четверг, 2 февраля 2012 г.

Как мы повышали свою квалификацию в прошлом году

Содействие процессу непрерывного повышения квалификации библиотечных специалистов велось в соответствии и в рамках «Программы профессионального общения на 2011 год»

Задачи, решаемые в ходе непрерывного повышения квалификации в 2011 году, частично были направлены на освоение мирового библиотечного и литературного опыта, а частично на популяризацию и осмысление личного опыта ведущих специалистов библиотеки:
1.    Содействовать процессу обновления и углубления профессиональных, психолого-педагогических и общекультурных знаний сотрудников библиотеки.
2.    Изучать и обобщать опыт специалистов собственной библиотеки по обслуживанию читателей.
3.    Способствовать внедрению инновационных технологий в библиотечное обслуживание читателей всех категорий.
4.    Искать и осваивать новые методы  и формы  работы.
    
Исходя из поставленных задач, сформировались направления Программы:
 1. Освоение опыта библиотечного сообщества – путь к собственному успеху
2. Рефлексия на собственный успех
3. Литература – в основе
4. Работа с читателями: методическое обеспечение процесса.

   Рассмотрим, каким образом программные направления и наполняющие их мероприятия способствовали решению поставленных задач.
Обновлению и углублению психолого-педагогических знаний библиотекарей, освоению новых методов  и форм  работы способствовали мероприятия  первого направления Программы - «Освоение опыта библиотечного сообщества – путь к собственному успеху». Именно через эту призму подавались материалы:
- экспресс-обзоров «Сохраняя традиции, искать новое» (состоялись 9 раз), на которых освещались  актуальные статьи (полемические, содержащие интересный опыт, документы) из новой профессиональной и педагогической периодики;

- устных журналов  «На библиотечной орбите»(5 часов). Первухина И.В. подробно познакомила коллектив с материалами областной конференции «Детская библиотека в информационном пространстве» о современном обслуживании и проблемах в  библиотеках России, о читательском развитии и информационной культуре детей и подростков, о системе краеведческой работы детских библиотек Озерска и многими другими. Устные журналы проводились с использованием электронных презентаций;
- круглого стола «Новая система образования и библиотека», проведенного на основе статьи А.М. Кондакова «Новые стандарты как философия образования» (Библиотека в школе. – 2010. - № 16);

-библио-релизов (2 часа) 1.«Особенности и нюансы общения с читателями в детской библиотеке» (М. И.Шапкина); 2. «Библиотеки и социальные медиа» (Н. А. Дабарская). Были рассмотрены возможности для библиотеки в Интернет-пространстве, не требующие финансовых затрат, но способствующие укреплению имиджа библиотеки и диалогу с пользователями;

- актуализаций опыта (6 раз). Форма актуализации опыта и ее методика является нашей собственной разработкой. Поскольку данная форма непрерывного повышения квалификации использовалась нами впервые, то кратко опишем ее идею.
Вместе со  списываемой педагогической периодикой уходят и материалы с  опытом, методиками и приемами,  интересными и часто полезными для нашей практики. Поэтому, основываясь на мысли о том, что  «все новое – хорошо забытое старое», мы решили изъять  все ценное из старых периодических изданий с целью применения в процессе обслуживания читателей.
Работа по актуализации опыта проходит в три этапа. На втором – коммуникативном – собранные материалы презентуются на методическом часе и обсуждаются коллективом. В настоящее время уже переработано более трехсот экземпляров таких изданий, как «Воспитание школьников», «Начальная школа», «Развитие личности», «Дошкольное воспитание» и др. В результате существенно пополнена картотека педагогического опыта, применимого к библиотечной практике.

Расширению общекультурных знаний, а также круга чтения сотрудников библиотеки способствовали обзоры-презентации «Для пользы и радости» (2 часа; из направления «Литература – в основе»), представляющие новые книжные и непечатные носители информации, поступившие в фонд.

Задача Программы, касающаяся изучения и обобщения опыта специалистов собственной библиотеки по обслуживанию читателей,  реализовывалась в направлении «Рефлексия на собственный успех» с помощью таких форм, как:
- информационно-аналитическая панорама «Наша библиотека  в 2010» (2 часа). Сотрудники библиотеки были ознакомлены с результатами деятельности библиотеки в предыдущем  году и на основе анализа цифровых показателей сориентированы в деятельности на 2011 год;
профессиональное досье «Мои профессиональные творческие удачи» (8 часов). Разработка  формы начата была еще в 2010 году, но в 2011 году она получила новое развитие и наполнение. Мы считаем, что Профессиональное досье смогло стать еще более привлекательной формой повышения квалификации за счет более широкого использования наглядных средств, в частности:
 - электронных презентаций («Возможности клубного объединения в развитии ребенка, как читателя и личности»(Н.А. Дабарская), «Видеопанорама. Особенности формы» (С.А. Цыкина) и др.);
 -воспроизведения фрагментов мероприятий («Краеведческая работа в детской библиотеке через работу клуба «Истории одного края» (Т.Н.Вебер, С.А.Деменьшина));
- демонстрации оригинального оформления («Работа с родителями. Формы. Методы. Приемы» (Г.А. Хваткова)), Сказка русская народная. Клуб продленного дня» (Н.Ф. Маковецкая), «Мои беседы с подростками» (М.М. Равилова) и др.
Форма  профессионального досье зарекомендовала себя как одна из самых удачных среди апробированных нами форм, стимулирующих творческое саморазвитие специалистов. Действительно, профессионал, собирая информацию о самом себе,  нацелен на осмысление собственного творческого багажа, на анализ наиболее удачного опыта, выделение в нем инновационного компонента, поиск приемов, с помощью которых он выгодно представит свое досье вниманию коллег. А это и становится мощным стимулом для самостоятельного повышения квалификации;
- библиотечный тренинг «На практике…». Сотрудники библиотеки, с целью пополнения собственного профессионального опыта, периодически посещали массовые мероприятия коллег, знакомились  с обновлениями в наглядных формах в разных залах обслуживания.

Задачу поиска и внедрения новых методов и форм, инновационных технологий в библиотечное обслуживание читателей всех категорий решали мероприятия из раздела «Литература – в основе»:
- Час профессиональных советов (3часа). Специалисты библиотеки получили ценный инструментарий (методы, приемы)  по пропаганде творчества Владимира Даля (Деменьшина К.С.), Бориса Пастернака (Цыкина С.А.), Альберта Лиханова  (Коханая Г.А.);
- Ярмарка идей (2 раза). Новая для нашей библиотеки форма, начинающая проходить апробацию. Цель введения в Программу профессионального общения: представить на коллегиальное обсуждение наиболее широкий спектр разнообразных инноваций, заимствованных в профессиональных Интернет-ресурсах.

В процессе непрерывного повышения квалификации за отчетный период было  задействовано 12 разнообразных форм. Все они  строились на методе активного обучения.  37% из них (актуализация опыта, час профессиональных советов, профессиональное досье…) способствовали самообразованию и творческому саморазвитию специалистов.
Всего за отчетный период состоялось 33 методических  часа (к ним можно добавить и 7 мероприятий в форме консультаций из направления «Работа с читателями: методическое обеспечение процесса», проведенных в дополнительное время и описанных в пункте «Организация групповых консультаций»). Таким образом, можем констатировать, что в 2011 году зафиксирован самый высокий показатель за последние пять лет по количеству времени, отведенному на повышение квалификации (2010 – 30 ч., 2009 – 29 ч., 2007, 2008 - 26 ч.). Это означает, что часы профессионального общения проводились регулярно, еженедельно, исключая только период летних отпусков.

5 комментариев:

  1. Своей волей в рамках блогоэстафеты присвоила вашему блогу звание ЧудоБлог. Здесь всегда много полезного. Пусть растет число ваших читателей.
    Подробности и условия эстафеты у меня в блоге

    ОтветитьУдалить
  2. http://maykchitatetocruto.blogspot.com/Присоединяйтесь к эстафете "Чудо-блог". Вы мой номинант!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Веста и Ольга Николаевна. Весьма обрадована и польщена вниманием :) Присоединяюсь обязательно

    ОтветитьУдалить
  4. Копающаяся в методиках
    Много ценной библиотечной информации, изложенной доступно и понятно! Удачное соотношение классики и инноватики.

    Поздравляем! Вы пополнили ряды чудо-блогов!

    Чудо-блоги, встаньте в ряд!
    http://murmansk-nordika.blogspot.com/2012/02/blog-post_05.html#more

    ОтветитьУдалить