Массовая работа – система реализации культурно-досуговой деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий. Она имеет свои цели, задачи, теорию и методику. Цель массовой работы можно определить как стимулирование читательской и познавательной деятельности читателей (пользователей) (Олзоева Г. К., С.14). «Стимул» определяется как воздействие, обуславливающее динамику психических состояний индивида и относящееся к ней как причина к следствию. Стимул не тождественен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив. Он также определяется как инициатор поведения. Методами массовой работы являются библиотечные мероприятия. Таким образом, библиотечные мероприятия надо рассматривать как причину, вызывающую желание посетителя, вследствие его присутствия на них, почитать что-либо по данной теме или узнать о ней из других источников. Библиотечное мероприятие должно стать побуждением, превратиться в мотив чтения, познавательной деятельности. Оно рассматривается как их инициатор. Стимулирование читательской и познавательной деятельности необходимо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, само мероприятие должно её стимулировать, а во-вторых, необходимо говорить о стимулах, позволяющих привлечь людей на мероприятие. Следует говорить о приёмах стимулирования, влияния на читателей. Р. С. Немов подчёркивает необходимость комплексного характера стимулирования деятельности, одновременного использования различных стимулов: органических, материальных и социально-психологических. «Органические – это стимулы, связанные с удовлетворением органических потребностей (что-либо приятное физически, сладкое, вкусное)». Библиотеки имеют возможность использовать этот стимул: чаепития в конце мероприятий, призы в виде тортов и конфет. Роль материального стимула в библиотеке особенно возросла в последнее время. Библиотеки с помощью фандрайзинга изыскивают средства для материального поощрения (денежные призы) своих читателей. Необходимо лишь с помощью рекламы широко информировать пользователей об этом. (Олзоева Г. К., С.15). Моральные стимулы обращены к чувствам читателей, связаны с удовлетворением их духовных потребностей. Они чётко проявляются при проведении мероприятий патриотического характера, благотворительных акций. Моральный стимул способствует активизации и реализации потребностей читателей делать добро, оказывать помощь другим людям, совершению поступков, ориентированных на высокие нравственные цели и ценности. Это, по мнению Олзоевой Г. К., самый важный стимул при проведении массовых мероприятий и его необходимо задействовать как можно активнее. Это могут быть мероприятия для социально незащищённых слоёв населения, к подготовке которых привлекаются читатели, получающие возможность таким образом проявить сострадание, принести пользу, сделать добро. Большой интерес представляют социально-психологические стимулы. Они ещё недостаточно осознаны и задействованы в библиотеках. Они включают мотивы, связанные с системой человеческих отношений. Сюда относятся те мероприятия, которые способствуют повышению престижа читателей, дают им возможность повысить свой социальный статус, авторитет в глазах друзей. Наиболее удачно эти стимулы проявляются в ходе конкурсов, где есть возможность показать себя с лучшей стороны – проявить эрудицию, находчивость перед значимыми и знакомыми людьми. Повышению престижа самих читающих необходимо уделять большое внимание. С этой целью проводятся специфические мероприятия – бенефисы и вечера-портреты лучших читателей. Сыграет свою роль и приглашение на мероприятие местных СМИ. Это значительно повышает престиж участников, библиотеки и самих мероприятий, а также способствует их пропаганде. Значительный эффект дают фотомонтажи или стенгазеты, отражающие мероприятия. Информация о них хранится на сайте библиотеки, и каждый может узнать о проведённом мероприятии, его участниках. С использованием современных средств её можно размножить и распространить, например, в школах, где учатся участники. Библиотека при организации мероприятий должна задействовать ряд стимулов, чтобы достигнуть основной цели их проведения. В педагогике среди методов стимулирования деятельности и поведения выделяют поощрение. Среди видов поощрения называют одобрение, похвалу, благодарность, предоставление почётных прав, материальное вознаграждение. При этом специалисты предупреждают, что поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как при неумелом использовании может принести вред. Необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности читателей. Стимулировать читательскую и познавательную деятельность могут мероприятия, проведённые на высоком уровне. Читатели выросли, сформировались в условиях нового техногенного общества, на телепередачах, кино и видео, компьютерных играх, Интернете и невольно будут сравнивать библиотечные мероприятия с ними. Задачи массовой работы библиотек вытекают из основных функций библиотеки, зафиксированных в Федеральном законе «О библиотечном деле», а именно: информационной, образовательной и культурной. Для публичных, массовых, общедоступных библиотек актуализируются дополнительные функции – социализирующая, коммуникативная, рекреационная (досуговая). Информационная функция реализуется в решении задач по организации массового, группового, индивидуального информирования пользователей библиотек. По мнению М. Я. Дворкиной, в библиотеке необходимо создать такую среду, чтобы читатель с помощью устных, наглядных и печатных методов находился в курсе событий культурной, политической жизни, мог получить информацию по всем интересующим его вопросам. Задачи по реализации образовательной функции предполагают проведение мероприятий в помощь существующей в стране системе непрерывного образования – дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного и т. д. Функции культурная и культурно-просветительская раскрываются в организации массовых мероприятий по приобщению читателей, пользователей библиотек к достижениям мировой культуры, что также прочно вошло в практику библиотечного обслуживания. В последние годы немало пишут о расширении функций библиотек. Так, Ю. П. Мелентьева раскрывает функцию социализации, В. И. Терешин обосновывает воспитательную функцию. Однако в последнее время термин «воспитание» употребляется в связи с понятием «социализация», которая понимается как «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и предаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений, формирования у него социальных качеств». Социализация личности в библиотеке происходит через документы, выдаваемые библиотекой, а также через то влияние, которое оказывает она сама, начиная от интерьера и кончая всей системой библиотечно-информационных ресурсов, куда включён и сам библиотекарь, а также те мероприятия, которые предлагаются читателю. Таким образом, можно говорить, что библиотечные мероприятия оказывают воспитательное, социализирующее влияние на читателей. Коммуникативная функция реализуется в организации мероприятий, способствующих общению читателей между собой; между ними и библиотекарями; между читателями, сотрудниками и приглашёнными на мероприятие. Задача библиотеки – организовать оптимальное общение, дать людям возможность реализовать свою потребность в нём. Досуговая функция ставит перед библиотеками задачи по организации полноценного использования свободного времени. Среди функций библиотеки в последние годы, особенно в условиях социального и материального расслоения общества, чётко вырисовывается компенсаторная. Библиотеки должны предоставить читателям, пользователям услуги, которые компенсировали бы им отсутствие у них определённых, зачастую не только материальных, благ. Например, дефицит общения – в библиотеке клубы по интересам. Задачами массовой работы также являются содействие увеличению объёма и качества чтения через пропаганду высокохудожественных произведений, что особенно актуально в условиях засилья массовой культуры и низкопробной литературы, а также приобщение читателей к достижениям мировой культуры.
Подготовлено по сборнику Олзоевой Г. К. Массовая работа библиотек : учебно-методическое пособие. – М. : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – 120 С.
Подготовлено по сборнику Олзоевой Г. К. Массовая работа библиотек : учебно-методическое пособие. – М. : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – 120 С.
Составитель: Н. А. Дабарская, методист ЦГДБ 2006
Комментариев нет:
Отправить комментарий