Поскольку материал, посвященный названной стратегии довольно объемный, то будет подготавливаться и публиковаться частями. Это, пожалуй, и для восприятия легче. Продолжение совсем скоро.
Стратегия "Чтение с остановками" используется для пробуждения у детей и подростков интереса к чтению. Специфика стратегии заключается в том, что, читая текст, ребенок знакомится с ним медленно, постоянно возвращаясь к предыдущей информации, анализируя ее, сопоставляя не только с тем опытом, который представлен автором, но и со своим личным. Идея медленного и, следовательно, вдумчивого чтения реализуется через особую форму организации материала: художественный текст разделенный руководителем на небольшие фрагменты, чтение которых происходит индивидуально (чаще всего) и с остановками для фронтального обсуждения прочитанного. Стратегия может использоваться и при самостоятельном чтении, и при восприятии текста «на слух».
Цели стратегии «Чтение с остановками»:
- развить навыки медленного, вдумчивого чтения;
- заинтересовать самим процессом;
- сформировать средствами чтения мышление более высокого уровня - критическое мышление.
Работа с каждым фрагментом текста происходит в три этапа, которые отражают базовую модель технологи РКМЧП (Развитие критического мышления средствами чтения и письма): Вызов – Реализация смысла – Рефлексия.
Стадия вызова способствует тому, чтобы читатель настроился на процесс чтения, поставил перед собой конкретные цели, заинтересовался именно предложенным произведением.
Стадия реализации смысла предполагает непосредственное знакомство с художественным произведением.
На стадии рефлексии происходит осмысление прочитанного, оценка изображенной автором ситуации, поступков героев.
Таким образом, к каждой части текста перед ее прочтением делается вызов, а после чтения дети рефлексируют, при этом они не просто воспроизводят прочитанное, а анализируют ситуацию с точки зрения всех возможных путей ее решения.
Немаловажную роль играет рефлексия, организованная после чтения всего текста. Для полного осмысления идеи произведения педагог может использовать целый спектр методических приемов: эссе, дискуссии, синквейны (см. приложение 1). Выбор формы рефлексии зависит от специфики текста и характера поставленной в нем проблемы.
Принципы отбора текста для Чтения с остановками
· текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
· выбираем произведение малой повествовательной формы: рассказ, повесть, сказку. Размер текста не должен превышать 5-7 страниц.
Текст должен иметь динамичный, событийный сюжет (стратегия не подходит для текстов наподобие чеховского «Ваньки»). Текст даже может быть остросюжетным. Говоря другими словами, в произведении необходима интрига, которая чаще всего достигается использованием автором приема «эффекта обманутого ожидания». Не вызывает сомнения, что для такой работы наиболее подходят фантастические и детективные тексты. Однако не стоит забывать и о произведениях с психологическим сюжетом, в которых действие разворачивается вокруг поступка героя, выбора им пути решения создавшейся проблемы (Л. О. Флагети «Снайпер», В. Набоков «Бритва», рассказы Шолохова из цикла «Донские рассказы», И. Бунин «Роман горбуна», Х. Мураками «Зелёный зверь», С. Цвейг «Случай на Женевском озере» и др.). Выбор текста зависит от того, для какой аудитории и с какой целью мы проводим занятие.
· текст должен иметь неожиданную развязку, «открытый» проблемный финал.
Продолжение следует...
Спасибо, жду продолжения.
ОтветитьУдалитьПродолжение в блоге. Пожалуйста, читайте.
ОтветитьУдалить