Несмотря на стремление читателя к максимальной самостоятельности в поиске и использовании информации в библиотеке, востребованной остается такая форма индивидуального общения, как индивидуальное
плановое чтение.
В современной практике библиотеки используют, в основном,
три вида индивидуального планового чтения:
- типовые планы чтения, которые создаются в библиотеках на основе анализа наиболее распространенных интересов и запросов пользователя;
- списки литературы по какой-либо часто запрашиваемой теме
«Что читать дальше?»
- составленный совместно библиотекарем и читателем план
дальнейшего чтения.
План составляется далеко не для каждого
читателя библиотеки, а только:
·
для того, кто нуждается в помощи библиотекаря;
·
если у читателя есть определенный интерес;
·
если в чтении читателя имеются проблемы;
·
если читатель просит о помощи в
организации его чтения (делового или развлекательного).
План чтения составляется обязательно
вместе с читателем.
Цель составления плана чтения не просто
прочитать ряд книг, а получить ряд знаний по вопросу (теме), придать
целенаправленность процессу чтения (при обязательном согласовании с
пользователем).
Индивидуальный план чтения составляется
таким образом, чтобы абонент не просто читал литературу в соответствии со своим
интересом, но постоянно переходил бы от
одной темы к другой с целью разностороннего развития, а также выработки умений
и навыков систематического самообразовательного чтения.
Ясно, что такого рода информирование требует глубокого
духовного контакта, взаимного уважения, душевной близости. Это «штучная» и
очень непростая работа библиотекаря.
Два же других вида индивидуального плана чтения являются, по
сути дела, некой канвой, позволяющей выстраивать читательскую деятельность,
имеющую, как правило, деловой мотив.
Алгоритм составления плана чтения
·
Выбор приоритетных читательских
групп или отдельных читателей. Обоснование выбора.
·
Выбор тематики чтения, обоснование
ее актуальности.
·
Формулировка целевого назначения
плана чтения.
·
Определение структуры и объема плана
чтения (выделение разделов), определение примерного количества публикаций и т.
д.
·
Уточнение характера материала,
включаемого в план чтения (ретроспективный, текущий, перспективный; первичные
или вторичные источники; с аннотацией или без аннотаций, информационный или
рекомендательный и т. д.)
·
Определение источников, на базе
которых будет составляться план чтения.
·
Способы оформления плана чтения (в
печатном, электронном виде и т. д.)
·
Изучение эффективности составленного
плана чтения; выбор методики изучения в соответствии с целевым и читательским
назначением планов чтения.
Литература в плане чтения для
детей располагается в определенной последовательности:
·
от простого к сложному;
·
от знакомого к незнакомому;
·
от общего к частному;
·
в хронологии событий. Если по одному вопросу нужно прочитать
несколько книг, то начинать следует с новых.
Рекомендуемое количество книг в
списке и детском плане чтения:
2-3 кл. – 2-3 книги,
4-6 кл. – 4-5 книг,
7-8 кл. – 4-8 книг.
Читатель должен читать книги в той
последовательности, как указано в плане чтения, иначе план теряет смысл.
План чтения создается в двух экземплярах. Один выдается на руки читателю, второй вставляется
в формуляр читателя, обязательно датируется, он должен стать причиной беседы с
читателем.
Все читающие по планам чтения и по
рекомендательным спискам нуждаются в постоянном внимании со стороны
библиотекаря.
Срок чтения по планам, спискам в детских
библиотеках – 1-3 месяцев, не более.
Учет читающих по спискам и планам чтении
ведется в специальном документе (например, в «Тетради учета читающих по
рекомендательным спискам и планам чтения»).
Список использованной литературы
1. Житомирова Н. Н. Руководство
чтением детей в библиотеке / Н.Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова.
М. : Советская Россия, 1964. –С. 112-123, 166-186
2. Мелентьева Ю. Библиотечное
обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов. Лекция 4.
Индивидуальное библиотечное обслуживание как важнейший участок работы
библиотеки / Юлия Мелентьева // Библиотека в школе. -2004. – № 20. – С. 28-32
3. Мелентьева Ю. Библиотечное
обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов. Лекция 5.
Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и
запросов / Юлия Мелентьева // Библиотека в школе. -2004. – № 20. – С. 28-32
4. Руководство чтением детей и
юношества в библиотеке / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М. : Изд-во МГИК, 1992. –
С.161-176
5. Справочник библиотекаря / Науч. ред.
А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб. : Профессия, 2001. – С. 151-154
6. Справочник школьного библиотекаря /
О. Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская; под. Ред. Ю. Н. Столярова. – М. :
Школьная библиотека, 2006. – С. 336-339
Комментариев нет:
Отправить комментарий