понедельник, 25 февраля 2013 г.

Агитбригада

Очень интересная на мой взгляд форма. Как вы, уважаемые коллеги, думаете, МОЖНО ЛИ и как ЭТУ ФОРМУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В БИБЛИОТЕКЕ?

Новое – хорошо забытое старое. Агитбригады возникли в первые годы после Октябрьской революции для обслуживания фронтов Гражданской войны. С конца 20-х гг. получили массовое распространение на стройках, предприятиях, позже в вузах в студенческой сфере. Широкое распространение термина «агитбригада» привело к тому, что в 1990-е годы это название стало присваиваться небольшим коллективам студенческой художественной самодеятельности, выступающим и без прямого назначения жанра – без убеждения, призыва.
Лаконичный и выразительный сценический жанр агитбригады таит в себе богатые возможности для творчества. Освободившись от прежнего политизированного содержания, в наши дни он переживает возрождение как форма театрального действа, близкая по своим особенностям к популярному КВН.

Агитколлектив, агиттеатр - небольшой профессиональный или самодеятельный театральный коллектив (обычно10-15 человек в составе). Исполнители в агитбригаде – «мастера на все руки», владеющие широким спектром сценических приемов, умеющие петь, танцевать, хорошо читать текст, обладающие хорошей дикцией, а также зажигательным темпераментом.
Агитбригады пропагандируют передовой опыт, критикуют недостатки. Репертуар агитбригады строится на остросовременном, злободневном материале; его составляют драматические, музыкальные и хореографические миниатюры.
В жанре агитбригады скрыт огромный потенциал. Преимущества в том, что в названии жанра не обозначены средства исполнения. Поэтому для агитбригады «все средства хороши»: театральные инсценировки, в том числе и кукольные, «живые газеты», выступления с трибуны, пластические композиции, агитационные массовые акции с использованием различных средств информации (листовок, плакатов и других средств пропаганды), фокусы, видеофильмы, интермедии, монологи, сценки, куплеты, частушки, танцы, а также разновидности комического: шутки, комический намек, насмешка, острота и многое другое.
Именно агитационная бригада изобрела «знаменитую линейку» - шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зал и представляющих собой, по сути дела, единый образ. Открытие жанра - «отстраненное общение», когда актеры, вопреки всем театральным канонам, обращаются друг к другу, глядя при этом в зал. Выступающие на сцене могут говорить и за автора, и за героя, а в следующий момент разбить монолог на десятерых. Компоновка сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе необязательно связаны между собой не только логикой действия, но и логикой вообще, - тоже достижение жанра агитбригады. Лишь удачное сочетание многообразия выразительных средств сможет удивить зрителя, привлечь его внимание, заинтересовать. Однако важно за шоу-эффектами не потерять суть выступления.

СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЯ.
Необходимо, чтобы само содержание предлагаемого материала было важно зрителю. Только актуальная тема, затронутая исполнителем, сможет дойти до каждого слушателя, «зацепить», «растормошить» его, вызвать на ответные размышления. Поэтому прежде, чем приступить к написанию сценария, нужно ответить на три ключевых вопроса любого выступления: «Кто? Кому? Зачем?» Кого, какую категорию людей вы представляете, от имени кого говорите? К кому обращено содержание будущей агитационной кампании? Что, по вашему мнению, следует изменить в представлениях, во впечатлениях, в действиях окружающих? Важно определить проблематику агитации, сформулировать в одном предложении суть вашего призыва. Данное действие, произведенное изначально, облегчит работу над сценарием агитбригады.
Программа агитбригады должна иметь точный адрес. Насмешка ради развлечения – недостаток программы, сатира теряет свою остроту и социальную значимость.
В сценарии не запрещена компоновка готовых текстов. Лирическо-музыкальные композиции как вид агитбригад зачастую и строятся на основе текстов известных песен, стихотворений по выбранной тематике. Но всегда ли возможно сохранить ключевую идею за рассуждениями различных авторов?
Агитбригада – особый жанр, требующий чрезвычайно внимательного к себе отношения.
Содержание выступления агитационной бригады должно быть предельно конкретно. В случае агитационной бригады лучше говорить об одном разными способами, чем одним способом – о разном. Если отдельный готовый номер еще можно где-то взять, отдельное стихотворение – у кого-то позаимствовать, то весь сценарий надо создавать самостоятельно. В этом поможет освоение драматургических и литературных основ: понимание сюжета как цепи событий (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, финал), необходимости заявки конфликта в основе любого сюжета.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
Агитбригаде необходимо показать высокий уровень исполнения во всех сферах, которые она использует: в хореографии, в изобразительном искусстве, в декламации, актерском исполнении роли и т.д. Это позволит зрителю сосредоточиться не на оценке качества предлагаемых блоков агитбригады, а на их содержании.
Важную роль в воплощении агитационной бригады играет и оформление: декорации (рекомендуется делать их лаконичными и мобильными), музыка, костюмы. Все это должно соответствовать теме выступления, задавать желаемое настроение. Важно уходить от стереотипов, искать интересные варианты. Например, вариант одежды «белый верх, черный низ» должен быть оправдан. Использование возможностей самых разных средств позволит более ярко раскрыть идею агитационной бригады.
Продолжительность выступления может быть самой различной, но следует учитывать такие особенности зрителя, как сосредоточение, внимание, усидчивость. Как правило, любое театральное действо сориентировано на время от 30 минут до 2,5 часов. В случае, когда предполагается большое количество выступлений, отдельная агитбригада может состояться за 7-10 минут. Этого времени бывает достаточно, чтобы выразить основную идею и попытаться убедить зрителя в своей точке зрения на злободневный вопрос. Опять же динамичность позволяет предельно конкретно выразить суть выступления.

КРИТЕРИИ МАСТЕРСТВА:
- актуальность (злободневность поднимаемых проблем, затрагивание наиболее важных сторон предполагаемой темы, связь с русскими культурными традициями, понимание практической пользы выступления);
- соответствие содержания заявленной теме (отсутствие немотивированных отступлений от темы; уместность используемых примеров);
- глубина раскрытия темы (качество сценарного материала; использование достижений художественной литературы; разносторонний взгляд на рассматриваемые явления);
-уровень исполнительского мастерства и художественного вкуса (уместное и качественное использование игровых, развлекательных эпизодов; декораций, предметов, эффектов на сцене; качество драматургии);
- культура речи (правильность речи: отсутствие ошибок в ударении и произношении слов; точность речи; выразительность речи, в том числе дикция и посыл голоса; уместность речи; четкость, лаконизм);
Сценическая культура (динамичность выступления; максимальное использование сценической площадки и вовлечение в постановку всех участников команды; культура выступления на сцене: выразительность жестов, работа лицом или вполоборота к зрителям и т.д.);
- зрелищность (использование широкого круга выразительных средств в общем жанре агитбригады, их оригинальность).
Важно, чтобы выступление агитбригады было интерактивным, т.е. зрители должны быть вовлечены в действо. Зритель должен почувствовать себя соучастником происходящего на сцене. Достичь этого можно разными способами, один из них заключается в том, что исполнители постоянно обращаются к зрителям и ждут от них ответной реакции.


Материал подготовлен на основе статьи:
Ручко Л. Театр представления : метаморфозы жанра / Лариса Ручко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. - № 18. – С. 11-13

Подготовила: Н. А. Дабарская, методист ЦГДБ

1 комментарий:

  1. Спасибо большое за информацию: агитбригады хоть и набирают популярность, но всяк трактует по своему разумению

    ОтветитьУдалить