четверг, 22 декабря 2016 г.

А как у вас? К вопросу о паспорте книжной выставки



Уважаемые коллеги, ищу ответ на вопрос, касающийся Паспорта книжной выставки. Если у вас есть опыт работы с данной учетной формой окажите мне консультацию. Иначе «Копающаяся в методиках»   рискует в них утонуть )) .
Дело в том, что в нашей библиотеке Паспорт на наглядные формы  не использовался, мы не учитывали книговыдачу с выставок, не брали посещения с нее. Не было необходимости. Учитывали только участников игровых книжных выставок (их у нас великое множество) в специальных журналах. Ну да,  вот так  «разбрасывались» цифрами и формами. Хорошо это, нормально или плохо – другой вопрос. Просто могли себе позволить. Множество мероприятий (в год более 2600), студий, собственный детский и кукольный театры и т.п. давали нам нужные данные и сверх того.
Но! Время шло, и шла оптимизация. Что мы имеем - значительно сократившееся количество сотрудников и огромные плановые цифры. Теперь, чтобы их выполнить, необходимо научиться  учитывать все, на что раньше мы не обращали внимание.  
В Интернете множество образцов Паспорта книжных выставок. Но во всех среди других пунктов, не вызывающих вопросов с любой точки зрения, есть два пункта - "Количество участников" и "Количество выданной литературы" – в которых информация очень «скользкая», информация, которую проверить невозможно. И при любой проверке она не выдержит никакой критики.  Ведь получается, что я могу "нарисовать" какое угодно количество просмотревших выставку и любое количество выданной литературы? На основании какого документа эти две строки в паспорте????  Для нас это очень принципиально.
            В одной из библиотечных инструкций в Интернете  говорится: "
Учет выдачи документов с выставок в библиотеке осуществляется путем·«точкования»  общего количества выданных с выставки книг."
В другой - "Учет выдачи литературы с выставки может осуществляться путем обозначения количества выданных с  выставки книг в  Паспорте книжной выставки путем ежедневного наблюдения и точкования в листе ежедневной статистики в течение всего срока экспонирования выставки"  Я понимаю так - сколько хочешь, столько и "точкуй". Или я не так поняла? Пожалуйста,  расскажите, как у вас происходит учет книговыдачи посещений книжной выставки. Опять же - если наглядна форма, например выставка творческих работ, находится в холле, рядом нет библиотекаря, как учесть ее просмотры?
В одной из инструкций  библиотек Бурятии сказано: "В читальных залах с открытым фондом разрешается вести выборочный учет. Выборочный учет предполагает учет средней книговыдачи одного дня в неделю в течение одного месяца. Полученные показатели умножаются на число рабочих дней читального зал. Учет выдачи литературы с выставок может осуществляться несколькими способами:
·                    обозначением общего количества выданных с выставки книг в листе ежедневной статистики путем наблюдения;
·                    использованием коэффициента  выдачи литературы с выставки..."  Это же здорово, если так. Мы это тоже не используем. Но на основании каких документов это происходит. Вот в  чем вопрос.
 Если в Вашей библиотеке существует опыт по чрезвычайно волнующему меня вопросы, ответьте, пожалуйста, или подскажите где об этом почитать. Большое спасибо!


8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Наталья! Действительно, учет посещений и книговыдачи с выставки ведется путем наблюдения и точкования. По идее, в каждой книге и журнале есть листок возврата, в котором отмечается дата возврата издания. Учет можно вести по этим листкам. Но для такого учета необходимо сажать рядом с выставкой библиотекаря. Это теория. А на практике пишем книговыдач и читателей, сколько душа пожелает. Конечно, такой учет не выдержит никакой проверки, но и доказать, что такой учет - неправда, тоже сложно. Но это в том случае, если у Вас в библиотеке не будет соответствующего Положения об учете.

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна, большое спасибо за ответ. А у вас, как этот момент прописан в Положении об учете?

    ОтветитьУдалить
  3. У нас нет такого Положения (пока никто не интересовался нашим учетом с точки зрения его правдивости).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у нас вот интересуются ((( Хотя нам скрывать и нечего

      Удалить
  4. Здравствуйте! У нас тоже вставал вопрос об учёте эффективности выставки. Но это было важно для меня с точки зрения рационального использования рабочего времени. Иногда библиотекари массу сил тратят на создание экспозиции, но то поставят её не в том месте, то структуру не продумают, то ещё что-то. И стоит она как мёртвая декорация. Тогда я сделала наш Паспорт выставки https://yadi.sk/i/2wtFtXyH39vS35 (по интернет-источникам и кое-что своё добавила) и в этом году будем проводить конкурс авторских выставок в нашей ЦБС. Я предложила сделать упор не на количественных характеристиках (хотя они тоже ест в паспорте), а на качественных - расположить на или около выставок смайлики, разноцветные жетоны, карточки с оценками и т.д., чтобы читатели могли дать оценку выставке даже в отсутствии рядом библиотекаря. А ещё можно использовать крссворды, анкуты, опросники и т.п. Конечно, и смайлики можно самим накидать, но тогда зачем вообще вся наша работа? Как в анекдоте, что читатели мешают работать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за такой информативный комментарий. Качество, конечно, на первом месте. Мы также применяем различные приемы для привлечения внимания к выставкам. И с этим все в порядке. Проблема как раз в количестве. У нас план по книговыдаче ужасающе огромный. А мы книговыдачу в выставок практически не учитываем, кроме тех книг,что дети взяли домой. Но ведь не со всех выставок книги домой выдаются, а во вторых просмотренные детьми книги? Их ведь тоже можем учесть. По ссылке к сожалению не смогла попасть к нужному документу.

      Удалить
  5. кроссворды и анкеты - извините за опечатки! Заходите ко мне в блог! http://library-labirint-laboratoria.blogspot.ru

    ОтветитьУдалить
  6. Ссылки в комментариях Блоггере неработают, её нужно скоприровать и вставить в строку поиска.
    У С.Матлиной есть консультация: Эффективность выставочной работы (баланс между количеством и качеством выставок, критерии эффективности оценки выставок, показатели эффективности, дифференцированные способы изучения эффективности отдельных элементов выставки) // Библиотека в школе. – 2005. – № 22. – С. 33–38. или здесь: http://volglib.ru/files/Vistavki.pdf Но там тоже мало конкретики.
    В ФБ есть две заммечательные группы "Виртуальный методический кабинет" https://www.facebook.com/groups/1677318482485668/?ref=group_browse_new и "Библиотечная статистика" https://www.facebook.com/groups/library.statistics.ru/?ref=group_browse_new - попробуйте задать этот вопрос там, думаю, будет многим интересно и поучительно, коллеги помогут с решением. Можно попробовать задать вопрос Славе Григорьевне Матлиной лично https://www.facebook.com/profile.php?id=100003398501717&fref=ts, наверное, у неё есть что сказать ))))

    ОтветитьУдалить