Приложение
1
Синквейн
Синквейн
– короткое литературное произведение из
5 строк, характеризующее предмет (тему).
Пример: синквейн о
герое– лисенке Феньке:
Фенёк
Чуткий, неравнодушный
Познает, спрашивает,
удивляется
Ему интересен мир
вокруг
Чудо-зверёк.
Несмотря
на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень
эффективна и проста в применении. Составить
синквейн может даже дошкольник.
При этом СИНКВЕЙН : - инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения,
- способ обогащения словарного запаса,
При этом СИНКВЕЙН : - инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения,
- способ обогащения словарного запаса,
- подготовка к краткому
пересказу,
- ключик к основной идее произведения,
- и просто увлекательное занятие, благодаря
которому каждый может почувствовать себя гением-творцом.
Синквейн может быть использован: - для интерпретации названия произведения
- для краткого пересказа произведения или какой-либо темы (урока)
- для характеристики персонажа, явления, события.
Можно
не пугать малыша произношением и заучиванием столь сложного слова. Просто
предложите ему ответить на ваши вопросы
и запишите ответы.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ
СИНКВЕЙНА:
- 1 строчка (Кто? Что?) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание(название произведения, имя героя).
- 2 строчка (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных или причастия, характеризующих первую строчку.
- 3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме.
- 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или её суть.
- 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
- 1 строчка (Кто? Что?) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание(название произведения, имя героя).
- 2 строчка (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных или причастия, характеризующих первую строчку.
- 3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме.
- 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или её суть.
- 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Приложение
2
Орлова С.Р.,
зав.библиотекой
МОУ «СОШ № 2»
зав.библиотекой
МОУ «СОШ № 2»
Лысьва, 2010
Чтение с остановками (ТРКМЧП) по рассказу В.Ю. Драгунского
«Дымка и Антон».
Категория обучаемых: 2 – 4 классы.
Цель: привлечение детей к осмысленному чтению с
использованием стратегии ТРКМЧП «Чтение с остановками»
Задачи:
1. Расширить представление детей о творчестве писателя В.Ю. Драгунского.
2. Способствовать формированию дискуссионных коммуникативных навыков.
3. Способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру.
1. Расширить представление детей о творчестве писателя В.Ю. Драгунского.
2. Способствовать формированию дискуссионных коммуникативных навыков.
3. Способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру.
Оборудование:
1. Презентация о В.Ю. Драгунском.
2. Компьютер, медиапроектор, экран.
3. Раздаточный материал (текст, поделённый на части, таблица, доска)
1. Презентация о В.Ю. Драгунском.
2. Компьютер, медиапроектор, экран.
3. Раздаточный материал (текст, поделённый на части, таблица, доска)
Место проведения: учебный класс
Ход урока:
Небольшое вступительное слово о В.Ю. Драгунском с
использованием презентации.
Что вы знаете о Викторе Драгунском? Какие рассказы вы читали? Какое впечатление они на вас произвели?
Что вы знаете о Викторе Драгунском? Какие рассказы вы читали? Какое впечатление они на вас произвели?
Стадия вызова:
Каждая парта – детективное агентство. Сегодня мы будем разбирать дело под кодовым названием «Дымка и Антон». Поскольку в каждом детективном агентстве есть специальный сотрудник, архивариус, который записывает, фиксирует ход расследования, мы попросим учителя (имя, отчество) заполнять специальную таблицу. С нашими выводами по делу. Так нам будет легче проследить ход наших размышлений.
1. Наше сегодняшнее дело называется «Дымка и Антон». Как вы думаете, о ком идёт речь? Кто такие Дымка и Антон? (Ответы записываются на доске и в таблице) О чём может быть рассказ с таким названием?
Каждая парта – детективное агентство. Сегодня мы будем разбирать дело под кодовым названием «Дымка и Антон». Поскольку в каждом детективном агентстве есть специальный сотрудник, архивариус, который записывает, фиксирует ход расследования, мы попросим учителя (имя, отчество) заполнять специальную таблицу. С нашими выводами по делу. Так нам будет легче проследить ход наших размышлений.
1. Наше сегодняшнее дело называется «Дымка и Антон». Как вы думаете, о ком идёт речь? Кто такие Дымка и Антон? (Ответы записываются на доске и в таблице) О чём может быть рассказ с таким названием?
Стадия осмысления:
Раздаётся первая часть текста.
1. Прошлым летом я был на даче у дяди Володи. У него очень красивый дом, похожий на вокзал, но чуть-чуть поменьше.
Я там жил целую неделю, и ходил в лес, разводил костры и купался.
Но главное, я там подружился с собаками. И там их было очень много, и все называли их по имени и фамилии. Например, Жучка Бреднева, или Тузик Мурашовский, или Барбос Исаенко.
Так удобней разбираться, кого какая укусила.
А у нас жила собака Дымка. У нее хвост загнутый и лохматый, и на ногах шерстяные галифе.
Раздаётся первая часть текста.
1. Прошлым летом я был на даче у дяди Володи. У него очень красивый дом, похожий на вокзал, но чуть-чуть поменьше.
Я там жил целую неделю, и ходил в лес, разводил костры и купался.
Но главное, я там подружился с собаками. И там их было очень много, и все называли их по имени и фамилии. Например, Жучка Бреднева, или Тузик Мурашовский, или Барбос Исаенко.
Так удобней разбираться, кого какая укусила.
А у нас жила собака Дымка. У нее хвост загнутый и лохматый, и на ногах шерстяные галифе.
Первая
остановка.
Итак, у нас есть первое действующее лицо – Дымка.
Оправдались ваши предположения, кто это?
2. Попробуйте представить, как может
выглядеть Дымка. Какого она цвета, роста, попробуйте описать внешность.
Приметы. (Взаимосвязь клички и окраса)
3. Кто, по-вашему, рассказчик?
3. Кто, по-вашему, рассказчик?
Раздаётся
вторая часть текста.
2. Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у нее такие
красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые. Я давал Дымке сахара, и она
всегда виляла мне хвостом. А через два дома жила собака Антон. Он был Ванькин.
Ванькина фамилия была Дыхов, и вот и Антон назывался Антон Дыхов. У этого
Антона было только три ноги, вернее у четвертой ноги не было лапы. Он где-то ее
потерял. Но он все равно бегал очень быстро и всюду поспевал. Он был бродяга,
пропадал по три дня, но всегда возвращался к Ваньке. Антон любил стянуть, что
подвернется, но умнющий был на редкость. И вот что однажды было.
Моя мама вынесла Дымке большую кость. Дымка взяла ее, положила перед собой, зажала лапами, зажмурилась и хотела уже начать грызть, как вдруг увидела Мурзика, нашего кота. Он никого не трогал, спокойно шел домой, но Дымка вскочила и пустилась за ним! Мурзик — бежать, а Дымка долго за ним гонялась, пока не загнала за сарай.
Но все дело было в том, что Антон уже давно был у нас на дворе.
Моя мама вынесла Дымке большую кость. Дымка взяла ее, положила перед собой, зажала лапами, зажмурилась и хотела уже начать грызть, как вдруг увидела Мурзика, нашего кота. Он никого не трогал, спокойно шел домой, но Дымка вскочила и пустилась за ним! Мурзик — бежать, а Дымка долго за ним гонялась, пока не загнала за сарай.
Но все дело было в том, что Антон уже давно был у нас на дворе.
Вторая
остановка.
4. Оправдались ваши предположения о том, кто такой Антон?
5. Где мог потерять лапу Антон? Как вы думаете, почему? (Кластер)
6. Что, по-вашему, будет происходить дальше? Почему? Какие моменты в рассказе натолкнули вас на эту мысль? (Ответы записываются) И, если мы детективы, то попробуем представить, кто будет потерпевшим, а кто нападавшим. (Ответы записываются)
5. Где мог потерять лапу Антон? Как вы думаете, почему? (Кластер)
6. Что, по-вашему, будет происходить дальше? Почему? Какие моменты в рассказе натолкнули вас на эту мысль? (Ответы записываются) И, если мы детективы, то попробуем представить, кто будет потерпевшим, а кто нападавшим. (Ответы записываются)
3. И как только Дымка занялась
Мурзиком, Антон довольно ловко цапнул ее кость и удрал! Куда он девал кость, не
знаю, но только через секунду приковылял обратно и сидит себе, посматривает:
«Я, ребята, ничего не знаю».
Тут пришла Дымка и увидела, что кости нет, а есть только Антон. Она посмотрела на него, как будто спросила: «Ты взял?» Но этот нахал только рассмеялся ей в ответ! А потом отвернулся со скучающим видом. Тогда Дымка обошла его и снова посмотрела ему прямо в глаза. Но Антон даже ухом не повел. Дымка долго на него смотрела, но потом поняла, что у него совести нет, и отошла.
Антон хотел было с ней поиграть, но Дымка совсем перестала с ним разговаривать.
Я сказал:
— Антон! На-на-на!
Он подошел, а я сказал ему:
— Я все видел. Если сейчас же не принесешь кость, я всем расскажу.
Тут пришла Дымка и увидела, что кости нет, а есть только Антон. Она посмотрела на него, как будто спросила: «Ты взял?» Но этот нахал только рассмеялся ей в ответ! А потом отвернулся со скучающим видом. Тогда Дымка обошла его и снова посмотрела ему прямо в глаза. Но Антон даже ухом не повел. Дымка долго на него смотрела, но потом поняла, что у него совести нет, и отошла.
Антон хотел было с ней поиграть, но Дымка совсем перестала с ним разговаривать.
Я сказал:
— Антон! На-на-на!
Он подошел, а я сказал ему:
— Я все видел. Если сейчас же не принесешь кость, я всем расскажу.
Третья остановка
7. Оправдались ваши предположения о
том, что произошло в третьей части?
8. Почему Дымка не стала связываться с Антоном, лаять, рычать? Что было бы, если бы Дымка стала отбирать кость?
9. Как мальчик рассказывает о собаках? Как он, по-вашему, к ним относится? Почему вы так решили? (Но этот нахал только рассмеялся ей в ответ. перестала с ним разговаривать. Собаки как будто разговаривают, внутренний диалог.)
10. Как, по-вашему, поведёт себя Антон? Почему вы так решили? (ответы записать) А как бы вы поступили на месте Антона?
8. Почему Дымка не стала связываться с Антоном, лаять, рычать? Что было бы, если бы Дымка стала отбирать кость?
9. Как мальчик рассказывает о собаках? Как он, по-вашему, к ним относится? Почему вы так решили? (Но этот нахал только рассмеялся ей в ответ. перестала с ним разговаривать. Собаки как будто разговаривают, внутренний диалог.)
10. Как, по-вашему, поведёт себя Антон? Почему вы так решили? (ответы записать) А как бы вы поступили на месте Антона?
Раздаётся четвёртая часть текста.
4. Он ужасно покраснел. То есть, конечно, он, может быть, и не покраснел, но вид у него был такой, что ему очень стыдно, и он прямо покраснел.
Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и в зубах несет кость. И тихо так, вежливо, положил перед Дымкой. А Дымка есть не стала.
4. Он ужасно покраснел. То есть, конечно, он, может быть, и не покраснел, но вид у него был такой, что ему очень стыдно, и он прямо покраснел.
Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и в зубах несет кость. И тихо так, вежливо, положил перед Дымкой. А Дымка есть не стала.
11. Вам нравится ваш вариант или вы
согласны с тем поведением Антона, о котором говорится в рассказе?
12. А как поведёт себя Дымка? Почему? (Ответ записать)
13. Придумайте, пожалуйста, концовку рассказа. (Ответы записывается в таблице)
12. А как поведёт себя Дымка? Почему? (Ответ записать)
13. Придумайте, пожалуйста, концовку рассказа. (Ответы записывается в таблице)
5. Она посмотрела чуть-чуть искоса
своими желтыми глазами и улыбнулась — простила, значит!
И они начали играть и возиться, и потом, когда устали, побежали к речке совсем рядышком.
Как будто взялись за руки.
И они начали играть и возиться, и потом, когда устали, побежали к речке совсем рядышком.
Как будто взялись за руки.
Стадия рефлексии:
Итак, наше расследование закончено.
15. Ожидали вы такой конец? Что сделала каждая собака, чтобы помириться? А как вы думаете, Антон и Дымка помирились окончательно? (А кто мог бы быть причиной возможной ссоры?) Что бы вы посоветовали им для того, чтобы не было ссор? Пожалуйста, напишите дома, что бы вы посоветовали Антону и Дымке для того, чтобы ссор не было. (Эссе).
Итак, наше расследование закончено.
15. Ожидали вы такой конец? Что сделала каждая собака, чтобы помириться? А как вы думаете, Антон и Дымка помирились окончательно? (А кто мог бы быть причиной возможной ссоры?) Что бы вы посоветовали им для того, чтобы не было ссор? Пожалуйста, напишите дома, что бы вы посоветовали Антону и Дымке для того, чтобы ссор не было. (Эссе).
Приложения
Дымка и Антон
1. Прошлым летом я был на даче у
дяди Володи. У него очень красивый дом, похожий на вокзал, но чуть-чуть
поменьше.
Я там жил целую неделю, и ходил в лес, разводил костры и купался.
Но главное, я там подружился с собаками. И там их было очень много, и все называли их по имени и фамилии. Например, Жучка Бреднева, или Тузик Мурашовский, или Барбос Исаенко.
Так удобней разбираться, кого какая укусила.
А у нас жила собака Дымка. У нее хвост загнутый и лохматый, и на ногах шерстяные галифе.
Я там жил целую неделю, и ходил в лес, разводил костры и купался.
Но главное, я там подружился с собаками. И там их было очень много, и все называли их по имени и фамилии. Например, Жучка Бреднева, или Тузик Мурашовский, или Барбос Исаенко.
Так удобней разбираться, кого какая укусила.
А у нас жила собака Дымка. У нее хвост загнутый и лохматый, и на ногах шерстяные галифе.
2. Когда я смотрел на Дымку, я
удивлялся, что у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые. Я
давал Дымке сахара, и она всегда виляла мне хвостом. А через два дома жила
собака Антон. Он был Ванькин. Ванькина фамилия была Дыхов, и вот и Антон
назывался Антон Дыхов. У этого Антона было только три ноги, вернее у четвертой
ноги не было лапы. Он где-то ее потерял. Но он все равно бегал очень быстро и
всюду поспевал. Он был бродяга, пропадал по три дня, но всегда возвращался к
Ваньке. Антон любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость. И вот
что однажды было.
Моя мама вынесла Дымке большую кость. Дымка взяла ее, положила перед собой, зажала лапами, зажмурилась и хотела уже начать грызть, как вдруг увидела Мурзика, нашего кота. Он никого не трогал, спокойно шел домой, но Дымка вскочила и пустилась за ним! Мурзик — бежать, а Дымка долго за ним гонялась, пока не загнала за сарай.
Но все дело было в том, что Антон уже давно был у нас на дворе.
Моя мама вынесла Дымке большую кость. Дымка взяла ее, положила перед собой, зажала лапами, зажмурилась и хотела уже начать грызть, как вдруг увидела Мурзика, нашего кота. Он никого не трогал, спокойно шел домой, но Дымка вскочила и пустилась за ним! Мурзик — бежать, а Дымка долго за ним гонялась, пока не загнала за сарай.
Но все дело было в том, что Антон уже давно был у нас на дворе.
3. И как только Дымка занялась
Мурзиком, Антон довольно ловко цапнул ее кость и удрал! Куда он девал кость, не
знаю, но только через секунду приковылял обратно и сидит себе, посматривает: «Я,
ребята, ничего не знаю».
Тут пришла Дымка и увидела, что кости нет, а есть только Антон. Она посмотрела на него, как будто спросила: «Ты взял?» Но этот нахал только рассмеялся ей в ответ! А потом отвернулся со скучающим видом. Тогда Дымка обошла его и снова посмотрела ему прямо в глаза. Но Антон даже ухом не повел. Дымка долго на него смотрела, но потом поняла, что у него совести нет, и отошла.
Антон хотел было с ней поиграть, но Дымка совсем перестала с ним разговаривать.
Я сказал:
— Антон! На-на-на!
Он подошел, а я сказал ему:
— Я все видел. Если сейчас же не принесешь кость, я всем расскажу.
Тут пришла Дымка и увидела, что кости нет, а есть только Антон. Она посмотрела на него, как будто спросила: «Ты взял?» Но этот нахал только рассмеялся ей в ответ! А потом отвернулся со скучающим видом. Тогда Дымка обошла его и снова посмотрела ему прямо в глаза. Но Антон даже ухом не повел. Дымка долго на него смотрела, но потом поняла, что у него совести нет, и отошла.
Антон хотел было с ней поиграть, но Дымка совсем перестала с ним разговаривать.
Я сказал:
— Антон! На-на-на!
Он подошел, а я сказал ему:
— Я все видел. Если сейчас же не принесешь кость, я всем расскажу.
4. Он ужасно покраснел. То есть,
конечно, он, может быть, и не покраснел, но вид у него был такой, что ему очень
стыдно, и он прямо покраснел.
Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и в зубах несет кость. И тихо так, вежливо, положил перед Дымкой. А Дымка есть не стала.
Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и в зубах несет кость. И тихо так, вежливо, положил перед Дымкой. А Дымка есть не стала.
5. Она посмотрела чуть-чуть искоса
своими желтыми глазами и улыбнулась — простила, значит!
И они начали играть и возиться, и потом, когда устали, побежали к речке совсем рядышком.
Как будто взялись за руки.
И они начали играть и возиться, и потом, когда устали, побежали к речке совсем рядышком.
Как будто взялись за руки.
Ответы заносятся в специальную
таблицу.
Предположения
(о чём может быть рассказ с таким названием)
(о чём может быть рассказ с таким названием)
Прогноз
Описание Дымки
Прогноз
Поведение Антона
Прогноз. Поведение Дымки.
Концовка
Совет
Чтобы не было ссор.
обожаю этот прием! Вы классные!
ОтветитьУдалитьСпасибочки!!!
ОтветитьУдалить