среда, 18 сентября 2013 г.

Чтение с остановками. Подготовка к чтению. Проведение

Следующий пост продолжит тему и представит в качестве приложения к методике стратегии "Чтение с остановками" художественные тексты и методику составления синквейна. 


Вводная часть мероприятия

1. Расскажите читателям о своем опыте знакомства с книгой, но не более 3-4 минут. Здесь необходимо быть максимально искренними. Если вы не сразу пришли к принятию этого произведения, то надо так и сказать. Это должен быть именно сюжет о том, как вам читалось, или как вы «встретились» с этой книгой, а не описание своих чувств, и ни в коем случае не оценка текста или героев. Если вы не готовы к выражению своих чувств, то лучше ограничьтесь краткой эмоциональной информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии автора, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь. При этом важно, что биография рассказывается не вся, а используются только те моменты, которые могут повлиять на восприятие текстовой информации, сузить спектр читательских предположений, направить детей к тексту.

        2. Обсудите название произведения. Спросите читателей,  почему такое название у произведения, что может произойти в книге (повести, рассказе) с таким названием. Каждую точку зрения желательно кратко обосновать, а не говорить наугад. Главное - не затягивать разговор в этот период, иначе можно «перегореть» и уйти в частности. Некоторые начинают обсуждать возможные сюжетные перипетии не сразу с названия, а после прочтения первых строк. По сути – пункты 1и 2 и есть стадия вызова.

Подготовка к чтению
1. Текст заранее делится на смысловые части. Это одна из трудностей работы со стратегией.
Специалисты рекомендуют полагаться на собственную интуицию и видение критических моментов текста. Поскольку часто перед чтением фрагмента руководитель задает вопрос на прогнозирование содержания, есть смысл делать остановки в тех точках произведения, где намечается поворот сюжета.
Пример: первый отрывок в рассказе Набокова В. «Бритва» состоит из одного предложения: «Недаром в полку его звали: Бритва». Это связано с тем, что в неё заключено много информации: во-первых, оно конкретизирует предположения о содержании произведения, сделанные перед чтением текста (становится ясно, что речь пойдёт о человеке), во-вторых, в этом отрывке появляется первая информация о герое: он служил, в-третьих, возникает мотивация на дальнейшее получение информации: каким должен быть человек, которого называют бритвой? (Тексты с примерами разбивки на части см. в газете «Библиотека в школе» (2005. - № 16))
 Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. Всего остановок обычно бывает от 2 до 4 в зависимости от размера текста. Во время остановок детям задаются вопросы, побуждающие к критическому мышлению. Важно помнить одно: не следует делать большое количество остановок, так как это создает опасность увлечься «угадыванием» сюжета. Руководитель  должен умело балансировать между авторской позицией и многообразием взглядов на заявленную в произведении проблему.

2. Необходимо заранее продумать вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у слушателей различных мыслительных навыков. Но и про объяснение непонятных слов, анализ средств художественного выражения не следует забывать.   В технологии РКМЧП за основу берется классификация вопросов, основанная на созданной Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности. Американский педагог выделяет 7 уровней познания: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. В соответствии с ними выделяются 7 уровней вопросов, которые может задавать руководитель в ходе чтения:
1.                Вопросы на факты. Отвечая на подобные вопросы, ученик должен буквально воспроизвести информацию, полученную из текста. С их помощью учитель проводит мониторинг понимания прочитанного. Чаще всего эти вопросы касаются имен героев, места и времени действия. Однако нужно учитывать, что эти вопросы не влияют на развитие мыслительных способностей школьников, поэтому необходимо при чтении художественного текста свести их использование к минимуму.
2.                Вопросы на перевод предполагают переосмысление информации в других формах. Учитель может предложить детям нарисовать увиденную ими благодаря художественному слову картину, описать ее своими словами. Такие вопросы, по сравнению с вопросами первого уровня, являются более творческими, однако они предполагают все-таки больше воспроизведение, чем развитие.
3.                Вопросы на интерпретацию позволяют раскрыть связь между идеями, фактами и ценностями. Задавая такой вопрос, учитель конструирует его с помощью слова «Почему?» и просит ответить, используя информацию из текста.
4.                Вопросы на применение дают возможность решать проблемы. Их можно назвать творческими, так как они предполагают некое проектирование, прогнозирование дальнейшей ситуации с опорой на текст. Именно такие вопросы поддерживают интерес к чтению, поэтому чаще всего учитель задает их для реализации стадии вызова перед чтением очередного фрагмента.
Все названные типы вопросов расположены в порядке возрастания их мотивационной и развивающей функций, следовательно, интерпретационные и творческие вопросы – это вопросы более высокого уровня, чем фактологические или вопросы на перевод. Но все-таки более всего влияют на развитие мышления вопросы следующих трех типов.
5.     Вопросы на анализ подразумевают более детальное рассмотрение частностей в общем понимании изображенной ситуации, особенностей поступков героев, мотивов их поведения.
6.     Вопросы на синтез предполагают создание новых сценариев с привлечением собственного опыта. Они близки к вопросам на применение, но являются более широкими.
7.      Вопросы на оценку – это вопросы самого высокого уровня. Отвечая на них, ученик высказывает суждения о хорошем и плохом в соответствии с собственной системой ценностей и переводит ситуацию текста в личную систему взглядов.
Последние три уровня вопросов имеют одну общую черту: при ответе на них ученик должен использовать не только текстовую информацию, а привлекать весь свой опыт, высказывать собственные суждения. Это, безусловно, способствует формированию точки зрения, позиции, несет огромную воспитательную нагрузку.
Вопросы, развивающие критическое мышление из опыта Е. Селезневой (сайт Солнечный):
- что заставляет героя поступить именно так;
- как будут дальше  развиваться события;
- какие чувства вызвал у вас этот отрывок текста и т.д.

После 1 или 2 остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний»
Что будет дальше?
Чем закончится рассказ?
Как будут развиваться события после финала?
Вариант 3
Вариант 1
Вариант 2
На «стрелочках» - линиях соединения  - дети записывают объяснения своим версиям: таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать предположения с данными текста.
После окончания работы с текстом руководитель может предложить детям на выбор 2-4 цитаты (пословицы, расхожих выражения), связанных с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации текста.
Пример: для рассказа В. Осеевой «синие листья» такие варианты: «Каков вопрос - таков ответ», «Друг познается в беде», «на обиженных воду носят». Детям нужно выбрать одну из них – какая на их взгляд больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор. Некоторые эссе зачитываются перед группой.

Как читать?
Чтобы полноценно воспринять литературное произведение, нужно эмоционально пережить его, заразиться им. Чтение – это упражнение в нравственном чувстве. Процесс чтения без переживания, без радости, без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветшую душу, делает её слепой к миру образов.
 «Человек, который читает вслух, раскрывается весь как есть. Если он не знает того, что читает, речь его невежественна, он жалок, и это слышно. Если он не живёт тем, что читает, слова остаются мёртвой буквой, и это чувствуется. Если он переполняет текст самим собой, от автора ничего не остаётся: цирковой трюк, и всё тут, и это видно. Тот, кто читает вслух, весь как на ладони перед глазами, которые слушают. Если он читает по-настоящему, если он опирается на знание и, не идя на поводу у своего удовольствия, сам его направляет, если его чтение – это сопереживание как публике, так и тексту, так и автору; если он заставляет признать насущность творчества, пробуждая самую тёмную и неосознанную потребность понимать, – тогда книги распахиваются настежь, и толпы людей, считавших себя отлучёнными от чтения, устремляются вслед за ним в открытые врата». ( Даниэль Пеннак об искусстве чтения вслух)
Читая детям литературное произведение, библиотекарь делится с ними теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникли в результате чтения и анализа текста, старается вызвать соответствующий эмоциональный отклик, помогает понять основную идею произведения. Чтение должно быть простым и выразительным. Хорошее чтение – прежде всего правдивое и искреннее, верно истолковывающее текст и исключающее внешний эффект, театральность. К чтению надо готовиться заранее: знать текст и читать так, как будто лишь пробегаешь глазами по страницам книги. Но вот ещё одно мнение: «Не играйте с детьми понарошку. Не читайте как взрослый с высоты своего возраста. Не проводите мероприятия. Читайте по-всамделишному, как будто и сами как в первый раз, как в шесть лет… с изумлением. Мы же актёры высокой пробы, но дети всё равно талантливее нас. И фальшь чувствуют тут же. И не прощают. Не верят. И если там умерла собака, а вы улыбаетесь, то вы и есть главный злодей и чужой взрослый». Так считает Л. Воронова.
Крайне важно овладеть искусством громкого выразительного чтения.  По словам Рыбниковой М., «исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы… оно должно быть громким, ясным, чётким, доносящим до слушателя с полной чёткостью звучащее слово». Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путём постоянной тренировки дикции и голоса. Постичь искусство выразительного чтения можно разными методами и приёмами (см. статью «Выразительное чтение. О его роли в развитии речи» (Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6. – С. 101-105) и приложение).
Таким образом, особенности устной речи – экспрессия, интонация, - выделяют главное в тексте или то, что остаётся за текстом, и что в силу возрастных особенностей младшему школьнику трудно выявить самостоятельно, облегчают процесс восприятия. Во время чтения руководитель может сразу почувствовать непосредственную реакцию детей на прочитанное. Эффективность же громких чтений повышается в том случае, если они проводятся регулярно.
Младшие школьники, слушая выразительное чтение, сами начинают читать по-иному: более выразительно, пользуются паузами, передают в диалоге характер действующих лиц.
Не следует прерывать чтение, чтобы давать детям рассматривать иллюстрации. Какие-то картинки к рассказу мы можем показать во время вступительной беседы, остальные – в ходе беседы по содержанию текста.

Чтение текста фрагментами не является новшеством в педагогике. Всем хорошо  известно комментированное чтение. Но отличие состоит в целях, которые ставит перед собой руководитель в первом и втором случае. Когда речь идет о комментированном чтении, важен мониторинг понимания содержания, тех деталей, которые представлены в тексте, расстановка необходимых смысловых акцентов. Когда мы говорим о «Чтении с остановками», то первоочередной задачей ставим вызвать у ребенка заинтересованность произведением и творчеством автора, активизировать оценочные способности школьника, дать направление к формированию личностного отношения и собственной позиции.


Список использованных источников

1.                Вишняковой Е. Главное – заинтересовать чтением / Е. Вишнякова // Библиотека в школе. - 2006. - № 16. – С.2-4

2.                Загашев И.О., Гусева В.П. Чтение в библиотеке : стратегия «Чтение с остановками». – М. : Чистые пруды, 2010. – 31с. – (Библиотечка «Первого сентября» серия «Библиотека в школе». вып. 32)

3.                Чтение с остановками : [электронный ресурс] // Сайт Солнечный Елены Селезневой

4. Букатов В.М. Чтение: кто медленней? // Классное руководство и воспитание школьников. - 2007. - N 4.- С.8-10

5.Громова О. А потом?: Методика чтения с остановками и "разбор полетов" читающих библиотекарей // Библиотека в школе. - 2006. -  N 19. - С.5-7

6.Гусева В.П. У тебя есть дом?: Урок по произведениям русских писателей второй половины ХХ века // Библиотека в школе. - 2008. - N 6. - С.12-17

7.Гусева В.П.Через горку : Что и как мы будем читать вместе с мамами // Библиотека в школе. - 2005. - N 4.- С. 20-22, 27


11.Развитие критического мышления через чтение и письмо. Ч.1 // Библиотека в школе. - 2001.- №. 12.-С. 2-30

12.Развитие критического мышления через чтение и письмо. Ч.2 // Библиотека в школе.-2001. - №. 22. - С. 2-32

14.Степанькова О.Н. Трудные вопросы для вдумчивых читателей: размышления над книгой "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?" // Библиотека в школе. - 2008. - N 6. - С. 8-11







Комментариев нет:

Отправить комментарий