понедельник, 30 мая 2011 г.

Большие секреты маленького светлячка. Читательский игровой уголок

Автор-составитель: Л. П. Першина, 2004
Пара слов от методиста. Читательский игровой уголок - одна из наглядных игровых форм нашей библиотеки. Данный уголок оформляется в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Оформление - яркое, привлекательное; задания - в меру сложные. Вместо Чебурашки может использоваться любой другой герой. Просто Чебурашка - хозяин игрового зала "Подрастайка", где описываемый уголок и располагается, а конкретная зона для уголка -имеет постоянный заголовок - "Сюрприз от Чебурашки"

Читательский игровой уголок "Большие секреты маленького светлячка" в зале «Подрастайка», предназначенный для детей младшего школьного возраста, посвящен теме «Насекомые».
Цели:
·        Привлекать внимание детей к познавательной литературе.
·        Развивать детский кругозор, логику, речь.
·        Способствовать развитию у ребенка творчества и фантазии.
·        Воспитывать любовь к окружающему миру, ко всему живому.
·       Учить детей пользоваться книгой, ее справочным аппаратом.

Рекомендации по оформлению читательского уголка


Уголок располагается на двух столах и стене, под рубрикой «Сюрприз от Чебурашки».

Сюжет игры заключается в следующем. Чебурашка, герой игрового зала «Подрастайка», предлагает детям отправиться в Страну насекомых и узнать секреты из их жизни. В пути детей сопровождает светлячок, указывает своим фонарикам на задания, делает подсказки.


Методическое описание уголка

На стене висит рисунок с изображением  Чебурашки. В одной лапе он «держит» книгу «Наблюдаем насекомых» (сканированное изображение обложки книги), а в другой – листок бумаги со следующим текстом:
Слышал я, что тот, кто пройдет через  поле Загадок, сможет стать маленьким-маленьким и попасть в мир насекомых, много интересного о них узнать. Кто хочет стать юным натуралистом, присоединяйтесь!

Стрелочка от этого текста указывает дальнейший ход игры.
Под изображением Чебурашки «раскинулось» так называемое поле: лист ватмана, на котором нарисована зеленая трава, цветы, ягоды и животные (о них см. ниже). Можно, как на географических картах, написать: «Поле Загадок». В самом начале пути изображен Светлячок с фонариком в лапках. Текст от имени Светлячка:
-         Следуйте везде за  моим  фонариком. Он поможет Вам  открыть много  секретов страны Насекомых!

Далее стрелочка от фонарика Светлячка приводит к другому фонарику. Возле него текст задания:
1. Ты собрался в страну Насекомых? А знаешь ли ты, кто такие насекомые? (Воспользуйся книгой «Насекомые и пауки», с.8)
Ответ: Насекомые – это маленькие живые существа, которые имеют три пары конечностей, а их тело разделено на три отдела – голову, грудь и брюшко.
( Кларк П. Насекомые и пауки / П. Кларк  – Минск, 1996. – С. 8)

От этого фонарика стрелочка ведет к другому фонарику. Текст задания:
2. Прекрасно! А теперь найди на поле Загадок трех насекомых. (Воспользуйся книгами из серии «Юному знатоку природы»: «Насекомые» и «Насекомые и пауки»)
На поле Загадок изображены: мышь, воробей, стрекоза, муха, паук, божья коровка.
Ответ:  стрекоза, муха, божья коровка – насекомые. Паук не является насекомым, так как у него 4 пары конечностей, а не 3.  Мышь – млекопитающее, воробей – птица. (Там же. - С.8-11; Макгевин Д. Насекомые / Д. Макгевин. - СПб, 1997. – С.17,18,56)
Правильный ответ оценивается следующим образом: если ребенок называет только насекомых, то ему дается по 1 эрудитке за каждое насекомое, то есть всего 3 эрудитки. Если же ребенок доказывает, что другие нарисованные животные не являются насекомыми, то ему прибавляется еще 2 эрудитки, то есть всего он получает 5 эрудиток.

Далее игра продолжается на двух столах.

 Стрелочка от предыдущего фонарика ведет к следующему. Рядом с фонариком -  изображение жука, у которого вместо головы - мордашка Чебурашки. Текст от Чебурашки:
 Кажется,  мы в стране Насекомых! Хочешь узнать их секреты,  не отставай!  Поползли за мной к следующему фонарику!

Стрелочка приводит к следующему фонарику. Возле него текст:
Секрет 1. Насекомые «разговаривают»!  Открой книгу «Насекомые и пауки» на С. 22-23, узнай, как  это делают пчелы, и получи целых 5 эрудиток!
Ответ:  Когда пчела находит цветы с нектаром, она сообщает об этом другим пчелам специальным танцем, и другие пчелы летят к этим цветам. ( Там же. - С. 22-23)

Секрет 2. Кузнечики и сверчки умеют «петь»! С помощью каких органов тела они это делают, ты узнаешь в книге из серии «Юный натуралист» «Наблюдаем насекомых» на с.16. И у тебя еще 5 эрудиток!
Ответ: Самцы кузнечиков и сверчков «поют» за счет трения друг о друга грубых поверхностей их крыльев. (Томсон Р.Наблюдаем  насекомых / Р. Томсон. -  М.,1997. – С.16)

Секрет 3. Усики – важный орган насекомых.  Ответь на вопрос: зачем нужны усики муравью? Об этом написано  в книге «Наблюдаем насекомых» на с. 17. Скорее получи свои 5 эрудиток!
Ответ: Муравьи чувствуют запахи благодаря своим усикам.(Там же. –  С.17 )

От предыдущего текста стрелочка направляет к следующему фонарику.
Возле него сидит гусеница. Ее можно сделать из бумаги или вылепить из пластилина. Текст от гусеницы:
Я пока маленькая гусеничка, но скоро я стану красивой бабочкой – это мой секрет! Предлагаю и вам полетать, следуйте за фонариком.

От гусеницы стрелочка указывает вверх, к потолку. К потолку подвешены на ниточках сканированные изображения бабочек:
·        Адмирал (Детская энциклопедия «А и Ф». – 2003. – N 11. –  С.16),
·        Крапивница (Там же. - С.14),
·        Медведица Кайя (Там же. - С. 19),
·        Радужница (Там же. - С 21),
·        Павлиний глаз (Там же. - С. 23)
Номера страниц указаны возле каждой бабочки в цветном кружочке. Длина нити, на которой висят бабочки, должна быть такой, чтобы ребенок мог без усилий рассмотреть каждую бабочку.
Текст с заданием тоже висит на ниточках:
Какие бабочки кружатся сейчас в воздухе? Воспользуйся журналом «Детская энциклопедия. Бабочки». Узнай название каждой бабочки, и все 5 эрудиток твои!

Еще одна бабочка с мордашкой Чебурашки висит немного поодаль от других. Текст от этой бабочки:
 Смотрите, внизу появились какие-то чудища!  Давайте спустимся на землю и  хорошенько рассмотрим их. Не боитесь? Тогда летим!

Стрелочка указывает вниз, на следующий фонарик, который находится на втором столе. Стол оформлен в виде лесной летней полянки. Посередине этой поляны прикреплены изображения трех жуков: африканского жука-голиафа, американского жука-геркулеса и земляной блошки. Они могут быть сканированными  или нарисованными. Под каждым из жуков прикреплено его название. (Килпатрик К. Чудо на ладони / К. Килпатрик.  – М., 1996. – С.18).

Рядом с ними – изображение светлячка с фонариком. Текст от светлячка:
Это наши чемпионы! Чем они знамениты  ты  узнаешь, если заглянешь на 18 страницу  книги «Чудо на ладони». Свои 5 эрудиток ты должен получить обязательно!
Ответ: Жук-голиаф – самый тяжелый жук в мире. Он весит 100 граммов.
Жук-геркулес – самый длинный жук в мире. Его длина достигает 19 см. Земляная блошка – один из самых маленьких жуков на Земле.  (Там же. – С.18)

 Последняя стрелка указывает на изображение Чебурашки на стене.
Текст от лица Чебурашки:
После нашего путешествия я сочинил такие стихи:
Да не бойся ты, жучок!
И не прячься, светлячок!
Обижать тебя не буду,
Ты приносишь пользу людям!
Какую же пользу приносят насекомые людям? Это и есть главный секрет страны Насекомых. Подумай,  ответь и получи еще 5 эрудиток.

Рядом с ним прикреплена коробка с надписью «Почта Чебурашки». Текст возле почтового ящика: 
А если ты хочешь поделиться своими стихами, то можешь написать их на листочке и опустить в мой почтовый ящик. Лучшие обязательно будут напечатаны в газете Кота Ученого. Только не забудь подписать имя, фамилию, школу и класс.
                                Ваш Чебурашка


Использованные источники

1)   Бабочки : спец. вып. журнала «Детская энциклопедия «А и Ф». – 2003. – N 11. – С. 1-32 : ил.

2)   Килпатрик К. Чудо на ладони / К. Килпатрик ; перевод с англ. С. Ильина. – М. : «АСТ-ПРЕСС», 1996. – 24 с. : ил. –  (Моя первая книга о природе)

3)   Кларк П. Насекомые и пауки / П. Кларк ; ил. К. Скрэйс. – Минск : Белфакс, 1996. – 39 с. : ил. – (Познаем мир)

4)   Макгевин Д. Насекомые : школьный путеводитель / Д. Макгевин. – СПб.: Тимошка, 1997. – 80 с. : ил. –  (Юному знатоку природы)

5)   Томсон Р. Наблюдаем насекомых / Р.Томсон, М.  Стефенс. -  М. : «АСТ-ПРЕСС», 1997. – 32 с. : ил. – (Юный натуралист)



Комментариев нет:

Отправить комментарий