Вводная часть
мероприятия
1.
Расскажите читателям о своем опыте знакомства с книгой, но не более 3-4 минут. Здесь
необходимо быть максимально искренними. Если вы не сразу пришли к принятию
этого произведения, то надо так и сказать. Это должен быть именно сюжет о том,
как вам читалось, или как вы «встретились» с этой книгой, а не описание своих
чувств, и ни в коем случае не оценка текста или героев. Если вы не готовы к
выражению своих чувств, то лучше ограничьтесь краткой эмоциональной информацией
о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те
моменты биографии автора, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на
свою жизнь. При этом важно, что биография рассказывается не вся, а используются
только те моменты, которые могут повлиять на восприятие текстовой информации,
сузить спектр читательских предположений, направить детей к тексту.
2. Обсудите название произведения. Спросите читателей, почему такое название у произведения, что может произойти в книге (повести, рассказе) с таким названием. Каждую точку зрения желательно кратко обосновать, а не говорить наугад. Главное - не затягивать разговор в этот период, иначе можно «перегореть» и уйти в частности. Некоторые начинают обсуждать возможные сюжетные перипетии не сразу с названия, а после прочтения первых строк. По сути – пункты 1и 2 и есть стадия вызова.
Подготовка к чтению
1. Текст
заранее делится на смысловые части. Это одна из трудностей работы со
стратегией.
Специалисты рекомендуют полагаться на собственную интуицию и видение критических моментов текста. Поскольку часто перед чтением фрагмента руководитель задает вопрос на прогнозирование содержания, есть смысл делать остановки в тех точках произведения, где намечается поворот сюжета.
Специалисты рекомендуют полагаться на собственную интуицию и видение критических моментов текста. Поскольку часто перед чтением фрагмента руководитель задает вопрос на прогнозирование содержания, есть смысл делать остановки в тех точках произведения, где намечается поворот сюжета.
Пример:
первый отрывок в рассказе Набокова В. «Бритва» состоит из одного предложения:
«Недаром в полку его звали: Бритва». Это связано с тем, что в неё заключено
много информации: во-первых, оно конкретизирует предположения о содержании
произведения, сделанные перед чтением текста (становится ясно, что речь пойдёт
о человеке), во-вторых, в этом отрывке появляется первая информация о герое: он
служил, в-третьих, возникает мотивация на дальнейшее получение информации:
каким должен быть человек, которого называют бритвой? (Тексты с примерами разбивки на части см. в газете
«Библиотека в школе» (2005. - № 16))
Прямо в тексте отмечается, где следует
прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и
т. д. Всего остановок обычно бывает от 2 до 4 в зависимости от размера текста.
Во время остановок детям задаются вопросы, побуждающие к критическому мышлению.
Важно помнить одно: не следует делать большое количество остановок, так как это
создает опасность увлечься «угадыванием» сюжета. Руководитель должен умело балансировать между авторской
позицией и многообразием взглядов на заявленную в произведении проблему.
2.
Необходимо заранее продумать вопросы и задания к тексту, направленные на
развитие у слушателей различных мыслительных навыков. Но и про объяснение
непонятных слов, анализ средств художественного выражения не следует забывать. В технологии РКМЧП за основу берется
классификация вопросов, основанная на созданной Бенджамином Блумом таксономии
учебных целей по уровням познавательной деятельности. Американский педагог
выделяет 7 уровней познания: знание, понимание, применение, анализ, синтез,
оценка. В соответствии с ними выделяются 7 уровней вопросов, которые может
задавать руководитель в ходе чтения:
1.
Вопросы на факты. Отвечая
на подобные вопросы, ученик должен буквально воспроизвести информацию,
полученную из текста. С их помощью учитель проводит мониторинг понимания
прочитанного. Чаще всего эти вопросы касаются имен героев, места и времени
действия. Однако нужно учитывать, что эти вопросы не влияют на развитие
мыслительных способностей школьников, поэтому необходимо при чтении
художественного текста свести их использование к минимуму.
2.
Вопросы на перевод предполагают
переосмысление информации в других формах.
Учитель может предложить детям нарисовать увиденную ими благодаря
художественному слову картину, описать ее своими словами. Такие вопросы, по
сравнению с вопросами первого уровня, являются более творческими, однако они
предполагают все-таки больше воспроизведение, чем развитие.
3.
Вопросы на интерпретацию позволяют
раскрыть связь между идеями, фактами и ценностями. Задавая такой вопрос,
учитель конструирует его с помощью слова «Почему?» и просит ответить, используя
информацию из текста.
4.
Вопросы на применение дают
возможность решать проблемы. Их можно назвать творческими, так как они
предполагают некое проектирование, прогнозирование дальнейшей ситуации с опорой
на текст. Именно такие вопросы поддерживают интерес к чтению, поэтому чаще
всего учитель задает их для реализации стадии вызова перед чтением очередного
фрагмента.
Все
названные типы вопросов расположены в порядке возрастания их мотивационной и
развивающей функций, следовательно, интерпретационные и творческие вопросы –
это вопросы более высокого уровня, чем фактологические или вопросы на перевод.
Но все-таки более всего влияют на развитие мышления вопросы следующих трех
типов.
5. Вопросы на анализ подразумевают более детальное рассмотрение частностей
в общем понимании изображенной ситуации, особенностей поступков героев, мотивов
их поведения.
6. Вопросы на синтез предполагают создание новых сценариев с привлечением
собственного опыта. Они близки к вопросам на применение, но являются более
широкими.
7. Вопросы на оценку – это вопросы самого высокого уровня. Отвечая на них,
ученик высказывает суждения о хорошем и плохом в соответствии с собственной
системой ценностей и переводит ситуацию текста в личную систему взглядов.
Последние
три уровня вопросов имеют одну общую черту: при ответе на них ученик должен
использовать не только текстовую информацию, а привлекать весь свой опыт,
высказывать собственные суждения. Это, безусловно, способствует формированию
точки зрения, позиции, несет огромную воспитательную нагрузку.
Вопросы,
развивающие критическое мышление из опыта Е. Селезневой (сайт Солнечный):
- что заставляет героя поступить именно так;
- как будут дальше развиваться события;
- какие чувства вызвал у вас этот отрывок текста и т.д.
- что заставляет героя поступить именно так;
- как будут дальше развиваться события;
- какие чувства вызвал у вас этот отрывок текста и т.д.
После 1 или 2
остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний»
Что будет дальше?
Чем закончится рассказ?
Как будут развиваться события после финала?
|
Вариант 3
|
Вариант 1
|
Вариант 2
|
После
окончания работы с текстом руководитель может предложить детям на выбор 2-4
цитаты (пословицы, расхожих выражения), связанных с содержанием текста и
отражающие различные подходы к интерпретации текста.
Пример: для рассказа В. Осеевой
«синие листья» такие варианты: «Каков вопрос - таков ответ», «Друг познается в
беде», «на обиженных воду носят». Детям нужно выбрать одну из них – какая на их
взгляд больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе
(маленькое сочинение), обосновывающее выбор. Некоторые эссе зачитываются перед
группой.
Как читать?
Чтобы полноценно воспринять литературное произведение, нужно
эмоционально пережить его, заразиться им. Чтение – это упражнение в
нравственном чувстве. Процесс чтения без переживания, без радости, без печали,
без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветшую душу, делает её слепой к
миру образов.
«Человек, который читает
вслух, раскрывается весь как есть. Если он не знает того, что читает, речь его
невежественна, он жалок, и это слышно. Если он не живёт тем, что читает, слова
остаются мёртвой буквой, и это чувствуется. Если он переполняет текст самим
собой, от автора ничего не остаётся: цирковой трюк, и всё тут, и это видно.
Тот, кто читает вслух, весь как на ладони перед глазами, которые слушают. Если
он читает по-настоящему, если он опирается на знание и, не идя на поводу у
своего удовольствия, сам его направляет, если его чтение – это сопереживание
как публике, так и тексту, так и автору; если он заставляет признать насущность
творчества, пробуждая самую тёмную и неосознанную потребность понимать, – тогда
книги распахиваются настежь, и толпы людей, считавших себя отлучёнными от
чтения, устремляются вслед за ним в открытые врата». ( Даниэль Пеннак об
искусстве чтения вслух)
Читая детям литературное произведение, библиотекарь делится с ними теми
мыслями и впечатлениями, которые у него возникли в результате чтения и анализа
текста, старается вызвать соответствующий эмоциональный отклик, помогает понять
основную идею произведения. Чтение должно быть простым и выразительным.
Хорошее чтение – прежде всего правдивое и искреннее, верно истолковывающее текст
и исключающее внешний эффект, театральность. К чтению надо готовиться заранее:
знать текст и читать так, как будто лишь пробегаешь глазами по страницам
книги. Но вот ещё одно мнение: «Не играйте с детьми понарошку. Не читайте
как взрослый с высоты своего возраста. Не проводите мероприятия. Читайте
по-всамделишному, как будто и сами как в первый раз, как в шесть лет… с
изумлением. Мы же актёры высокой пробы, но дети всё равно талантливее нас. И
фальшь чувствуют тут же. И не прощают. Не верят. И если там умерла собака, а вы
улыбаетесь, то вы и есть главный злодей и чужой взрослый». Так считает Л.
Воронова.
Крайне важно овладеть искусством
громкого выразительного чтения. По
словам Рыбниковой М., «исполнение должно иметь целью произнести текст с
максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно
соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение
воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм
стиха, тот или иной строй прозы… оно должно быть громким, ясным, чётким,
доносящим до слушателя с полной чёткостью звучащее слово». Умение выразительно
читать не природное умение, его можно выработать и развить путём постоянной
тренировки дикции и голоса. Постичь искусство выразительного чтения можно
разными методами и приёмами (см. статью «Выразительное чтение. О его роли в
развитии речи» (Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6. – С. 101-105) и
приложение).
Таким образом, особенности устной речи – экспрессия,
интонация, - выделяют главное в тексте или то, что остаётся за текстом, и что в
силу возрастных особенностей младшему школьнику трудно выявить самостоятельно,
облегчают процесс восприятия. Во время чтения руководитель может сразу
почувствовать непосредственную реакцию детей на прочитанное. Эффективность же
громких чтений повышается в том случае, если они проводятся регулярно.
Младшие школьники, слушая выразительное чтение, сами начинают читать
по-иному: более выразительно, пользуются паузами, передают в диалоге характер
действующих лиц.
Не следует прерывать чтение, чтобы давать детям
рассматривать иллюстрации. Какие-то
картинки к рассказу мы можем показать во время вступительной беседы, остальные
– в ходе беседы по содержанию текста.
Чтение
текста фрагментами не является новшеством в педагогике. Всем хорошо известно комментированное чтение. Но отличие
состоит в целях, которые ставит перед собой руководитель в первом и втором
случае. Когда речь идет о комментированном чтении, важен мониторинг понимания
содержания, тех деталей, которые представлены в тексте, расстановка необходимых
смысловых акцентов. Когда мы говорим о «Чтении с остановками», то
первоочередной задачей ставим вызвать у ребенка заинтересованность
произведением и творчеством автора, активизировать оценочные способности
школьника, дать направление к формированию личностного отношения и собственной
позиции.
Список
использованных источников
1.
Вишняковой Е. Главное – заинтересовать чтением / Е. Вишнякова // Библиотека в школе. - 2006. - № 16. – С.2-4
2.
Загашев И.О., Гусева В.П. Чтение в библиотеке :
стратегия «Чтение с остановками». – М. : Чистые пруды, 2010. – 31с. –
(Библиотечка «Первого сентября» серия «Библиотека в школе». вып. 32)
3.
Чтение
с остановками : [электронный ресурс] // Сайт Солнечный Елены Селезневой
4. Букатов В.М. Чтение: кто медленней? // Классное руководство и воспитание школьников. - 2007. - N 4.- С.8-10
5.Громова О. А потом?: Методика чтения с остановками и "разбор полетов" читающих библиотекарей // Библиотека в школе. - 2006. - N 19. - С.5-7
6.Гусева В.П. У тебя есть дом?: Урок по произведениям русских писателей второй половины ХХ века // Библиотека в школе. - 2008. - N 6. - С.12-17
7.Гусева В.П.Через горку : Что и как мы будем читать вместе с мамами // Библиотека в школе. - 2005. - N 4.- С. 20-22, 27
11.Развитие критического мышления через чтение и письмо. Ч.1 // Библиотека в школе. - 2001.- №. 12.-С. 2-30
12.Развитие критического мышления через чтение и письмо. Ч.2 // Библиотека в школе.-2001. - №. 22. - С. 2-32
14.Степанькова О.Н. Трудные вопросы для вдумчивых читателей: размышления над книгой "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?" // Библиотека в школе. - 2008. - N 6. - С. 8-11
Комментариев нет:
Отправить комментарий