Авторы: Лунецкая А.Р., Вебер Т.Н., 2002
Выставка-игра «Я хочу познакомить вас с библиографией» предназначена для детей - учащихся 1-9 классов.
Цели организации выставки:
· познакомить детей с понятием и функциями библиографии, с элементами библиографического описания, с библиографической продукцией;
· познакомить с алгоритмом компьютерного поиска;
· формировать навыки грамотной работы пользователей со справочными изданиями;
· закрепить знания детей с помощью их ответов на письменные вопросы;
· способствовать формированию у детей информационной культуры.
Рекомендации к оформлению выставки:
Выставка располагается на выставочном стеллаже. Название выставки, а также обращения к детям и задания игры оформлены в виде красочных бумажных свитков различного размера и формы. В оформление выставки включаются мягкие игрушки. Необходимо также подготовить:
-библиографические указатели-игрушки по разным темам;
-яркий макет карточки из систематического каталога;
-памятку в помощь работе со справочной литературой «Неучёные записки кота Учёного»;
-иллюстрированное «Досье пользователя» - правила работы с электронными БД для детей
Последовательность расположения предметов и заданий на выставке должна быть такой, чтобы проиллюстрировать детям логику процесса возникновения вторичной (библиографической) информации: от предметов и явлений окружающего мира – к информации о них в книгах и далее – к информации о книгах.
Диалог с ребёнком-участником игры ведётся от имени Кота Учёного.
Методическое описание библиографической выставки-игры
На первой (верхней) полке слева располагаются игрушки, изображающие животных.
Под ними надпись: «Вы знаете, что я люблю животных. Вот они (правда, игрушечные)».
Справа, рядом с игрушками, стоят книги о животных:
1. Дмитриев Ю. Соседи по планете. – М.: Дет. Лит.,1990. – 288 с. [20 л. табл.]
2. Остапенко В. Птицы в вашем доме. – М.: Арнадия, 1996. – 543 с. – (Для дома для семьи)
3. Псалмов М. Книга собаковода. – М.: Колос,1995. – 447. с.: ил.
Под книгами надпись: «Это – книги о них»
На второй полке размещаются библиографические указатели-игрушки о животных. Часть указателей можно прикрепить к задней и боковым стенкам стеллажной полки, часть подвесить за ниточки (в зависимости от их формы).
Надпись-пояснение к ним: «А это – указатели-игрушки, которые я придумал о моих любимых животных».
К правой боковой стороне этой же полки прикреплен большой красочный макет карточки из систематического каталога. Над ним пояснение:
«А так выглядит описание книги на карточке в систематическом каталоге (Адрес каталога: абонемент «Разумник»). В нём – сведения обо всех книгах, имеющихся в библиотеке».
На 3-й полке собраны указатели-игрушки по разным темам: «Как стать неболейкой», «Моя картинная галерея», «Космическая станция» и др.
К ним задание:
«Помоги мне разобраться: на какие темы есть указатели-игрушки в «Вопросилии?»
Ответ:
География (путешествия)
Домашние животные
Дикие животные
Космос
Медицина (здравоохранение)
Искусство (о художниках)
История
Экономика
Сказки
Справа на этой полке прикреплена надпись, устанавливающая обратную связь с ребенком:
«Мне понравилось работать с указателями. А тебе?»
На 4-й полке размещены:
§ справочные издания:
1. Библиотечное дело: Терминологический словарь/ Российская государственная библиотека. – М., 1997. – 168 с.
2. Васюкова А. Словарь иностранных слов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 640 с.
3. Вартаньян Э.Крылатое слово. – М.: Современник,1996. – 256 с.: ил. – (Словари школьника)
4. Орфографический словарь русского языка: Ок. 100000 слов/ РАН. Ин-т рус. Яз. – М.: Рус. яз., 1998. – 416 с. – (Библиотека словарей русского языка)
5. . Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь/ Зимин В. И др. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 320 с.
6. Словарь искусств. – М.: Внешсигма, 1996. – 534 с.
§ иллюстрированный библиографический указатель справочной литературы читального зала «Справочное царство – мудрое государство»;
§ памятка в помощь работе со справочной литературой «НеУчёные записки Кота Учёного», оформленная в виде красочного буклета.
Здесь обращение:
Специально для тебя я составил библиографический указатель по справочной литературе. Загляни в «НеУченые записки Кота Учёного»
Задание по справочной литературе:
«Помоги мне разобраться: В каком словаре можно найти слово: «Библиография». Что оно обозначает?»
Ответы:
«Библиография» -
1) Часть системы социальных коммуникаций, обеспечивающая подготовку, распространение и использование информации о документах; Совокупность библиографической информации по определённой предметной области (Библиотечное дело: Терминологический словарь. – С. 18)
2) Научное, систематизирование по какому-л. признаку перечисление и описание книг и др. изданий; Полный или выборочный список книг, статей и т.д….; Отрасль знаний о способах и методах составления научных, систематизированных описаний книг и других изданий (Васюкова А. Словарь иностранных слов. – С. 113)
Последнее задание игровой выставки располагается вокруг стоящего рядом с выставочным стеллажом компьютера. Сверху к монитору компьютера прикреплено следующее обращение:
У меня в «Вопросили» появился помощник – компьютер. Он знает много обо всем на свете. Но как найти нужное? Смотри «Памятку начинающего (продвинутого) пользователя»
Иллюстрированные правила работы с электронными БД «Досье пользователя» («начинающего» или «продвинутого», в зависимости от возраста ребёнка и опыта его работы за компьютером) лежат рядом с компьютером.
Задние по поиску информации в БД «Статьи»:
«Помоги мне разобраться: Какие статьи есть в электронной базе данных на тему «Домашние животные»»
Ответ:
210 документов, например:
1. Кто питается грибами ? // Свирелька.-1998.-N7.-C.28.
2. Домашние животные свиньи // Свирелька.-1998.-N8.-C.10-11.
3. Тест : корм для собак // Спрос.-1996.-N1.-С.12.
5. Конькова Е.Ю. Кроссворд "Кошки" // Биология. Приложение к газете "Первое сентября".-1997.-N.7.-С.16.-Кроссворд о кошках.
6. 16 факторах о котах/Подготовил К.Крайко // Ровесник.-1997.-N 3.-С.7.-История приручения дикой кошки. Занимательные факты о кошках.
7. Кошки и котята // Биология. Приложение к газете "Первое сентября" .-1997.-N18.-С.12-13.-Как завести котенка.
8. А у нас в квартире кошка родила вчера котят // Между кошкой и
собакой.-1997.-N7.-С.22.-Кормление новорожденных котят.
9. Виноградова Т. Именем стаи // Наш малыш.-1998.-N5.-С.56-57
10. Домашние животные: Жеребята // Свирелька.-1997.-N3.-С.6-7
Слева в нижней части стеллажа прикреплено обращение:
«Благодарю тебя за помощь. За каждый правильный ответ получи 5 эрудиток»
Список использованной литературы
1. Библиотечное дело: Терминологический словарь/ Российская государственная библиотека. – М., 1997. – 168 с.
2. Васюкова А. Словарь иностранных слов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 640 с.
3. Вартаньян Э.Крылатое слово. – М.: Современник,1996. – 256 с.: ил. – (Словари школьника)
4. Дмитриев Ю. Соседи по планете. – М.: Дет. Лит.,1990. – 288 с. [20 л. табл.]
5. Остапенко В. Птицы в вашем доме. – М.: Арнадия, 1996. – 543 с. – (Для дома для семьи)
6. Орфографический словарь русского языка: Ок. 100000 слов/ РАН. Ин-т рус. Яз. – М.: Рус. яз., 1998. – 416 с. – (Библиотека словарей русского языка)
7. Псалмов М. Книга собаковода. – М.: Колос,1995. – 447. с.: ил.
8. . Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь/ Зимин В. И др. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 320 с.
9. Словарь искусств. – М.: Внешсигма, 1996. – 534 с.
А как же дифференцированный подход? У ребёнка 1 и 9 классов уровень знаний и психологические особенности равны?
ОтветитьУдалитьУважаемый анонимный гость, прежде всего, хотелось бы узнать ваше имя. Во-вторых, спасибо, что внимательно читаете блог и оставляете комментарии. А в-третьих, пару пояснительных слов: Мы не против дифференцированного подхода, а всеми руками "за". Но мы действительно иногда практикуем наглядные формы с максимальной возрастной адресацией. Это происходит в межвозрастном читальном зале. Там собираются дети от мала до велика. Но эти формы всегда имеют игровую основу, а вопросы и задания обязательно дифференцируются по сложности (цветом, знаком и т. п.). В обращении этот момент обязательно оговаривается. В этом случае ребенок помладше может выполнять задания и подходящей ему сложности, и предназначенной для больших ребят, но за это он получит "эрудиток" гораздо больше, а если большие выполняют задания маленьких, то "зарабатывают" соответственно меньше. Но это дает читателю преимущество свободного выбора уровня сложности игры.
Удалить