понедельник, 8 октября 2018 г.

Индивидуальный план чтения




Несмотря на стремление читателя к максимальной самостоятельности в поиске и использовании информации в библиотеке, востребованной остается такая форма индивидуального общения, как индивидуальное плановое чтение.
В современной практике библиотеки используют, в основном, три вида индивидуального планового чтения:
- типовые планы чтения, которые создаются в библиотеках на основе анализа наиболее распространенных интересов и запросов пользователя;

- списки литературы по какой-либо часто запрашиваемой теме «Что читать дальше?»

- составленный совместно библиотекарем и читателем план дальнейшего чтения.

Третий вид планового чтения может называться именно «индивидуальным».
Такая форма индивидуального информирования действительно может оказать влияние на духовное и интеллектуальное развитие читателя, может стать целой стратегией читательской деятельности.

План составляется далеко не для каждого читателя библиотеки, а только:
·      для того, кто нуждается в помощи библиотекаря;
·      если у читателя есть определенный интерес;
·      если в чтении читателя имеются проблемы;  
·      если читатель просит о помощи  в организации его чтения (делового или развлекательного).

План чтения составляется обязательно вместе с читателем.

Цель составления плана чтения не просто прочитать ряд книг, а получить ряд знаний по вопросу (теме), придать целенаправленность процессу чтения (при обязательном согласовании с пользователем).

Индивидуальный план чтения составляется таким образом, чтобы абонент не просто читал литературу в соответствии со своим интересом, но  постоянно переходил бы от одной темы к другой с целью разностороннего развития, а также выработки умений и навыков систематического самообразовательного чтения.

Ясно, что такого рода информирование требует глубокого духовного контакта, взаимного уважения, душевной близости. Это «штучная» и очень непростая работа библиотекаря.
Два же других вида индивидуального плана чтения являются, по сути дела, некой канвой, позволяющей выстраивать читательскую деятельность, имеющую, как правило, деловой мотив.

Алгоритм составления плана чтения
·       Выбор приоритетных читательских групп или отдельных читателей. Обоснование выбора.
·       Выбор тематики чтения, обоснование ее актуальности.
·       Формулировка целевого назначения плана чтения.
·       Определение структуры и объема плана чтения (выделение разделов), определение примерного количества публикаций и т. д.
·       Уточнение характера материала, включаемого в план чтения (ретроспективный, текущий, перспективный; первичные или вторичные источники; с аннотацией или без аннотаций, информационный или рекомендательный и т. д.)
·       Определение источников, на базе которых будет составляться план чтения.
·       Способы оформления плана чтения (в печатном, электронном  виде  и т. д.)
·       Изучение эффективности составленного плана чтения; выбор методики изучения в соответствии с целевым и читательским назначением планов чтения.

Литература в плане чтения для детей располагается в определенной последовательности:
·      от простого к сложному;
·      от знакомого к незнакомому;
·      от общего к частному;
·      в хронологии событий.  Если по одному вопросу нужно прочитать несколько книг, то начинать следует с новых.

Рекомендуемое количество книг в списке и детском плане чтения:
2-3 кл. – 2-3 книги, 
4-6 кл. – 4-5 книг, 
7-8 кл. – 4-8 книг.

Читатель должен читать книги в той последовательности, как указано в плане чтения, иначе план теряет смысл.

План чтения  создается в двух экземплярах. Один  выдается на руки читателю, второй вставляется в формуляр читателя, обязательно датируется, он должен стать причиной беседы с читателем.
Все читающие по планам чтения и по рекомендательным спискам нуждаются в постоянном внимании со стороны библиотекаря.

Срок чтения по планам, спискам в детских библиотеках – 1-3 месяцев, не более.

Учет читающих по спискам и планам чтении ведется в специальном документе (например, в «Тетради учета читающих по рекомендательным спискам и планам чтения»).



         
Список использованной литературы 



1.     Житомирова Н. Н. Руководство  чтением детей в библиотеке / Н.Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова. М. : Советская Россия, 1964. –С. 112-123, 166-186



2.     Мелентьева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов. Лекция 4. Индивидуальное библиотечное обслуживание как важнейший участок работы библиотеки / Юлия Мелентьева // Библиотека в школе. -2004. – № 20. – С. 28-32



3.     Мелентьева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов. Лекция 5. Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и запросов / Юлия Мелентьева // Библиотека в школе. -2004. – № 20. – С. 28-32



4.     Руководство чтением детей и юношества в библиотеке / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М. : Изд-во МГИК, 1992. – С.161-176



5.     Справочник библиотекаря / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб. : Профессия, 2001. – С. 151-154



6.     Справочник школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская; под. Ред. Ю. Н. Столярова. – М. : Школьная библиотека, 2006. – С. 336-339

Комментариев нет:

Отправить комментарий