Библиотечный плакат – наглядная форма позиционирования книги, чтения, библиотеки.
Цель плаката – остановить взгляд, внимание читателя.
Функции плаката. Ранее библиотечный плакат рассматривался в основном как наглядная форма информации о книгах и их рекомендации, призванная способствовать самостоятельному выбору книг детьми (особенно учащимися среднего и старшего школьного возраста). В настоящее время функции библиотечных плакатов значительно расширились. Их можно разделить на:
1. рекомендующие одну книгу;
2. рекомендующие несколько источников на одну тему;
3. раскрывающие творчество писателя;
4. оповещающие о новых изданиях по определенной теме;
5. рекламирующие библиотеку и отдельные услуги;
6. рекламирующие различные формы деятельности;
7. оказывающие помощь в освоении информационных знаний и т.д.
Плакат удобно использовать в рекламных кампаниях или акциях, посвященных определенной теме. Это дает возможность рекомендовать большее количество книг, чаще менять информацию по теме и в то же время сделать ее повторяемой, что очень важно для поддержания интереса к теме. Нельзя забывать и о том, что книг одного названия в библиотеке немного, и в случае отказа на рекламируемую книгу замысел рекламы сводится на нет, а это снижает доверие читателей и к рекламе, и к библиотеке.
Оформление и контент плаката. Библиотечный плакат представляет собой композицию из текста и иллюстраций. Соотношение текстового и графического материала должно быть настолько тщательно продумано, чтобы юный читатель мог легко разобраться в содержании плаката, найти ведущий текст и иллюстрирующий его графический материал. Для плакатов, адресованных младшим школьникам, рекомендуется использовать предельно короткий текст.
Рекламный плакат включает:
- слоган (девиз) – емкую и краткую фразу (5-8 слов), привлекающую внимание к книге;
- пояснительный текст к слогану (1-2 предложения);
- характеристику самой яркой особенности книги;
- информационный блок (сведения о писателе, истории создания книги, переводах, ее судьбе, прототипах- героев, отзывы на книгу и др. сведения);
- библиографическое описание (для детей среднего и старшего школьного возраста);
- иллюстрации;
- фирменный блок библиотеки (издательства) – (эмблема, герб) и логотип (аббревиатура названия и ее расшифровка, адресные сведения).
Ряд данных могут быть факультативными.
Приступая к оформлению плаката необходимо помнить, что внимание читателей, прежде всего, привлекают интересно составленные заголовки и яркое оформление (рисунки, цитаты, копии книжных обложек и т.д.). Строгая симметрия линий при графическом оформлении необязательна. Красивое сочетание цветовых пятен в плакате, которые получаются от сочетания окраски обложек, иллюстраций, фона – важное эстетическое требование к его оформлению.
Но важно не только привлечь внимание детей, но и пробудить интерес к самостоятельному чтению рекомендуемой книги. Этой цели служат призывы, обращения к читателю. В библиотечный плакат могут быть внесены и элементы игры, которые, как показывает практика, вызывают интерес у всех возрастных категорий читателей (загадка к рисункам или тексту книги, вопросы по содержанию рекомендуемой литературы). Не следует давать большого количества вопросов, но они должны заинтересовывать читателей.
На плакате могут размещаться и кармашки для картотек рекомендуемой литературы, буклетов и т.п.
Плакат, посвященный творчеству одного автора. При подготовке плаката, посвященного творчеству одного автора, необходимо поместить на него: портрет писателя, краткие биографические сведения о нем, копии обложек лучших изданий основных произведений писателя, иллюстрации и аннотации к его произведениям, библиографическая справка о его произведениях в периодической печати, статьи и книги о писателе.
Библиографию критической литературы следует давать только старшеклассникам, для детей среднего школьного возраста она бывает трудна.
Библиотечный плакат любой тематической и целевой направленности должен привлекать внимание читателя, вызывать его интерес, но, как и любая другая наглядная форма, он требует живого слова библиотекаря.
Использованная литература:
1. Житомирова Н. Н. Руководство чтением детей в библиотеке : учебник для студентов библиотечных факультетов институтов культуры / Н. Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова. – М. : Советская Россия, 1964. – С.202-208
2. Мелентьева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов : лекция 7. Технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов / Юлия Мелентьева // Библиотека в школе. – 2004. - № 23. – С. 55
3. Томашева Е. Н. Реклама детской книги в библиотеке: специфика и формы // Школьная библиотека. – 2010. - №3-4. – С. 117-118
а можно плакат "оживить" и получить буктрейлер http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blog-post_09.html
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наташа, Вам за ценнные советы!
ОтветитьУдалитьКак всегда - всё просто и понятно.
Хотя - непростое это дело - удачный библиотечный плакат сваять.
А примеры таких плакатов у Вас есть?
Спасибо за материалы по "Аленькому цветочку". Это Ваша авторская разработка? Что навеяло? Очень интересно и необычно. Я не встречала раньше такой формы работы.
Плакаты, действительно, стали редкостью в библиотечной работе, а вот буктрейлеры мне понравились, это будет более действенной рекламой!
ОтветитьУдалитьОднообразие всегда утомляет, надоедает, приедается.
ОтветитьУдалитьКак удачные ремейки, как старая сказка на новый лад, так и старый добрый библиотечный плакат ещё послужит Её Велчеству Литературе.
На баннерах очень неплохо смотреться будет, пожалуй. Может, ещё и назовут его каким-нибудь модным новым словечком, как знать. И придет к нему вторая молодость:-)))
А знаете, почему плакат стал забытой формой? Как и обсуждение книги, которые проводятся ... ну... очень редко, да и то не как спонтанный обмен мнениями, а как зачитывание заранее написанных шпаргалок??????????
ОтветитьУдалитьЯ думаю, это потому, что библиотекари не хотят или не умеют, или забыли как ... самим работать с текстом. Как вычленять главные мысли и яркие слова-характеристики, слова-образы ... Ведь от текста зависит эффективность плаката????
Обсуждения книг у нас в начале 2000-х называли "часы размышлений". И неплохо дело шло... А в последнее время вижу, некоторым ребятам трудно выражать свои мысли, даже если есть желание. То ли на уроках дискуссионные формы не в ходу, то ли писать им, привычным к письменному общению в Сети, легче, чем говорить. Заранее зачитывать шпаргалок не встречала. Тогда вся прелесть живого обсуждения и обмена мнением пропадает.
ОтветитьУдалитьВ плакате гармония текста и зрительного ряда привлекает, верно? Это сложно. Так же, как и с выставками, если бибилотекарь не визуал.
А все-таки здорово, что старый добрый плакат с нами:-)
Пост замечательный! Спасибо, Наташа, что не забываете библиотечную классику.
Идея Современной библиотеки - буктрейлер - очень понравилась. Но мне кажется одно другому не мешает. Форма плаката, когда стала находить крупицы методик по их созданию, показалась способной на дальнейшее развитие. В нашей библиотеке плаката по описываемой методике тоже нет, но вот и интересно попробовать. Конечно, не всякий библиотекарь способен на это- совершенно согласна с izbachkой. У нас сейчас вообще очень много новых людей. Попробую сама.
ОтветитьУдалить