среда, 2 ноября 2011 г.

Актуализация опыта

Эту форму  мы придумали и ввели  в нашу Программу повышения квалификации в 2011 году. В связи с тем, что

В фонде методического отдела хранится периодическая литература профессиональной и педагогической направленности за много лет. Так журнал «Библиотека» - с 1979 года, «Воспитание школьников» - 1976 года, «Библиотековедение» - с 1982 года и т. д..
Всего – около 40 названий. Все эти периодические издания представляют собой ценный архив, включающий в себя многие полезные для сегодняшнего времени материалы. Но, не имея специального помещения для хранения глубокой ретроспективы профессиональной периодики, мы предлагаем актуализировать накопленный опыт через

Тематические папки-ретродайджесты

Актуализация опыта организуется в три этапа.
Этап I - предкоммуникативный - представляет собой:
  1. Ретроспективное погружение в определенный круг профессиональной и педагогической периодики. Цель: изъять (вынуть, вырезать) из изданий все максимально полезное и интересное. Принципы: 1.объективнность; 2. глубокое чтение и анализ. Отбирая материалы для ретродайджеста, нужно помнить и то, что никогда не поздно выбросить то, что будет невостребованно.
Недопустимо судить о содержании статей по названию в оглавлении. Необходимо просматривать внимательно издание полностью. Углубляться в чтение. Сложность в том, что найти крупицы интересного и полезного для сегодняшнего времени (а они есть!) за потоком идеологии коммунистического воспитания не просто. Читать, анализировать, «отметать идеологическую шелуху»  – это то, что определит успех работы.  Например, за непривлекательным на наш взгляд названием статьи «Формы общественно-политической практики старшеклассников» (Воспитание школьников. – 1979. - № 6. – 13-16) скрывается рассказ таких формах, которые становятся популярны сейчас: агитбригада, пресс-центр, диспут. А в  статье «Воспитательные возможности пионерского праздника» (Воспитание школьников. – 1979. - № 6. – С. 53-46) представлены интересные идеи по подготовке и проведению праздника вообще.
Какие темы материалов нам интересны? Разные. Примерный перечень тем:
·                   Литературоведение
·                   Библиотечное пространство: организация
·                   Формирование информационной культуры читателей
·                   Индивидуальная и массовая работа с читателями: опыт
·                   Методическая копилка: формы, методы, приемы.
·                   Библиотечные клубы по интересам
·                   Психология и возрастные особенности читателей-детей
·                   Повышение квалификации
·                   Имидж библиотеки. Реклама.
·                   Творческая читательская деятельность
·                   Семейное чтение. Воспитание в семье
·                   Игры, конкурсы, затеи
·                   Сценарии, инсценировки
·                   Стихи, речевки, кричалки и т. п.
·                   Вырезки фотографий достаточно хорошего качества, например с обложек (черно/белые, цветные, четкие, непотрепанные), для дальнейшего использования в презентациях, оформлении наглядных форм.
·                   Статьи, темы которых актуальны и сейчас (Например: В чем вред сектантских учений//Воспитание школьников. – 1980. - №3. – С.25). Могут быть интересны как сравнение  взглядов тех годов и современных.  Обсуждение.
·                   Статьи о вневременном. Интересный опыт, воспоминания (Например, статья «Навстречу всенародному празднику»(Воспитание школьников. – 1980. - № 2. – С.28-30) – опыт подготовки к 35-летию Вов, воспоминания сыновей полков о войне)

2.     Оформление каждого изъятого из издания материала: 1.скрепление (степлер); 2. создание двух карточек с аналитическим описанием: первая крепится на первый лист материала, вторая (с краткой аннотацией) помещается в Картотеку ретроспективного опыта (см. ниже).

3.     Подготовленные материалы вкладываются в соответствующие  тематические папки.

4.        Оформление папок-дайджестов: на лицевой стороне обложки папки указывается тема (печатный вид), на внутренней стороне - перечисляются в порядке поступления документы (автор, название).  Если папка на какую-либо тему, найденную сотрудником, не существует, то она оформляется самим сотрудником.

5.     Тематическая Картотека ретроспективного опыта оформляется методистом, находится в методическом кабинете рядом с фондом тематических папок-ретродайджестов.

Этап II – коммуникативный – заключается в обозрении собранных материалов и проведении дискуссий и дискурсий по   статьям, сохранивших проблемность, в рамках часов профессионального общения.

Этап III - посткоммуникативный – передача тематических папок-ретродайджестов в архив методического кабинета. Размещение карточек на документы в Картотеке.

Маленький комментарий по поводу Актуализации опыта: На сегодняшний день проведено уже несколько методических часов по этой форме и можно констатировать следующее: 1. Простота формы  только кажущаяся. Ответственно пересмотреть и проанализировать на актуальность материалы 50 № периодики (именно столько получил каждый участник проекта) - дело весьма кропотливое и трудо-и время-емкое, но 2.  дело того стоит. Мы только начали, но уже нашли множество полезных и интересных вещей, правда 3. пока не решились "терзать" профессиональную периодику, пока "потрошим" педагогические журналы.

А сколько времени хранятся журналы, типа "Библиотека" в вашей библиотеке? Как вы с ними работаете? 



9 комментариев:

  1. "Да уж..." - как сказал бы Киса Воробьянинов.
    Однако, как же вы глубоко копаете, коллеги! Опыт, достойный подражания по части сохранения традиций библиотечной школы.

    Уже давно этот журнал в подписке филиалом не значится. Читаем его в МО ЦГБ. Сделали вырезки из старых номеров журнала "Библиотекарь" в свое время, сложили в папочку. Просматриваем перед планированием.

    Наташа, по Вам просто плачет аспирантура!

    Восхищаюсь вашей изобретательностью!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Спасибо большое за комментарий, и за комплимент тоже, и особенно за то, что постоянно читаете нас!
    Скажите, а почему в вашей библиотеке не выписывают "Библиотеку"? Какое из подобного плана профессиональных периодических изданий вам нравится больше? Спрашиваю, потому - а вдруг мы что-то упускаем...

    ОтветитьУдалить
  3. Читаем=читаем. Марина даже в проекте обучения Вики-Сибириада о вашем блоге писала как о примере библиотечного блога:-)

    Не выписывают журнал, конечно, из соображений экономии. Считается, что 1 экземпляра в МО ЦГБ достаточно:-(

    Мне нравятся газетв "Библиотека в школе" - приложение к газете "ПЕрвое сентября". Журнал "Библиотечное дело", "Молодые в библиотечном деле". Боюсь, я не оригинальна:-)

    ОтветитьУдалить
  4. Ничего себе! Очень приятно, правда, сомневаюсь, что он этого заслуживает. Но все равно - очень и очень... А интересно, как пример чего?:)

    А я думала, что ближе к северу проблем меньше с финансированием, у нас только. Нам, когда подписку режут, "Библиотеку" все равно оставляют.

    А я "Молодые в библиотечном деле" не знаю. Чем хорош?

    ОтветитьУдалить
  5. Кокетничаете? Конечно, заслуживает. Стопудово:-)
    Как пример рассказа о библиотечном блоге.

    У нас подписку филиала за последние 5 лет сократили в 2 раза по количеству названий. Вся профессиональная периоика только в МО ЦГБ.

    "Молодые в библиотечном деле" чудо как хорош свежими идеями, рассказом о конкретных проектах и наработках коллег, об инновациях библиотек.
    Думаю, журнал и Вам понравится. Ппробуйте один из номеров посмотреть. Может быть, взгляд методичста отличается от взгляда практика.

    ОтветитьУдалить
  6. Что вы, что вы, никакого кокетства. Мы же серьезные библиотечные леди:)Блог-то на самом деле простенький. Взяла шаблон, да и все. Никакой оригинальности оформления, как, например, у Чумотеки. Эт-то и имела ввиду. Но ваша первая фраза заставила меня с утра рассмеяться. Спасибочки за улучшение настроения, а то что-то мои идеи последнее время моему руководству не нравятся - и это уже тенденция. Вчера вечером зарубили очередную, толком не вникнув. Вот и погрузилась в пучину раздумий. Пришла, а тут приятное:))

    Спасибо за рекомендацию журнала. У нас его не выписывают и не выписывали. Обязательно посмотрю. Он есть в электронном виде? Недавно стали выписывать толстый журнал "Игровая библиотека" с диском. Нашим нравится. Почитывают. Правда, полностью сценарии не берут, это у нас как-то не принято, только как идею и толчок к чему-то своему.

    ОтветитьУдалить
  7. Я читала журнал в печатном формате. Не знаю, есть ли он в Сети.

    Оригинальность оформления? Разве в этом дело? Притягивает содержание.

    Пучина раздумий - звучит пугающе. Иногда, конечно, приходится отступить, чтобы прыгнуть. Но не в пучину же:-)

    ОтветитьУдалить
  8. Наташа, в блоге Елены Хромовой «Библиосейшн» http://bibliosejshn.blogspot.com/
    На правой панели я нашла интересные ссылки под заголовком «Пресса для профессионального интереса». Есть информация главного редактора журнала «Молодые в библиотечном деле» Татьяны Сергеевны Макаренко об этом издании:
    http://www.library.ru/1/education/journal/

    ОтветитьУдалить