Рекомендации к проведению
«Круглый стол» - метафора комфортного пространства для коллективной дискуссии.
Достичь подобного комфорта не так просто, как порой кажется.
Очень существенно наличие у участников «круглого стола»
навыков цивилизованного обсуждения,
но ещё важнее мастерство ведущего.
«Круглый стол» - активная форма организации участников для обсуждения и принятия решений по актуальным проблемам.
Успех и результативность «круглого стола» во многом зависят от руководителя (ведущего)
1.Руководитель (ведущий) «круглого стола» должен:
- Создать оптимальные условия для знакомства и удобной работы всех участников; представить по возможности всех участников «круглого стола».
- Расположить всех участников по кругу (это создаёт наиболее оптимальные условия для общения).
- Создать атмосферу доброжелательности и заинтересованности.
- Познакомить участников с «Правилами работы участников «круглого стола»:
Критикуются идеи, а не личности.
При обсуждении нет актёров и зрителей – все участники.
Участника «круглого стола» отличает не только умение говорить, но и умение слышать.
Цель не в «победе», а в совместном поиске решений и обсуждении проблем.
- Определить регламент работы (длительность «круглого стола» и индивидуальных выступлений – не более 5-7 минут)
- Ознакомить участников с заранее подготовленными вопросами для обсуждения (не более 4-5).
2. В рамках обозначенных вопросов обсуждение должно быть организовано по следующим этапам:
- Любой участник высказывает свою точку зрения сначала только по одному вопрос
- Критика идеи или проблемы возможна, но руководитель должен нацелить выступающего на формулировку конкретных предложений.
- Руководитель следит за тем, чтобы участники высказывали свою точку зрения только по одному вопросу, чтобы получить широкий спектр мнений по обсуждаемой проблеме.
- Руководитель подводит краткий итог, обобщая высказывания и выделяя ценные мысли, идеи, предложения по обсуждаемой проблеме.
- Только после этого можно перейти к обсуждению следующего вопроса. Обсуждение каждого вопроса рекомендуется начинать с краткого введения в проблему.
- Чтобы вызвать активное обсуждение вопроса, стимулировать участников к тому, чтобы кто-то взял инициативу на себя, можно использовать вопросы («Есть смысл обсуждать данную проблему?», «Что нужно сделать для того, чтобы решить проблему?» и т. п.)
3. После окончания обсуждения всех вопросов необходимо сформулировать итоговый документ (резолюцию, рекомендации).
4. Итоговый документ «круглого стола» после его окончательной доработки должен быть разослан всем участникам «круглого стола».
Подготовлено по материалу: Цапенко М. Пространство дискуссии / М. Цапенко // Обруч. – 2001. - № 3. – С.10
Едвали не во всех библиотечных конференциях имеются вставки "Круглый стол" А что это такое мало кто представляет. на большинстве КС, где я присутствовала не в качестве организатора, были обычные отчеты-перечисления, кратенько минут на сорок каждое. Так что Ваша "наводка" очень в точку. Хотя немного похоже на фокус-группу.
ОтветитьУдалить