пятница, 16 сентября 2016 г.

Читательская конференция



Недавно в методическом фонде обнаружила книжечку И. Сетина «Работа школьной библиотеки» 61-го года издания.
 В таких старых изданиях порой встречаются  интересные материалы.
Там я и нашла описание методики подготовки читательской конференции.
Форма, конечно, известная.  Сейчас имеется множество ее модификаций (мы сами тоже разрабатывали свой формат читательской конференции).
Но мне стало интересно, какой же она была форма в своем классическом исполнении.
Возможно, это будет интересно и Вам.


Читательская конференция дает возможность силами читателей провести глубокий и всесторонний анализ произведений, учит серьезно относится к книге, глубоко продумывать прочитанное, сопоставлять, анализировать, делать выводы, уметь их убедительно обосновывать, излагать и отстаивать.
На читательских конференциях выслушиваются и обсуждаются доклады учащихся, посвященные анализу и оценке определенных книг. В их проведении принимают участие школьники нескольких параллельных или близких классов (5-6 кл., 7-8 кл.)
При обсуждении книги каждый выступает по отдельным вопросам, заранее намеченным, не стараясь охватить книгу в целом. На конференции обычно обсуждается несколько книг на одну тему или произведения одного писателя.
Ценна не только самая конференция, но и широкие разнообразные подготовительные мероприятия. Конференция является как бы завершающим этапом, отчетом о тех формах работы, которые проводились до нее.
Читательская конференция – большое мероприятие, требующее огромной работы целого коллектива.
Подготовительная работа. Обычно за 1,5-2 месяца намечаются тема конференции, доклады, а также план ее проведения. Тема должна быть актуальной, а в докладах затрагиваться центральные проблемы, объединяющие все книги, взятые  для обсуждения. Конференция может быть посвящена одной книге, нескольким произведениям одного писателя или книгам разных авторов на одну и ту же тему, а также вопросам чтения («Моя любимая книга (герой, писатель)», «Что мы читаем», «Как читать») и т.п. 
Составляется план подготовки и проведения конференции с указанием лиц, ответственных за определенный участок. В плане должны быть предусмотрены разнообразные мероприятия:
1.       отбор литературы по теме;
2.       ознакомление учащихся с ней путем широкой выдачи;
3.       пропаганда книг с помощью плакатов, выставок, стенгазеты и т.д.;
4.       подготовка докладчиков и выступающих;
5.       индивидуальные и групповые беседы и консультации в помощь будущим участникам конференции;
6.       организация и проведение конкурсов, имеющих отношение к конференции;
7.       оформление помещения, в котором будет проведена конференция;
8.       изготовление и рассылка художественно оформленных пригласительных билетов;
9.       проведение самой конференции.
Прежде всего необходимо подготовить докладчиков. Библиотекарь подбирает для них необходимую литературу, помогает наметить планы докладов, подготовиться; однако при этом он не должен сковывать инициативу, самостоятельность детей, заниматься натаскиванием.
Другой важной задачей является подготовка слушателей, т.е. всех участников конференции. Доклады могут вызвать интерес и будут активно обсуждаться лишь тогда, когда большинство слушателей ознакомиться с обсуждаемыми произведениями. Если в библиотеке экземплярность книги невелика, то библиотекарь проводит групповые чтения.
В течение  всего подготовительного периода даются групповые и индивидуальные консультации для докладчиков, выступающих и всех читателей.
Широкое развитие должны получить наглядные формы пропаганды книги. На красочно оформленных плакатах  помещаются рисунки обложек книги, вопросы к ним, темы для выступлений, биографические данные о писателях. Отзывы читателей, их иллюстрации, библиография критических статей.
На страницах стенной газеты освещается ход подготовки к конференции, помещаются отзывы учащихся о книге. Можно специально выпустить бюллетень, посвященный предстоящей конференции, изготовить альбом, книжку-самоделку.
Большую роль в популяризации конференции, в пропаганде книг, намеченных для обсуждения, могут сыграть книжные выставки и их обзоры. Здесь наряду с книгами, взятыми для конференции, выставляются и другие произведения этого же писателя, а также книги других писателей, сходные по тематике или еще каким-нибудь признакам, лучшие отзывы учащихся о книгах, читательские дневники и др.
Подготовительный период к конференции надо использовать в целях широкой пропаганды книги, вовлечения читателей, расширения актива. Поэтому на выставке могут быть представлены отзывы и о других книгах.
В порядке подготовки к конференции рекомендуется организовать конкурс на лучший отзыв, на лучший читательский дневник.
Полезно также провести конкурс на лучшего чтеца, рассказчика, на лучший плакат, рисунок.
Подготовительные мероприятия к читательской конференции занимают довольно продолжительное время. Они должны быть спланированы так, чтобы не было перегрузки читателей.
Громкие читки, выпуск журналов, стенгазет, оформление плакатов, монажей, учет чтения и другие виды работ могут проводиться самими детьми. Такое разнообразие позволит кадому из читателей выбрать наиболее интересный участок.
Помещение для конференции рекомендуется празднично украсить. На сцене желательно поместить большой портрет писателя, лозунги и плакаты о чтении. Здесь же собираются все основные материалы, явившиеся результатом подготовительной работы.
Чаще всего читательские конференции проводятся по следующему плану:
1.       Вступительное слово (5-7 мин.; о чтении, целях и задачах конференции).
2.       Доклады участников и их обсуждение.
3.       Художественная часть.
4.       Литературные игры и викторины.
5.       Заключение.

Второй и третий пункты этого плана иногда объединяются, и тогда доклады участников вместе с художественными номерами составят литературный монтаж: докладчик в нужный момент останавливается, и в это время выступают чтецы, декламаторы, рассказчики, ставятся небольшие сцены. Такая форма наиболее удобна тогда, когда на повестке одно произведение.
Доклады посвящаются биографии писателя, характеристике его творческого пути, анализу произведения. Они должны быть простыми, яркими и непродолжительными (8-15 минут). Желательно, чтобы докладчики не смотрели в подгтовленные тексты, отрывки из произведений для иллюстрации своих мыслей приводили бы наизусть.
На одной конференции ставятся  2-4 доклада.
Заключительное слово обычно делает ответственный по подготовке и проведению конференции. Он дает оценку всем проведенным мероприятиям, говорит об их значении, отмечает победителей конкурсов и учащихся, принявших активное участие в подготовке и проведении конференции, ставит дальнейшие задачи по внеклассному чтению.

Весьма важным условием успешного проведения конференции является  создание свободной, непринужденной обстановки, при которой руководитель ведет читателей от одного вопроса к другому, предоставляя им возможность высказаться самим, помогая углублять и развивать их мысли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий