Эту форму мы придумали и ввели в нашу Программу повышения квалификации в 2011 году. В связи с тем, что
В фонде методического отдела хранится периодическая литература профессиональной и педагогической направленности за много лет. Так журнал «Библиотека» - с 1979 года, «Воспитание школьников» - 1976 года, «Библиотековедение» - с 1982 года и т. д..
Всего – около 40 названий. Все эти периодические издания представляют собой ценный архив, включающий в себя многие полезные для сегодняшнего времени материалы. Но, не имея специального помещения для хранения глубокой ретроспективы профессиональной периодики, мы предлагаем актуализировать накопленный опыт через
Тематические папки-ретродайджесты
Актуализация опыта организуется в три этапа.
Этап I - предкоммуникативный - представляет собой:
1. Ретроспективное погружение в определенный круг профессиональной и педагогической периодики. Цель: изъять (вынуть, вырезать) из изданий все максимально полезное и интересное. Принципы: 1.объективнность; 2. глубокое чтение и анализ. Отбирая материалы для ретродайджеста, нужно помнить и то, что никогда не поздно выбросить то, что будет невостребованно.
Недопустимо судить о содержании статей по названию в оглавлении. Необходимо просматривать внимательно издание полностью. Углубляться в чтение. Сложность в том, что найти крупицы интересного и полезного для сегодняшнего времени (а они есть!) за потоком идеологии коммунистического воспитания не просто. Читать, анализировать, «отметать идеологическую шелуху» – это то, что определит успех работы. Например, за непривлекательным на наш взгляд названием статьи «Формы общественно-политической практики старшеклассников» (Воспитание школьников. – 1979. - № 6. – 13-16) скрывается рассказ таких формах, которые становятся популярны сейчас: агитбригада, пресс-центр, диспут. А в статье «Воспитательные возможности пионерского праздника» (Воспитание школьников. – 1979. - № 6. – С. 53-46) представлены интересные идеи по подготовке и проведению праздника вообще.
Какие темы материалов нам интересны? Разные. Примерный перечень тем:
· Литературоведение
· Библиотечное пространство: организация
· Формирование информационной культуры читателей
· Индивидуальная и массовая работа с читателями: опыт
· Методическая копилка: формы, методы, приемы.
· Библиотечные клубы по интересам
· Психология и возрастные особенности читателей-детей
· Повышение квалификации
· Имидж библиотеки. Реклама.
· Творческая читательская деятельность
· Семейное чтение. Воспитание в семье
· Игры, конкурсы, затеи
· Сценарии, инсценировки
· Стихи, речевки, кричалки и т. п.
· Вырезки фотографий достаточно хорошего качества, например с обложек (черно/белые, цветные, четкие, непотрепанные), для дальнейшего использования в презентациях, оформлении наглядных форм.
· Статьи, темы которых актуальны и сейчас (Например: В чем вред сектантских учений//Воспитание школьников. – 1980. - №3. – С.25). Могут быть интересны как сравнение взглядов тех годов и современных. Обсуждение.
· Статьи о вневременном. Интересный опыт, воспоминания (Например, статья «Навстречу всенародному празднику»(Воспитание школьников. – 1980. - № 2. – С.28-30) – опыт подготовки к 35-летию Вов, воспоминания сыновей полков о войне)
2. Оформление каждого изъятого из издания материала: 1.скрепление (степлер); 2. создание двух карточек с аналитическим описанием: первая крепится на первый лист материала, вторая (с краткой аннотацией) помещается в Картотеку ретроспективного опыта (см. ниже).
3. Подготовленные материалы вкладываются в соответствующие тематические папки.
4. Оформление папок-дайджестов: на лицевой стороне обложки папки указывается тема (печатный вид), на внутренней стороне - перечисляются в порядке поступления документы (автор, название). Если папка на какую-либо тему, найденную сотрудником, не существует, то она оформляется самим сотрудником.
5. Тематическая Картотека ретроспективного опыта оформляется методистом, находится в методическом кабинете рядом с фондом тематических папок-ретродайджестов.
Этап II – коммуникативный – заключается в обозрении собранных материалов и проведении дискуссий и дискурсий по статьям, сохранивших проблемность, в рамках часов профессионального общения.
Этап III - посткоммуникативный – передача тематических папок-ретродайджестов в архив методического кабинета. Размещение карточек на документы в Картотеке.
Маленький комментарий по поводу Актуализации опыта: На сегодняшний день проведено уже несколько методических часов по этой форме и можно констатировать следующее: 1. Простота формы только кажущаяся. Ответственно пересмотреть и проанализировать на актуальность материалы 50 № периодики (именно столько получил каждый участник проекта) - дело весьма кропотливое и трудо-и время-емкое, но 2. дело того стоит. Мы только начали, но уже нашли множество полезных и интересных вещей, правда 3. пока не решились "терзать" профессиональную периодику, пока "потрошим" педагогические журналы.
А сколько времени хранятся журналы, типа "Библиотека" в вашей библиотеке? Как вы с ними работаете?
"Да уж..." - как сказал бы Киса Воробьянинов.
ОтветитьУдалитьОднако, как же вы глубоко копаете, коллеги! Опыт, достойный подражания по части сохранения традиций библиотечной школы.
Уже давно этот журнал в подписке филиалом не значится. Читаем его в МО ЦГБ. Сделали вырезки из старых номеров журнала "Библиотекарь" в свое время, сложили в папочку. Просматриваем перед планированием.
Наташа, по Вам просто плачет аспирантура!
Восхищаюсь вашей изобретательностью!
Спасибо! Спасибо большое за комментарий, и за комплимент тоже, и особенно за то, что постоянно читаете нас!
ОтветитьУдалитьСкажите, а почему в вашей библиотеке не выписывают "Библиотеку"? Какое из подобного плана профессиональных периодических изданий вам нравится больше? Спрашиваю, потому - а вдруг мы что-то упускаем...
Читаем=читаем. Марина даже в проекте обучения Вики-Сибириада о вашем блоге писала как о примере библиотечного блога:-)
ОтветитьУдалитьНе выписывают журнал, конечно, из соображений экономии. Считается, что 1 экземпляра в МО ЦГБ достаточно:-(
Мне нравятся газетв "Библиотека в школе" - приложение к газете "ПЕрвое сентября". Журнал "Библиотечное дело", "Молодые в библиотечном деле". Боюсь, я не оригинальна:-)
Ничего себе! Очень приятно, правда, сомневаюсь, что он этого заслуживает. Но все равно - очень и очень... А интересно, как пример чего?:)
ОтветитьУдалитьА я думала, что ближе к северу проблем меньше с финансированием, у нас только. Нам, когда подписку режут, "Библиотеку" все равно оставляют.
А я "Молодые в библиотечном деле" не знаю. Чем хорош?
Кокетничаете? Конечно, заслуживает. Стопудово:-)
ОтветитьУдалитьКак пример рассказа о библиотечном блоге.
У нас подписку филиала за последние 5 лет сократили в 2 раза по количеству названий. Вся профессиональная периоика только в МО ЦГБ.
"Молодые в библиотечном деле" чудо как хорош свежими идеями, рассказом о конкретных проектах и наработках коллег, об инновациях библиотек.
Думаю, журнал и Вам понравится. Ппробуйте один из номеров посмотреть. Может быть, взгляд методичста отличается от взгляда практика.
Что вы, что вы, никакого кокетства. Мы же серьезные библиотечные леди:)Блог-то на самом деле простенький. Взяла шаблон, да и все. Никакой оригинальности оформления, как, например, у Чумотеки. Эт-то и имела ввиду. Но ваша первая фраза заставила меня с утра рассмеяться. Спасибочки за улучшение настроения, а то что-то мои идеи последнее время моему руководству не нравятся - и это уже тенденция. Вчера вечером зарубили очередную, толком не вникнув. Вот и погрузилась в пучину раздумий. Пришла, а тут приятное:))
ОтветитьУдалитьСпасибо за рекомендацию журнала. У нас его не выписывают и не выписывали. Обязательно посмотрю. Он есть в электронном виде? Недавно стали выписывать толстый журнал "Игровая библиотека" с диском. Нашим нравится. Почитывают. Правда, полностью сценарии не берут, это у нас как-то не принято, только как идею и толчок к чему-то своему.
Я читала журнал в печатном формате. Не знаю, есть ли он в Сети.
ОтветитьУдалитьОригинальность оформления? Разве в этом дело? Притягивает содержание.
Пучина раздумий - звучит пугающе. Иногда, конечно, приходится отступить, чтобы прыгнуть. Но не в пучину же:-)
Наташа, в блоге Елены Хромовой «Библиосейшн» http://bibliosejshn.blogspot.com/
ОтветитьУдалитьНа правой панели я нашла интересные ссылки под заголовком «Пресса для профессионального интереса». Есть информация главного редактора журнала «Молодые в библиотечном деле» Татьяны Сергеевны Макаренко об этом издании:
http://www.library.ru/1/education/journal/
Спасибочки. Пойду смотреть
ОтветитьУдалить