четверг, 26 февраля 2015 г.

Аукцион знаний


Согласно «Словарю иностранных слов» аукцион – продажа с публичных торгов, при которой продаваемый товар или имущество приобретаются лицом, предложившим большую цену.

В библиотеке аукцион (аукцион знаний) – разновидность викторины, интеллектуальное развлечение, познавательная (литературная, литературно-познавательная) игра-соревнование.
Возрастная адресация: дети среднего и старшего школьного возраста.
Принять участие могут 2-4 команды.
Атрибуты игры: кафедра (желательно, но не обязательно), молоток, колокольчик (гонг, любой предмет, способный тем или иным издавать громкий приятный звук). Звуковым сигналом ведущий (аукционист) начинает аукцион и каждое новое задание.
Мероприятие может организовываться как с подготовительным этапом (со стороны участников), так и без него.
Основные игровые задачи каждой команды: показать максимум наличных знаний; как можно быстрее набрать назначенную сумму баллов, чтобы иметь право на получение вещи с аукциона
Вариант 1. В подготовке игры принимают участие сами дети. Группы детей (команды в классе, отдельные классы) получают домашнее задание: секретно изготовить 1-2 предмета по мотивам какого-либо художественного произведения или из каких-либо отраслей знаний. Предметы должны быть красочными и большого размера, чтобы были хорошо всем видны. Выбор уровня сложности предметов зависит от подготовленности аудитории. Для игры могут быть взяты достаточно простые предметы (например, колесо, яйцо, яблоко, лук и стрелы и т. п.).
Использование сложных предметов в слабоподготовленной аудитории делает игру вялой, неинтересной.
Команды должны изучить соответствующую литературу и подготовить рекламную презентацию этих предметов (на 1 предмет – 1 минута). Основное требование к презентации - активно, точно и кратко изложить имеющиеся сведения о данном предмете.
Вариант 2. Дети не принимают участия в подготовке мероприятия. Предметы для аукциона подготавливают ведущие. Совсем не обязательно, что это должны быть реальные объемные предметы. В нашей библиотеке (ЦГДБ им. С.Т. Аксакова г. Трехгорный) вместо предметов с успехом используются некие «фирмы», придуманные самими библиотекарями на основе каких-либо художественных произведений. Например, торговый дом «Голый король» (из рекламы: «Самые высокие цены при самом высоком качестве […] Даже король может уйти он нас голым, так как новое платье обойдется недешево»), малое предприятие «По щучьему велению» ([…] раздающее обещания направо и налево, дающее гарантию на выполнение абсолютно всех ваших желаний») (Хваткова Г. А «Аукцион знаний» 1994). Каждая фирма представлена рекламным плакатом (размер 1-2 ватмана) с названием и веселым рисунком. Каждая фирма стоит разное количество выбранных оценочных знаков.
Независимо от того, в каком формате будут представлены предметы, все они выставляются на аукцион, где могут быть приобретены командами в обмен на знания об этих предметах: об их роли в жизни, истории, устройстве, назначении и разнообразных свойствах. По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы – приз получает тот, кто наберет большее количество баллов, или ответит последним.
В роли распорядителя аукциона должен выступать человек, обладающий быстротой реакции, чувством юмора и широким кругозором. Он должен уметь разжечь состязание и управлять его темпом с учетом возрастных особенностей и интеллектуального уровня играющих. При исполнении роли распорядителя желательна речевая стилизация под аукционную распродажу.
Сначала «товар» рассматривается, потом объявляется его стоимость и принимаются первые взносы. Можно использовать систему жетонов, вручаемых за каждый ответ. Тогда победителями в аукционе будут те, кто наберет наибольшее количество жетонов.
Оценка знаний носит игровой характер, поэтому цена предмета и ответов определяется в вымышленных единицах (например, в «эрудитках» - в нашей библиотеке; в «фалдах» и «балдах» (1 колесо=20 фалдов=200 балдов) и т. д.)
Продажа одного предмета может продолжаться до тех пор, пока имеется игровой ажиотаж, атмосфера интеллектуальной борьбы.
В другом варианте игры команды в течение определенного времени (например, 10-15 минут) набирают оценочные знаки. Затем объявляется их подсчет и команды получают право купить тот объект, на который у неё хватает средств.
Для активизации коллективной работы допустимо введение дополнительных правил. Например, сокращения времени презентации с минуты до 30 секунд; снятие баллов в качестве штрафа за повторы уже прозвучавшей информации; введение «личного счета» в игре для «выскочек» (эти очки не идут в зачет коллективу, а зачисляются на счет одного игрока. Если даже он набирает в одиночку установленную цену предмета, он получает не сам разыгрываемый предмет, а шуточный приз.)
Команда «купившая» объект, должна тут же в течение минуты подготовить и показать творческий «комиссионный сбор» (это песня, сценка, живая картинка). Если он не выплачивается, предмет не выдается владельцам. Все паузы заполняются музыкой.
Побеждает в игре та команда, которая смогла приобрести большее количество объектов.

Материал подготовлен с использованием:
Ирзун О.П., Хваткова Г. А. Весёлый аукцион : сценарий / сост. Ирзун О.П., Хваткова Г. А. – Трехгорный : ЦГДБ, 1992. – 8 с.
Картотека коллективных познавательных и ролевых игр школьников / отв. за вып. Д. К. Дракова. – Челябинск : Редактор, 1988. – С. 5-7
Формы массовой работы с детьми в библиотеках : словарь-справочник / сост. Горская Я. В. – М. : Чистые пруды, 2009. – (Библиотечка «Первого сентября» ; Серия «Библиотека в школе») Вып. 29. – С. 3

Н. А. Дабарская

2 комментария: