пятница, 20 мая 2011 г.

Выставка-игра "Я хочу познакомить вас с библиографией"

Авторы: Лунецкая А.Р., Вебер Т.Н., 2002

Выставка-игра «Я хочу познакомить вас с библиографией» предназначена для детей  - учащихся 1-9 классов.


         Цели организации выставки:
·                познакомить детей с понятием и функциями библиографии, с элементами библиографического описания, с библиографической продукцией;
·                   познакомить с алгоритмом компьютерного поиска;
·                   формировать навыки грамотной работы пользователей со справочными изданиями;
·                   закрепить знания детей с помощью их ответов на письменные вопросы;
·                   способствовать формированию у детей информационной культуры.



Рекомендации к оформлению выставки:

Выставка располагается на выставочном стеллаже. Название выставки, а также обращения к детям и задания игры оформлены в виде красочных бумажных свитков различного размера и формы. В оформление выставки включаются мягкие игрушки. Необходимо также подготовить:

-библиографические указатели-игрушки по разным темам;
-яркий макет карточки из систематического каталога;
-памятку в помощь работе со справочной литературой «Неучёные записки кота Учёного»;
-иллюстрированное «Досье пользователя» - правила работы с электронными БД для детей

Последовательность расположения предметов и заданий на выставке должна быть такой, чтобы проиллюстрировать детям логику процесса возникновения вторичной (библиографической) информации: от предметов и явлений окружающего мира – к информации о них в книгах и далее – к информации о книгах.
Диалог с ребёнком-участником игры ведётся от имени Кота Учёного.


Методическое описание библиографической выставки-игры


На первой (верхней) полке слева располагаются игрушки, изображающие животных.
Под ними надпись: «Вы знаете, что я люблю животных. Вот они (правда, игрушечные)».
Справа, рядом с игрушками, стоят книги о животных:
1.                                   Дмитриев Ю. Соседи по планете. – М.: Дет. Лит.,1990. – 288 с. [20 л. табл.]
2.                 Остапенко В. Птицы в вашем доме. – М.: Арнадия, 1996. – 543 с. – (Для дома для семьи)
3.                 Псалмов М. Книга собаковода. – М.: Колос,1995. – 447. с.: ил.
Под книгами надпись: «Это – книги о них»

На второй полке размещаются библиографические указатели-игрушки о животных.  Часть указателей можно прикрепить к задней и боковым стенкам стеллажной полки, часть подвесить за ниточки (в зависимости от их формы).

Надпись-пояснение к ним: «А это – указатели-игрушки, которые я придумал о моих любимых животных».

К правой боковой стороне этой же полки прикреплен большой красочный макет карточки из систематического каталога. Над ним пояснение:

 «А так выглядит описание книги на карточке в систематическом каталоге (Адрес каталога: абонемент «Разумник»). В нём – сведения обо всех книгах,   имеющихся в библиотеке».

 На 3-й полке собраны указатели-игрушки по разным темам: «Как стать неболейкой», «Моя картинная галерея», «Космическая станция» и др.

 К ним задание:
«Помоги мне разобраться: на какие темы есть указатели-игрушки в «Вопросилии?»
Ответ:
География (путешествия)
Домашние животные
Дикие животные
Космос
Медицина (здравоохранение)
Искусство (о художниках)
История
Экономика
Сказки

Справа на этой полке прикреплена надпись, устанавливающая обратную связь с ребенком:
«Мне понравилось работать с указателями. А тебе?»

На 4-й полке размещены:
§    справочные издания:
1.                Библиотечное дело: Терминологический словарь/ Российская государственная библиотека. – М., 1997. – 168 с.
2.                Васюкова А. Словарь иностранных слов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 640 с.
3.                Вартаньян Э.Крылатое слово. – М.: Современник,1996. – 256 с.: ил. – (Словари школьника)
4.                  Орфографический словарь русского языка: Ок. 100000 слов/ РАН. Ин-т рус. Яз. – М.: Рус. яз., 1998. – 416 с. – (Библиотека словарей русского языка)
5.                . Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь/ Зимин В. И др. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 320 с.
6.                Словарь искусств. – М.: Внешсигма, 1996. – 534 с.

§    иллюстрированный библиографический указатель справочной литературы читального зала «Справочное царство – мудрое государство»;
§    памятка в помощь работе со справочной литературой «НеУчёные записки Кота Учёного», оформленная в виде красочного буклета.

 Здесь обращение:
Специально для тебя я составил библиографический указатель по справочной литературе. Загляни в «НеУченые записки Кота Учёного»

Задание по справочной литературе:

«Помоги мне разобраться: В каком словаре можно найти слово: «Библиография». Что оно обозначает?»

Ответы:
«Библиография» -
1) Часть системы социальных коммуникаций, обеспечивающая подготовку, распространение и использование информации о документах; Совокупность библиографической информации по определённой предметной области (Библиотечное дело: Терминологический словарь. – С. 18)


2) Научное, систематизирование по какому-л. признаку перечисление и описание книг и др. изданий;  Полный или выборочный список книг, статей и т.д….; Отрасль знаний о способах и методах составления научных, систематизированных описаний книг и других изданий (Васюкова А. Словарь иностранных слов. – С. 113)

 Последнее задание игровой выставки располагается вокруг стоящего рядом с выставочным стеллажом компьютера. Сверху к монитору компьютера прикреплено следующее обращение:
У меня в «Вопросили» появился помощник – компьютер. Он знает много обо всем на свете. Но как найти нужное? Смотри «Памятку начинающего (продвинутого) пользователя»

Иллюстрированные правила работы с электронными БД «Досье пользователя» («начинающего» или «продвинутого», в зависимости от возраста ребёнка и опыта его работы за компьютером) лежат рядом с компьютером.
Задние по поиску информации в БД «Статьи»:
«Помоги мне разобраться: Какие статьи есть в электронной базе данных на тему «Домашние животные»»

Ответ:
210 документов, например:
   1.    Кто питается грибами ?  // Свирелька.-1998.-N7.-C.28.
   2.    Домашние животные свиньи  // Свирелька.-1998.-N8.-C.10-11.
   3.    Тест : корм для собак  // Спрос.-1996.-N1.-С.12.
   5.   Конькова Е.Ю.   Кроссворд "Кошки"  // Биология. Приложение к газете "Первое сентября".-1997.-N.7.-С.16.-Кроссворд о кошках.
   6.    16 факторах о котах/Подготовил К.Крайко  // Ровесник.-1997.-N 3.-С.7.-История приручения дикой кошки. Занимательные факты о кошках.
   7.    Кошки и котята  // Биология. Приложение к газете "Первое сентября" .-1997.-N18.-С.12-13.-Как завести котенка.
   8.    А у нас в квартире кошка родила вчера котят  // Между кошкой и
собакой.-1997.-N7.-С.22.-Кормление новорожденных котят.
   9.   Виноградова Т.   Именем стаи  // Наш малыш.-1998.-N5.-С.56-57 
  10.    Домашние животные: Жеребята  // Свирелька.-1997.-N3.-С.6-7

Слева в нижней части стеллажа прикреплено обращение:
«Благодарю тебя за помощь. За каждый правильный ответ получи 5 эрудиток»








Список использованной литературы

1.                Библиотечное дело: Терминологический словарь/ Российская государственная библиотека. – М., 1997. – 168 с.
2.                Васюкова А. Словарь иностранных слов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 640 с.
3.                Вартаньян Э.Крылатое слово. – М.: Современник,1996. – 256 с.: ил. – (Словари школьника)
4.                Дмитриев Ю. Соседи по планете. – М.: Дет. Лит.,1990. – 288 с. [20 л. табл.]
5.                Остапенко В. Птицы в вашем доме. – М.: Арнадия, 1996. – 543 с. – (Для дома для семьи)
6.                  Орфографический словарь русского языка: Ок. 100000 слов/ РАН. Ин-т рус. Яз. – М.: Рус. яз., 1998. – 416 с. – (Библиотека словарей русского языка)
7.                Псалмов М. Книга собаковода. – М.: Колос,1995. – 447. с.: ил.
8.                . Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь/ Зимин В. И др. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 320 с.
9.                Словарь искусств. – М.: Внешсигма, 1996. – 534 с.


2 комментария:

  1. А как же дифференцированный подход? У ребёнка 1 и 9 классов уровень знаний и психологические особенности равны?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый анонимный гость, прежде всего, хотелось бы узнать ваше имя. Во-вторых, спасибо, что внимательно читаете блог и оставляете комментарии. А в-третьих, пару пояснительных слов: Мы не против дифференцированного подхода, а всеми руками "за". Но мы действительно иногда практикуем наглядные формы с максимальной возрастной адресацией. Это происходит в межвозрастном читальном зале. Там собираются дети от мала до велика. Но эти формы всегда имеют игровую основу, а вопросы и задания обязательно дифференцируются по сложности (цветом, знаком и т. п.). В обращении этот момент обязательно оговаривается. В этом случае ребенок помладше может выполнять задания и подходящей ему сложности, и предназначенной для больших ребят, но за это он получит "эрудиток" гораздо больше, а если большие выполняют задания маленьких, то "зарабатывают" соответственно меньше. Но это дает читателю преимущество свободного выбора уровня сложности игры.

      Удалить