Рекомендации по подготовке
Существует большое количество событий и традиционных дат, по случаю которых в библиотеке устраиваются театрализованные и нетеатрализованные праздники. Мега-, гала-, шоу- и другие крупные проекты также давно уже стали включаться в библиотечные планы и с успехом реализовываться.
На что же следует обратить внимание при подготовке любого крупного мероприятия?
I. Принципы организации и проведения.
1. Праздник не может происходить часто. Иначе он быстро им быть перестанет. Подготавливая праздник важно создать и поддерживать предпраздничное настроение. Оно всегда связано с ожиданием чего-то приятного, сказочного.
2. Рудишина Т. и Муравьёва Л. также считают, что при написании сценария крупного праздника библиотекарю пригодится: 1. внутренний призыв: «Меньше библиотечного, больше зрелищного»; 2. совет: «Все, даже самые умные, слова ведущего сократить наполовину от первоначального варианта».
3. Нельзя забывать и о том, что дети, пришедшие на праздник, хотят быть не только зрителями, но и участниками действий. Поэтому продумайте приемы, стирающие грань между аудиторией и исполнителями: конкурсы, игры, речевки, кричалки, коллективное пение и т.д.
4. В процессе проведения праздника обязательно соблюдение жёсткого хронометража, чёткости и строгое следование сценарию, не допускается никакой импровизации. Постарайтесь, чтобы праздники были лаконичными и динамичными.
5. Обратите внимание на звуковое и визуальное сопровождение праздника. Огромное значение имеет, что звучит в фойе, пока собираются гости, как «одета» сцена. Современные информационные технологии позволяют сделать в режиме «Презентации» постоянно меняющееся слайд-шоу.
6. Праздник – это сюрпризы (детям необходимо знать, что на празднике их ждет что-то интересное и таинственное. Это может быть новое в оформлении зала, неожиданный гость…) и/или подарки (рекламные буклеты, сувениры, какие-то приятные мелочи, с которыми гости праздника будут расходиться по домам).
II. режиссура.
1. Алгоритм построения сценария
Не зависимо от выбранной формы крупного мероприятия, на мой взгляд, всегда следует помнить о подходе Сергея Образцова к вопросу «Как вы готовите спектакль для детей?»: «Сначала отвечаю на вопрос, для кого готовлю спектакль (определение адреса и возраста), потом отвечаю на вопрос, зачем я ставлю этот спектакль (определение цели), и только потом я отвечаю на вопрос, как надо делать спектакль (определение методики)».
Именно этот алгоритм должен надежно закрепиться в сознании каждого специалиста, приступающего к написанию любого сценария, то есть к литературному описанию событий в их художественно-образном видении.
Для композиции (особенно праздников нетеатрализованных, тематических, посвященных событиям и датам) очень важно выбрать в рамках большой макротемы (общая направленность мероприятия) свою конкретную микротему. После выбора микротемы определяются название и возраст детей, для которых готовится композиция. Затем ставится цель, ориентирующая на конечный результат. Под выбранную микротему и цель подбирается соответствующий материал.Собранный материал помогает выстроить сюжетную канву.
2. Сюжет и композиция.
Сюжет (совокупность действий, событий, которые развиваются в ходе повествования) составляет содержание разрабатываемого мероприятия. Композицию же, т. е. последовательность функций, диктуемых имеющимся материалом, можно отнести к области формы. Единая композиционная схема, диктуемая сюжетом, реализуется в различных формах, она лежит в основе сюжетов и представляет собой скелет, каркас мероприятия.
Множество сюжетов имеют примерно одну и ту же композицию. Можно сказать, сюжет – величина переменная, а композиция – величина стабильная.
Структуру композиции определяет функция, под которой понимается поступок действующего лица или событие, определяемые с точки зрения их значения для хода действия. Наиболее чётко разработаны функции в русских народных сказках, и неслучайно при написании праздничных сценариев для детей многие организаторы берут за основу сказочные сюжеты, ведь по форме сказка представляет собой идеальное произведение – она пластична, подвижна, динамична, рельефна.
По содержанию сказка не только забавляет и развлекает, она воспитывает чувство справедливости и любовь к добру, она приучает к смелости мысли и дерзости воображения, она заставляет думать, действовать.
Сказочные функции-поступки распадаются на пары:
- трудная задача влечёт за собой её разрешение;
- бой ведёт к победе;
- погоня предполагает спасение.
Парные функции выполняются разными лицами, но динамизм один – действия проходят последовательно во времени, выстраиваясь одно за другим.
3. Праздник театрализованный.
Очень важно изначально сформулировать замысел сценария. За основу сценария для малышей можно взять уже известную сказку с заданным количеством героев, но наделять их обратными качествами (Золушка – капризная, мачеха – добрая…). Либо за основу берётся сказка, герои которой живут в наше время (внучка вырастила на пришкольном участке репку, одноклассники отказываются ей помочь). Возможна встреча героев из двух разных сказок, и они меняются ролями. (Мальчик-с-пальчик попадает в каморку папы Карло…).
Для написания сценария для детей младшего и среднего школьного возраста хорошо использовать художественные произведения, которые помогут подобрать интересных героев, фрагменты текста с нестандартным поворотом событий («Алиса в стране чудес», «Кондуит и Швамбрания», «Машина времени»).
Если праздник театрализованный необходимо тщательно проработать драматургическую канву сценария.
В сценарии принято выделять следующие структурные единицы:
· исходное событие,
· завязочное событие,
· событие 1 эпизода,
· событие 2 эпизода,
· поворотное событие,
· кульминационное событие,
· финальное событие.
Исходное событие и завязка называются экспозицией, развязка – финалом, а разделённый на эпизоды сценарий представляет композицию. Первые два компонента всегда незаменимы, композиция же, в зависимости от имеющегося материала, может быть разной. В ней могут присутствовать 3, 4, 5 эпизодов, а поворотное событие, когда появляются новые герои или ситуации, видоизменяющие русло сценария, произойдёт после первого эпизода либо в середине – это зависит от логики сюжета. Данная структура характерна для любого спектакля, любого художественного произведения.
Для малышей 2-3 лет сценарий не должен быть слишком сложным по структуре. Персонажи, если их несколько, должны появляться по очереди, одновременно в поле зрения детей присутствует не более трех. Можно обойтись и одним персонажем (он же ведущий). Структура сценария может иметь небольшую завязку и кульминацию (кто-то из действующих лиц потерялся, неправильно себя ведет, что-то не умеет), а может не иметь ее и быть полностью линейной (задания на задуманную тему, которые перемежаются репликами ведущего).
Для детей 4-5 лет и старше можно предлагать более сложные действия, которые включают в себя отдельные эпизоды с мини-спектаклями. Сценарий может содержать поиск (клада, Снегурочки, таинственной двери и т.д.), а путь к искомому может лежать через выполнение заданий, получение подсказок, составление слов, и т.п. В каждом таком задании могут появляться новые персонажи с отдельным представлением и характером действия.
Очень важно для каждого сценария найти свой образ, который поможет построить свой оригинальный драматургический ход.
В драматургическую канву театрализованного сценария для детей целесообразно также включать разнообразные приёмы активизации аудитории:
· речёвки,
· загадки с хоровыми ответами,
· физминутки,
· песни,
· танцы сидя и др.
Основные пожелания к разработке сценария детского театрализованного праздника:
· количество эпизодов основной части может колебаться от 2 до 5, но не более, чтобы основное действие воспринималось как единое целое;
· не следует дробить сценарий на мелкие эпизоды, это затрудняет восприятие и нарушает целостность действия;
· внутренняя структура эпизода делится на те же части, что и весь сценарий (завязка, развитие действия, кульминация, развязка);
· продолжительность действия на сцене не должна превышать 40-45 мин.;
· не следует вводить очень много героев из различных сказок, лучше более выпукло и глубоко проработать характерологические особенности немногих действующих лиц, чтобы каждый герой имел «свой» неповторимый характер;
· в клубной драматургии для детей вместо копирования хорошо известных сказок лучше провести поиск собственного варианта конфликта, вскрывающего реальную педагогическую ситуацию;
· не перегружать сценарий шумовыми и музыкальными эффектами;
· избегать использования одних и тех же героев.
4. Праздник нетеатрализованный.
Успех массового праздника, не имеющего театрализации, обеспечивается использованием комплекса средств эмоционально-нравственного воздействия на его участников. Ведущее место принадлежит слову, содержащему основную информацию, влияющему на интеллект, воображение, чувства детей. Воздействие слова усиливают средства наглядности: демонстрация видеофрагментов, слайдов, презентаций, художественное оформление места проведения праздника. Созданию эмоционального настроения участников праздника способствуют игры, соревнования и музыка.
Игра, соревнование – это полноправные слагаемые праздника. Игре иногда бывает тесно в одном помещении, тогда она выходит за рамки зрительного зала. Небольшое по времени соревнование укрепляет чувство принадлежности к своему коллективу, формирует навыки сотрудничества.
На празднике должны возникать моменты интеллектуального, волевого, эмоционального напряжения и эмоциональной разрядки (шутки, песни, речевки). Если дети плохо слушают, отвлекаются, шалят, значит праздник однообразен, вял, скучен и его организаторам есть над чем задуматься.
Встреча с интересным человеком – значимая часть многих библиотечных праздников. У нас множество замечательных людей, чья жизнь дела и подвиги – пример для многих поколений. И как важно, чтобы этот человек смог твыступить ярко, убедительно. Мы считаем, что гость сам во всем разберется, сумеет выступить как нужно. Но так бывает не всегда. В детской аудитории важно не только знать что, но и как сказать. А это большое искусство. Организатору праздника необходимо вовремя прийти на помощь всем, кто в этом нуждается. Как бы ни был знаменит гость, нужно встретиться с ним заранее, чтобы поделиться замыслом, высказать просьбы, договориться о времени выступления. К приходу гостя необходимо подготовить цветы и сувенир.
Предпраздничные репетиции – важный этап в подготовке праздника. Чтобы они были продуктивными, нужно учитывать следующие моменты:
· Репетировать надо по частям, по эпизодам
· Если номер готов, незачем «мучить» исполнителей до генеральной репетиции
· Старайтесь проводить репетиции весело
· Тщательно репетируйте массовые сцены. Не жалейте времени на то, чтобы, например, хор мог без шума, в считанные секунды, построиться за легким занавесом или уйти за кулисы без звука
· Обращайте внимание на стыковаку кино и текста, музыки, диапозитивов. Это наиболее уязвимые части праздника. Случается так: текст произнесен, а видеофрагмента нет и возникает мучительная пауза.
Успех праздника зависит и от возрастных особенностей зрительской аудитории. Наилучший результат достигается, считает Л. Битмаева, когда праздник рассчитан на одну возрастную группу.
Организация массового праздника предполагает, прежде всего, своевременную подготовку. Иногда о празднике вспоминают слишком поздно и начинают готовиться к нему с судорожной поспешностью. Часто в таких случаях результат никого не удовлетворяет.
Можно использовать и готовые сценарии. Но в таком случае важно помнить, что готовый сценарий – это лишь материал, в который необходимо вдохнуть свою любовь и внести своё видение. Поэтому любой сценарий может быть изменён в соответствии с конкретными условиями, применительно к конкретным детям.
5. Музыкальное оформление играет огромную роль в любом празднике Феномен музыки состоит в том, что знакомые мелодии вызывают у человека нужные зрительные образы, готовят к встречи с участниками торжества, подводят к восприятию определенной мысли. Музыкальная партитура праздника очень важна. Это музыкальные сигналы в начале, фоновая музыка, оркестровая «отбивка», музыка, которая сопровождает стихотворные сценарии и т.д.
6. Оформление зала также играет важную роль. Чтобы оформить зал красиво, ярко и со вкусом, необходимо знать некоторые секреты: 1. Соблюдать меру, чтобы украшения не забивали друг друга. Проявляйте фантазию, выдумку при минимальной затрате времени, сил и денег. Запомните: оформление праздников не должно повторяться. 2. Больше веселых неожиданностей, сюрпризов. Например, сюрпризы на дверях(плакаты, фотомонтажи, приглашения, афиши, программы праздника, объемные маски), картинки на окнах. Можно развесить гирлянды, флажки, воздушные шары, на которых следует нарисовать веселые рожицы, написать пожелания, «нарядить» шарики в шляпки, парики, панамки, косынки. Чудо-зеркало – еще один сюрприз, который очень нравится детям. Взглянув в такое зеркало, гость видит себя в костюме какого-либо героя. Сделать такое зеркало просто, для этого вся зеркальная поверхность закрывается картинкой, остается только овал для лица.
Очень важен анализ проведенного мероприятия: что у нас получилось хорошо?, что у нас было плохо?, что нужно учесть на будущее?
Список использованных источников
1. Битмаева Л. Школьные праздники // Воспитание школьников. – 2002. - № 5. – С. 30-33
2. Исаенко В. Как подготовить праздник для детей // Воспитание школьников. – 2004. - № 8. – С. 24-26
3. Муравьёва Л., Рудишина Т. Библио-шоу и другие крупные проекты // Библиотека в школе. – 2006. - № 15. – С. 5-6
4. Интернет-сайт: http://prazdniksmamoy.ru/prazdnik-po-kusochkam/detskiy-prazdnik-kak-napisat-stsenariy.html
Подготовила: Н. А. Дабарская, методист ЦГДБ
Спасибо большое!
ОтветитьУдалитьОчень интересный пост.
Ценные рекомендации для практиков.
Спасибо. Я же - копающаяся в методиках;)))
ОтветитьУдалить