ракурсом обзора и глубиной погружения в тему, рассказывая о своих наработках: что самое-самое интересное, как рассказать просто о сложном, не скользить по поверхности и не увязнуть в подробностях:)

    О чужом опыте в первом приближении рассказывать очень интересно. Копать до метро, кончено, не возьмусь:)

    Спасибо за ссылки. Ещё бы фотографий к ним для полного счастья:)

    ОтветитьУдалить
  7. С большой бы радостью нагрузила бы блог фотками до отказа. Но... Вся проблема в том, что фотографии с нашего собственного сервера, ни даже из "Моих документов" в мой блог никак не загружаются. Комп пишет: "неправильный URL" и все тут. Ни наш админ, ни, тем более, я вопрос решить никак не можем. Что делать не знаю. Уже и на форуме блоггеров свой крик о помощи оставила, но результат нулевой. Мало того, я еще и не могу стать постоянным читателем подавляющего количества блогов (удалось всего в двух), и написать сообщения своим постоянным читателям тоже не могу. В общем какая-то причина есть, но в ведь, в конце-концов, я библиотекарь по образованию, и ее не понимаю. Что делать??????????

    ОтветитьУдалить
  8. Я поспрашиваю у коллег.
    Надеюсь, дело поправимое:)

    ОтветитьУдалить
  9. Думаю, что дело в браузере:
    Первое время у меня тоже ничего не могла загрузить себе: ни фото, ни видео. Использовала Мазилу, перешла на Оперу = и все получилось.

    ОтветитьУдалить
  10. Н.А.ta Дабарская

    Прошу любить и жаловать.
    Татьяна Новых - Мастер ИКТ "оч скорая на помощь":)
    Друг нашей берложки, вдохновительница и учитель Медведя и Полярной Совы по части внедрения ИКТ в краеведческую работу.

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо. Уже загрузила вопросом админа, а он уже загружает Оперу на мой комп

    ОтветитьУдалить
  12. Надеюсь, у Вас все получилось?

    ОтветитьУдалить
  13. Татьяна, очень приятно познакомиться. Спасибо за помощь. Оперу еще не распробовала. Буду сегодня пытаться. Но в любом случае вы разбудили нашего админа и он начал что-то предпринимать (я три месяца за ним хвостом ходила:)Возможно, что проблема еще и в очень маленькой скорости:(((

    ОтветитьУдалить
  14. Чувствуется работа настоящего сплоченного коллектива, болеющего за работу душой, любящего детей. Да, хороша концепция. Мы очень близко работаем.
    О театре вашем наслышаны много, да и у нас на конференции городов ЗАТО в 2008 г. опыт работы вашей библиотеки никого не оставил равнодушным. Так держать!
    И - согласна с Медведем-краеведом:по полочкам все разложить не каждому дано. А уж вогнать разложенное в рамки методических рекомендаций... вообще для многих проблемно, времени много требует. Спасибо за материалы

    ОтветитьУдалить
  15. Веста, большое спасибо за оценку и добрые слова. Я, честно сказать, сомневалась выкладывать Концепцию. Думала, ну кому это надо читать, но перевесила мысль, что как иначе люди смогут составить общее впечатление о нашей библиотеке, если не через ознакомление с идейными основами работы.
    Зимой нашему театру исполнится уже 20 лет! А потом через пару месяцев 55 - библиотеке! А летом - юбилей города! Так что нас ждут великие дела:))
    А "Мы очень близко работаем" - это как и насколько? Очень интересно. Пойду знакомиться

    ОтветитьУдалить
  16. По концепции - абсолютное совпадение по всем пунктам))) МФормы - где-то они пересекаются, где-то совпадают полностью, где-то у каждого свои находки.
    В моем блоге, наверно, трудно что-то отыскать... я веду его еще и с целью удовлетворения запросов воспитателей д/с, не только для профессионального общения. Но вот, например, о нашем варианте " комментированного видеопросмотра":
    http://vpereplete.blogspot.com/2011/02/blog-post_10.html

    ОтветитьУдалить