пятница, 18 ноября 2011 г.

Из цикла заметок для начинающих библиотекарей "Формы индивидуального общения с читателем"


    С чего бы такая простая тема? Для кого-то простая, а для кого-то не очень, ибо только что пробуют себя в должности библиотекаря, только начинают. В нашей библиотеке сразу несколько новых работников. И все в отделе индивидуального обслуживания. Поэтому и стала эта тема одной из первых  в нашей Школе начинающего библиотекаря.

К числу индивидуальных форм работы с читателями в настоящее время относят беседы различного характера, формы индивидуального информирования, индивидуальные планы чтения.
 Беседа между библиотекарем и читателем возникает при разных обстоятельствах: при записи в библиотеку, при  приеме и выдаче книг, при выборе литературы на полках открытого доступа, при уточнении спроса. Неважно кому при этом будет принадлежать инициатива – библиотекарю или читателю. Важно, чтобы  беседа стала  диалогом (а не монологом), разговором, доставляющим взаимное удовлетворение и радость. В этом случае библиотекарь получит оперативную обратную связь, то есть сможет гибко менять тональность и содержание беседы, импровизировать в зависимости от ситуации и достигнет, таким образом, необходимого в данной беседе результата.

Заметка 1. 
Ориентирующая беседа, или
Беседа при записи читателя в библиотеку

         Эта беседа чрезвычайно важна, прежде всего, как первый контакт с читателя с библиотекой. От первой встречи ребенка, подростка с библиотекарем многое зависит в его читательской судьбе: будет ли он постоянным читателем или будет появляться от случая к случаю, возможно, зависит  даже отношение к библиотекам вообще и даже к книгам. Цель ориентирующей беседы становится ясна уже из самого ее названия – сориентировать читателя в пространстве библиотеки (отдела), а также  как можно ближе познакомиться с читателем.
        Важно учесть, что новичок в библиотеке испытывает определенную незащищенность. Он не знает, как к нему отнесутся, на что он может рассчитывать, что «можно» и что «нельзя». Поэтому задача библиотекаря,  прежде всего, как можно радушнее встретить читателя, снять с него психологическое напряжение.
Разговор с читателем скорее всего начнется с формальных вопросов, необходимых для заполнения формуляра, но продолжиться он должен вопросами о том, что ребенок любит читать, каков его опыт общения с книгами, с кем делится впечатлениями о прочитанном, чем увлекается в с свободное время, есть ли домашняя библиотека… Все полученные дополнительные сведения могут быть занесены в формуляр для дальнейшего продуктивного общения между библиотекарем и читателем.  Когда библиотекарь задает вопросы, то  интерес его должен быть (или, по крайней мере, выглядеть как таковой) естественным, а вопросы неназойливыми.
Продолжиться беседа должна уже не за кафедрой, а в ходе экскурсии по пространству отдела (библиотеки – если читатель впервые в ее стенах). О чем рассказывать? Сначала о  том, что видит читатель: о расстановке фонда, способах ориентации в нем, об интересных предложениях (выставках, опросах, играх, каких-то удивительных книгах библиотеки (отдела)), затем следует познакомить и с правилами пользования. Очень важно объяснить читателю справедливость этих правил, их направленность на его благо; чтобы они (правила) не казались читателю «драконовскими».  Если ваш читатель ученик старших классов или взрослый человек, то нужно познакомить его и с историей библиотеки и традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможностями и ресурсами (количество и круг информации зависит от возраста читателя). Читатель должен увидеть «лицо» библиотеки, почувствовать ее отличие от других.
С другой стороны, ориентирующая беседа должна помочь и библиотекарю «увидеть» читателя: понять его общий культурный уровень и потенциал, а также его «читательскую квалификацию» и уровень информационной культуры. Наконец, в ходе беседы, выясняется и то, чем может быть полезен, интересен для библиотеки и сам читатель: например, обладает какими-то талантами, которые могут проявиться в библиотечных мероприятиях; может поделиться книгами из своей домашней библиотеки и т.д.  
Ориентирующие беседы целесообразно проводить с несколькими читателями одновременно. В этом случае действует так называемый «синергичный эффект», когда возникает как бы «коллективный разум» и даже дух соревновательности (это особенно характерно для детей и подростков), что способствует более успешному усвоению информации, которую библиотекарь дает в ходе беседы. Кроме того, проведение ориентирующей беседы не с одним, а с несколькими читателями, снимает некоторый почти неизбежный налет назидательности, который читатели, особенно  подросткового возраста, переносят с трудом. Важно только знать, что по законам психологии такая группа должна быть не более чем 5-7 человек.
Эффективность ориентирующей индивидуальной беседы определяется тем, как складываются дальнейшие отношения библиотеки и пользователя.
Из учебника известен опыт, когда ребенка-потенциального читателя приглашают в библиотеку специальной открыткой (письмом), адресованным лично ему. От имени каких-либо литературных персонажей, библиотекари приглашают дошкольника в библиотеку, рассказывают о ней, знакомят с ее богатствами. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий