Опыт отдаленных лет
Игровая программа летнего чтения (большая летняя игра) под названием «Лето с изюминкой» разрабатывается в нашей библиотеке с 2002 года. Организуется ежегодно (в 2006 году состоялась в пятый раз), имеет продолжительность три летних месяца. Оригинальность данной формы работы с читателями заключается в том, что все игровые задания оформляются в индивидуальные буклеты (брошюры) и участники игры получают их во временное пользование. Это позволяет детям играть в любом удобном для себя месте и любое время в рамках определённого периода, что расширяет и углубляет возможности игры.
Условия и содержание летней игры таковы, что она стала популярной среди детей самых разных возрастов (например, участниками игры 2006 года стали дети от 7 до 15 лет). В 2004 году на последней страничке игровой брошюры «Магический кристалл» мы предложили детям мини-анкету, в которой, в частности, попросили оценить игру по пятибалльной шкале. 98% участников оценили игру максимально высоко (варианты: 5+; 5!!!).
За время существования игры в действие было запущено 11 игровых буклетов и брошюр. Темы семи из них (т.е. более половины) касались краеведения и были посвящены:
• юбилейным датам города Трёхгорного - брошюры «Совершенно не секретно»(2002) и «Календарь твоего города»(2007);
• 70-летию Челябинской области - брошюра «Путешествие по горам, по лесам…» (2004);
• уральским сказам П. П. Бажова - брошюра «Подземное путешествие»(2004);
• экологии - буклет «Подарки на память»(2002);
• истории Южного Урала - буклет «Каменный век Каменного Пояса» (2006);
• 50-летию ЦГДБ - буклет «Ох, уж эта библиотека!» (2007).
Расскажем подробнее о некоторых играх.
Игра лета 2003 года, состоящая из двух частей (брошюр)-«путешествий» (наземного и подземного), была полностью краеведческой и посвящалась 70-летию Челябинской области.
Брошюра № 1 «Путешествие «По лесам, по горам…» обращала внимание детей на краеведческую литературу познавательного характера, в том числе, справочники и энциклопедии. Задания-«придумки» касались разных областей знаний. Требовалось подобрать сравнения к причудливым контурам Челябинской области, узнать изображения птиц и животных области (соединить стрелками с названиями), разгадать ребусы о полезных ископаемых, вырезать (из буклета) и наклеить на карту Челябинской области (опять же в буклет) географические названия. Выполняя супер-задание «Своя игра» дети создали прекрасные настольные краеведческие игры. Задание-«придумка» «Ой! Что это?!» потребовало от участников длительных и, думается, полных интереснейших находок прогулок на природе. Ведь требовалось найти необыкновенной формы природный материал и придумать, на что находка похожа.
Вторая, литературная, брошюра «Подземное путешествие» посвящалась творчеству П. П. Бажова, как писателю Урала. Игра строилась на основе только одного его сказа - «Медной горы Хозяйка», что позволило детям исследовать это произведение во многих отношениях (сюжет, язык, образы, предметный мир).
Интересна игра 2003 года и тем, что этапы её приобрели способность взаимопроникновения (уже в первой брошюре делается анонс следующего этапа игры и даже указывается на карте, в каком её месте начнётся второе «путешествие»).
За ходом игры можно было следить, и не только самим участникам, но и сторонним наблюдателям. В холле 1 этажа размещались большая карта области (на которой был отражён весь игровой путь, на ней же участники могли оставить свои отзывы) и путевой лист, в котором отражались фамилии тех, кто отправился в путешествие, присоединился в пути и т. д.
Тема разработки 2006 года – первобытные времена Южного Урала – возникла благодаря появлению в библиотеке книги Т. Корецкой «Земля Уральская». Буклет получил название «Каменный век Каменного Пояса». Оформлен буклет на обычном листе А4, согнутом пополам. Таким образом, образовалось четыре маленьких странички.
Оформление первой странички (обложки) буклета призвано разъяснить сложное (например, что такое «Каменный Пояс»), включить воображение ребёнка, ввести его в игру, помочь настроиться на серьёзный лад («Река времени под названием «Лето с изюминкой» перенесёт тебя в первобытное прошлое Урала. Готов к погружению? Тогда…». Далее ребёнку предлагается нарисовать себя в Реке Времени и выполнить определённые действия («А теперь досчитай до трёх (оди-ин! – Д-два!! – Три-И!!!) и переворачивай страничку»). Таким образом, начинает работать фантазия ребёнка, которая и поможет перенестись ему в доисторические времена края («Вот ты и в каменном веке своего родного края! Оглядись…»).
На остальных трёх страничках разместились задания. Их шесть. Для некоторых письменных ответов предусмотрено место в самом буклете («Посмотри на карту и обозначь на ней (например, город Трёхгоный), найди на ней (например, древнекаменные стоянки)», «Найди правильный ответ и проведи к нему стрелку», «Реши головоломку»), другие ответы оформляются на отдельных листах. Простор для фантазии дают творческие задания: «Нарисуй, каким ты увидел Урал 200 000 лет назад», «Собери коллекцию камней», «Изобрети краски». Количество и качество полученных творческих работ свидетельствует о том, что дети прониклись темой, заинтересовались, получили удовольствие от игры.
Летняя игра 2007 года была полностью посвящена краеведению. Мы не могли оставить без внимания две большие для нас даты: 55-летие Трёхгорного и 50-летие нашей библиотеки.
Игровое издание, посвящённое Трёхгорному, называлось «Календарь твоего города». Соответственно было оформлено и само издание: в виде отрывного календаря. Чтобы увлечь ребёнка игрой зачин предлагался следующий: «Календарь твоего города» издаётся 1 раз, и больше такого не будет. Раздаётся бесплатно. Лови момент – бери, участвуй. Уже взял? Молодец! Не пожалеешь!». Обладателю брошюры предлагалось стать «соавтором, редактором, корректором, художником. В общем, одним за всех в этом великолепном издании». В этой «должности» участник игры имел право редактировать и корректировать рисунки и тексты Календаря («и чем больше тем лучше!»), привлекать к сотрудничеству родителей и друзей («зарплату не потребуют?»), выполнять только понравившиеся задания («ты, всё-таки, главный человек в этом издании») и т. д. Таким образом, сочетая серьёзную информацию с юмором, мы ввели детей в серьёзную тему.
В Календарь ребятам предлагалось вписывать не дни и месяцы, а времена года родного города («Календарь твоего города» - необычный! В него мы будем вписывать не дни, а времена года»). Разделов в брошюре оказалось четыре: «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень». Каждый из разделов имел эпиграф - фрагмент стихотворения какого-либо поэта Трёхгорного (объединение «Исток») на заданную тему. Задания также были связаны с творчеством местных поэтов и писателей: В. Башурова, В. Соколовой, Л. Кулагиной, Г. Таймасова… Например, на страничке «Осень»: эпиграф – слова Л. Кулагиной «…Багровеют за окном/ Гроздья пышные рябины…/ Луч заката перед сном/ Пишет чудные картины», задание: «Великолепен наш город осенью! А может быть, тебе нравится пейзаж другого времени года? Отлично! Нарисуй картину…». Другие задания побуждали открыть сборники стихов и рассказов и углубиться в их чтение, так как, например, было необходимо узнать «каких зверей и птиц увидел писатель в наших окрестностях» и т. д.
Так игровая форма ненавязчиво познакомила участников игры с произведениями местных писателей и поэтов, обратила внимание на, казалось бы, простые, но при ближайшем рассмотрении - удивительные вещи: какие цветы распускаются на улицах весной, какие деревья благоухают и многое другое.
В результате было получено множество разнообразных замечательных творческих работ по краеведению.
Игровые программы «Лето с изюминкой» завершаются финальными играми «Лето. Постскриптум». В финальном мероприятии обязательно находят отражение тематика и сюжеты игровых буклетов, а заданиями становятся творческие работы детей-участников. Поэтому в финальных играх разрабатывается и краеведческая тематика. Так финальная игра 2003 года, имела в основе сюжета сказы Бажова. Помогли реализовать идею сказов дети – активисты нашей библиотеки. Пять девочек, участниц библиотечного клуба, сыграли роль ящериц – служанок Хозяйки Медной горы и помогли библиотекарю в проведении игры. Игра получилась также яркой и по оформлению (разноцветные ящерки на стенде с номерами заданий, выставка рисунков, макет горы из ткани с грудой камней с загадками, между ними - поделки детей) и по содержанию, благодаря творчеству детей.
В финальной игре 2007 года – «Чей огород камень?» - дети, с помощью игрального кубика, «прошлись» по улицам Трехгорного, выполняя задания, подготовленные на основе творческих работ своих соперников, пока не добрались до «детской библиотеки», где и были награждены призами за участие в большой летней игре.
Далее объёмные творческие работы детей попадают на библиотечные выставки, творческие работы в плоскости (рисунки, аппликации и т. п.) становятся заданиями настенных игр и игровых читательских уголков.
Дорогие коллеги! С удовольствием читаем ваш блог, считаем его одним из лучших библиотечных блогов, много черпаем полезного и интересного, поэтому вручаем виртуальную награду "Чудо-блог" и передаем вам эстафетную палочку - http://shgpi.edu.ru/biblioteka/blog/?p=903#more-903 !
ОтветитьУдалить