Библиографические обзоры как устная форма информирования возникли в массовых библиотеках в 20-е годы, тогда они назывались «вечерами живой библиографии».
В начале подготовки библиографического обзора необходимо решить, какой характер будет иметь обзор: информационный или рекомендательный. Как правило, обзор литературы для специалистов носит информационный характер, для широкого читательского круга – рекомендательный. В обзор информационного характера входит больше книг, чем в рекомендательный. Здесь очень важно раскрыть каждую книгу, дать ей такую характеристику, чтобы вызвать интерес у слушающего обзор. Весьма уместным можно считать здесь применение различных средств и приёмов, оживляющих обзор: показ иллюстраций, фотографий, постеров; использование музыкальных произведений, литературных записей и т.д.
Представление рекомендательного обзора читателям также требует соблюдения определённых правил. Как правило, он состоит из трех частей: вводной, основной (центральной) и заключительной.
В водной части необходимо дать характеристику самой темы, обосновать актуальность и привлекательность, связать с интересами слушателей обзора. То есть доступными словами из старого учебника: «Библиотекарь заинтересовывает детей темой, практической целью обзора литературы». Иногда эта часть включает знакомство с детской аудиторией, выяснение: какого возраста, класса присутствующие учащиеся? Что они уже читали по данному вопросу. Такое начало помогает дальнейшему настроению и содержанию беседы-обзора.
Центральная часть обзора может строиться по-разному. Это зависит от тематики, от своеобразия рекомендуемой литературы и подготовленности аудитории. В этой части обзора даются характеристики отобранных книг. Важно, чтобы обзор представлял собой связный рассказ, это очень привлекает читателей. Рассказывая о той или иной книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, показать, как ты, библиотекарь, просматриваешь новую книгу, на что обращаешь внимание, как даже при самом беглом просмотре определяешь многое. Важно внятно проговорить выходные данные, а то и лишний раз произнести термины, обозначающие элементы книги, приёмы оформления, типы издания («форзац», «суперобложка», «репринт», «гравюра»). Причём проделывать это, как считает Татьяна Рудишина (ЦГДБ им. Гайдара Москва), необходимо «в любой аудитории, в том числе и для маленьких читателей, которым эти данные пока ещё ничего толком не скажут, а останутся в памяти какие-то привлекательные магические действия» (Библиотека в школе. – 2001. - № 10. – С.12). В работе с детской аудиторией обзор легко и удачно, что подтверждает и опыт ЦГДБ им. Аксакова г. Трехгорного, сочетается такими формами как беседа, игра. Очень ярким получается библиографический обзор с элементами театрализации, с сюжетной линией (даже самой простой). В работе с младшими школьниками это может стать настоящей находкой. Итак, если обзор проводится на детскую аудиторию, будет оправданным и привлекательным использование таких приёмов:
• начать рассказ с самого интересного;
• рассказать об авторе, напомнить о других произведениях;
• показать иллюстрации;
• предложить несколько интригующих вопросов, на которые можно получить ответы, прочитав книгу;
• дочитать до самого интересного места, почувствовав, что книга захватила, оборвать чтение, предложив дальше читать самим;
• привлечь отзывы других читателей или рецензий на книгу;
• игровых приёмов (маленькая викторина, загадки, ребусы и т. д в зависимости от содержания литературы).
Обзоры (и новых поступлений и тематические) для детей могут строиться с использованием нескольких игровых элементов или же подаваться целиком в виде игры. Здесь следует учитывать возраст аудитории и тему мероприятия;
• показать несколько книг, сходных по тематике, имеющихся в библиотеке, и обратить внимание на то, чем отличается именно эта;
• рассказать о прототипах героев или о реальных событиях, которые легли в основу книги; • обратить внимание на переводчика. Быть может, даже сравнить разные переводы и т. д.
В обзоре следует чередовать разные приемы: они должны быть и простыми, и более сложными, серьезными и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка для напряженно слушающих детей. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило учащихся, он может прибегнуть к приемам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию, задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстрирующий материал, выразительно прочесть текст из книги.
Бледно выглядит библиотекарь, пересказывающий аннотации. Прочитать всё нет возможности и необходимости. О непрочитанной книге лучше сказать примерно следующее: «Я ещё не успела прочитать её, судя по аннотации (предисловию, послесловию, рецензии на книгу, отзывам других читателей), в ней говорится о…, она затрагивает проблемы…, автор обращается…». Но нельзя рассказывать о книге слишком подробно, иначе слушателя ждёт некоторое разочарование: всё уже пересказано, а стоит ли читать? Раскрывая по задуманному плану содержание книг, библиотекарь широко пользуется их оформлением, внутрикнижным справочным аппаратом.
Заключительная часть (или концовка) обзора содержит обобщение рассказанного о книгах, советы, как читать рекомендуемую литературу. Очень важно, чтобы конец обзора воспринимался детьми как естественно вытекающие выводы из всего сказанного, нацеливающие на чтение. И это самое трудное из итого, чего требует методика обзора, - в заключение дать так называемую «установку на чтение»: «когда будете читать, попытайтесь ответить на вопрос…».
Любой обзор в библиотеке – это элементы привития библиографической культуры, как составляющей общей культуры человека.
Выделяют два вида рекомендательных библиографических обзоров: обзоры новых поступлений и тематические обзоры литературы. Остановимся несколько подробнее на особенностях их построения.
ОБЗОРЫ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ проводятся библиотеками разных типов, как правило, в определённые дни и часы. Эта форма предоставления информации даёт возможность читателю оперативно получать новые сведения о новых изданиях. Методически обзор новых поступлений строится довольно просто. Он состоит из двух частей. В первой – вводной – в нескольких фразах библиотекарь сообщает, какая литература (каких отраслей) и за какой период пришла в библиотеку и включена в настоящий обзор. Во второй – главной – части даётся краткая, но ёмкая характеристика самих книг. Главная трудность для библиотекаря состоит в том, чтобы в нескольких фразах охарактеризовать книгу, заинтересовать ею читателя. Для этого существует множество приёмов. Например, привлечение внимания читателя к необычной биографии автора, обращение к иллюстрациям книги, цитирование и т. д. Такие обзоры сопровождаются выставками новых поступлений. К обзорам новых поступлений можно отнести и ОБЗОРЫ НОВЫХ ЖУРНАЛОВ, поступающих в библиотеку. Обзор журнала предполагает рассказ о его рубриках, о наиболее интересных произведениях, которые там публикуются… Обзор может охватывать не только конкретный номер журнала, но и несколько номеров, если там, например, печатается роман с продолжением, и даже вся подборка журнала за год: в этом случае даётся характеристика деятельности журнала как научного или культурного феномена, его роль в развитии научного или культурного процесса и т. п. Близкой по сути к обзору является презентация книги – форма, широко используемая в последнее время. Как правило, презентации книг проходят в присутсвие автора, издателя и т. п., которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому и т. д. Зачастую презентации книги сопутствует её продажа. Целью ТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЗОРА является знакомство пользователя с литературой (как новой, так и вышедшей ранее) по какой-либо теме (в том числе научно-популярной литературой). При подготовке такого обзора огромное значение придаётся выбору темы и определению читательского назначения, т. к. любая тема может быть подана на разном уровне: более или менее популярно. Обзоры научно-популярной литературы должны проводиться очень продуманно для учащихся одного возраста, класса. В смешанной по возрасту аудитории такие обзоры возможны только по очень широко популярным темам, интересным и доступным пониманию детей разного уровня развития и знаний.
Существует апробированная методика подготовки тематического обзора. Она требует довольно глубокого проникновения в тему, определения её основных «узлов», понимания того, кто внёс в изучение данной темы наиболее весомый вклад, знания основных концепций в освещении данной темы и т. п. Исходя из этого библиотекарь и должен подобрать литературу для обзора. Готовя обзор необходимо, если не прочитать каждую книгу, то детальное просмотреть, обратив внимание на всё, что поможет выигрышно раскрыть книгу: фотографию, цитату и т. п. Надо показать, как пользоваться иллюстрациями, схемами, картами, чертежами, внутрикнижным справочным материалом, как обращаться при чтении такой литературы к словарям и энциклопедиям.
Целесообразно привлечь сопутствующий теме книги другой иллюстративный материал. Заканчивая беседу, стоит назвать другие новые книги по теме, доступные данной возрастной категории учащихся. Обзор нескольких научно-популярных произведений на одну тему лучше всего вести по выставке, используя ее план, как путь чтения для читателей. Необязательно говорить о каждой книге с выставки. Можно ограничиться несколькими, основными по теме.
Список использованной литературы
1. Житомирова Н. Н. Руководство чтением детей в библиотеке : учебник для студентов библиотечных факультетов институтов культуры / Н. Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова. – М. : Советская Россия, 1964. – С.209-214
2. Мелентьева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов : лекция 7 : технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов // Библиотека в школе. – 2004. - ; 23. – С. 54-58
3. Рудишина Т. Библиографический обзор. Это просто?!.. // Библиотека в школе. – 2001. - № 10. – С. 12-13
Подготовила Н.А. Дабарская, методист ЦГДБ
В блоге БиблиоМенеджер интересный пост Здравствуй, племя младое, библиотечное:
ОтветитьУдалитьhttp://bibliomenedzer.blogspot.com/2011/08/blog-post_17.html
Автор блога рекомендует для начинающих библиотекарей учебно-практическое пособие "Курс начинающего библиотекаря", который увидела на сайте Центральной публичной библиотеки Новоуральского городского округа.
Автор пособия - Родионова Ирина Петровна заведующая отделом организационно-методической работы Старорусской ЦБС
Курс начинающего библиотекаря: Учебно-практическое пособие:
http://www.publiclibrary.ru/librarians/issue/sbornik13-2.htm
Есть там материал и по подготовке библиографических обзоров.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьНедавно и я вспоминала, где что ценного встречала по теории библиографических обзоров. Самая подробная информация, изложенная человеческим языком, в нестареющей классике:
ОтветитьУдалитьБиблиография. Общий курс: Учебник для библиотечных факультетов институтов культуры / Под ред. М.А. Брискмана, А.Д.Эйхенгольца. – М,, 1969. – С. 458 – 510.
Автор рассматривает обзор как вид библиографического пособия. О составлении пособий и обзоров - бесценная инфа. Для тех, кто не прочь покопаться в методике, а не гульнуть пр верхам.
Там же дивный материал по методике справочно-библиографической работы.
Ещё замечательно у Г.Н. Диомидовой в "Библиографоведении" дана методика.
В "Справочнике библиографа" в разделе о библиографических пособиях по аннотированию и реферированию материал интересный. Таблица маркеров для аннотирования, например.
В "Межотраслевых нормах..." технологический процесс и нормирование.
Здорово, что у Вас другие источники! Меняем ракурс обзора - появляется стереоэффект. Разные точки зрения - интересное дело!
О, да! Согласна, пособие "Курс начинающего библиотекаря" - великолепная вещь. Несколько месяцев назад тоже случайно наткнулась на него. Скачала, переплела и рассовала своим начинающим, с угрозой устроить для них семинар по вопросам пособия.
ОтветитьУдалитьОбычно загораюсь желанием написать консультацию, когда нахожу в свежей периодике интересную статью по методике, и к ней уже начинаю искать расширяющий материал. Это, что касается источников для консультаций.
ОтветитьУдалитьОгромнейшее спасибо за рекомендацию книг по теме! Завтра библиограф придет, спрошу, что у нас имеется.
А где бы "Межотраслевые нормы" посмотреть?
Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках (утв. постановлением Минтруда РФ от 3 февраля 1997 г. N 6)
ОтветитьУдалитьhttp://base.garant.ru/1593340/
Если не найдеся у вас что-то из перечисленых книг, я смогу прислать по электронке отскаированное избранное:)
Я не в восторге от "Курс начинающего библиотекаря".
Хорошо бы несколько в другом стиле, чтобы не распугать молодых бойцов премудростями биб дела:)
Может быть, Вы читали Ди Снайдера "Курс выживания для подростков"? Чудо чудное, диво дивное! Где сладко подремывает Ди Снайдер от биб дела? Поскорее бы его звездный час настал на радость компании старых биб зубров и молодых бойцов:).
Спасибочки за ссылку!
ОтветитьУдалитьДи Снайдер - это, конечно, здорово. Вы считаете, что начинающим библиотекарям нужно популяризировать теорию? Если честно, стиль меня не смутил. Видно, родственный моему:) Но в любом случае, замечательно, что когда под рукой у новичка подобный курс и в него всегда можно заглянуть. И потом, чего ж я, методист, на работу-то хожу?:) Объясняю все новым (и бывалым, бывает тоже)библиотекарям на конкретных примерах из их же практики - популяризирую:)
Наташа, это Вам кажется, что в "Курсе начинающего библиотекаря" всё ясно и понятно. Потому, что Вам эта инфа уже знакома. Причем - в теории и в практике!Кратко, дельно - да. Хорошая шпаргалка практикам, молодым библиотекарям. Но новичкам? Меня терзают смутные сомненья...
ОтветитьУдалитьЭксперимент. Попробуем мысленно "стереть" все наши теоретические знания и практические навыки подготовки обзоров. И с чистого листа, вооружившись Курсом, возьмемся за составление обзора. Дело в шляпе?
В 2003 году я первый раз взяла в руки учебник "Музееведение". У меня были просто квадратные глаза! Не поверите, в некоторых местах я элементарно не смекала: " А что, собственно говоря, хочет сказать автор?"
Курс молодого бойца точно не должен пугать.
И живиых примеров туда подбросить не помешает.
Может, Вам стоит попробовать написать такую нетленку? Уж тогда точно Ваш блог побьет все рекорды:)
Приходит в библиотеку на работу новый сотрудник. Без биб.образования. Даю книжку с закладкой... Читает. Пугается. Приходится браться "за перевод". С примерами из практики. Народ облегченно вздыхает и радуется жизни.:)
Наталья,спасибо еще раз за присланные материалы. Еще не читала, только просмотрела - полезного для нас много.
ОтветитьУдалитьС тем, что по Курсу трудно написать мероприятие согласна. И на него в этом отношении не полагаюсь. Перед тем как новые работники берутся за разработку чего-нибудь обязательно провожу устную консультацию и вручаю письменную с просьбой всегда обращаться по всем возникающим вопросам.
Пересмотрела Курс еще раз с предлагаемой вами точки зрения. Да, пожалуй, написано сложновато. Но круг рассматриваемых кратко вопросов широк и дает представление о библиотечном деле. Поговорю со своими начинающими, узнаю их мнение.
Спасибо за идею по поводу собственного сборника материалов для начинающего библиотекаря.
У нас в библиотеке действует Программа начинающего библиотекаря. По ней мы и вводим человека в профессию. Сборник адаптированных к пониманию новичков письменных материалов был бы кстати. Единственно, смущает мой стиль - боюсь собьюсь на сложноватый :)
Здорово было бы сочинить такой курс - Программу минимум, чтобы на него в минуту жизни трудную можно было бы положиться:)
ОтветитьУдалитьЕсли говорить о продвижении литературы, по-моему, стоит туда включить ЦУ о том, как:
-провести беседу о книге, тематический и информационный обзор ( согласно современной терминологии - рекомендательный и научно-вспомогательный);
-поставить классическую выставку литературы: заголовок, цитата 3 раздела:)
Пожалуй, на беседе, обзоре и выставке, как на 3 китах, строится большая часть работы по продвижению чтения.
А почему бы Вам не пригласить в сотоварищи по созданию "Курса молодого бойца" начинающих библиотекарей? Заодно и на блогерской библиолужайке ребята гульнут:)
Дуэт библиотечной классики и ИКТ - совершенно нескучное дело!
М-да-а...Вы меня все больше и больше зажигаете этой идеей. И я уже готова загореться:)Но с другой стороны, не уверена что обычный методист, такой как я, сможет повернуть такую гору. И не уверена в простоте своего стиля. Надо все хорошо обдумать. Вот весь сентябрь и буду думать. Все равно он весь занят:сначала буду подводить итоги игры в буклетах "Лето с изюминкой" и готовить финальную игру для участников, потом поедем в Уфу на аксаковский фестиваль.М-да, а идея интересная... Придется перечитать Ди Снайдера:)А если этот труд сделать коллективным и авторами разных статей будут библиотечные специалисты-блоггеры? Я вот уверена, что вы уже знаете самых талантливых и способных...:) Сначала разработать содержание, потом собрать все полученные статьи и свести в единое целое? А?
ОтветитьУдалитьАксаковский фестиваль - это здорово!
ОтветитьУдалитьА поделиться какими-то наработакми по Аксакову с нами не откажетесь? Были бы оч признательны и благодарны за помощь..
Штрихи к портрету, Аксаков-сказочник, "Аленький цветочек" - вот такие темы были бы оч интересны. Параллельно для студенто педколледжа и мальков из началки. К нашему будущему сказчному проекту собираем в копилочку.
Может быть, что-то и о Бажове у вас найдется? По той же схеме. Особенно интересны постановки в Театре книги "Аленького цветочка" и сказов Бажова.
На Аксаковский фестиваль мы приглашены со спектаклем "Аленький цветочек" (режиссер Ольга Павловна Ирзун, гл. библиотекарь). Сценарий прислать могу.
ОтветитьУдалитьПодробно по Аксакову начали работать не так давно - всего год назад, когда нам присвоили его имя, поэтому наработок не очень много. Могу предложить свою зимнюю игру в буклетах. Суть в том, что начало игры и финал на стене и постоянно видимы, а "середина" заключена в буклет и чтобы его заполнить дети должны побегать по разным залам библиотеки. Идея зимней игры в буклетах разрабатывалась впервые, но получилось вроде как интересно.
По Бажову - надо посмотреть. Но навскидку - есть простенькая настенная игра "Из малахитовой шкатулки" и мой летний буклет не помню какого года
А цифровую видеозапись спектакля или его эпизодов мы сможем посмотреть в вашем блоге?
ОтветитьУдалитьСпектакль кукольный или драматический?
Пожалуйста, присылайте всё.
Как много интересных задумок и наработок у вас в библиотеке, оказывается! Да здравствуют блоги:)
Медведь-краевед округлил глазки от удивления и радостно потирает лапы в предвкушении добычи...
Та ещё матерая жадина-говядина!
У Вас легкое перо. В постах и комментариях много всяких- разных стилей переливаются всеми цветами радуги
ОтветитьУдалитьМожно не замахиваться сразу на полный Курс. Присмотреть на пробу 1 тему для начала. Тот же старый добрый рекомендательный обзор, как вариант. На занятиях с молодыми бойцами повторить теорию. Библиотечные зубры и ветераны библиотеки могли бы вспомнить интересные случаи и забавные эпизоды из практики - поделиться с молодыми.
Юные библиотекари напишут обзоры, закрепляя теорию на практике. Можно и конкурс объявить. И в разных номинациях всех участниц наградить хотя бы шоколадными медальками
А закончить Курс молодого бойца деловой игрой. Дружно написать коллективное письмо в будущее – новому поколению молодых библиотекарей.
Перечитать Ди Снайдера неплохая идея Можно предложить молодым библиотекарям написать беседу о книге по нему. Это ведь основа рекомендательного обзора. Доброе дело в теплой компании = всегда интересно.