Глобальная
форма легкая на подъем: интеллектуальный марафон
Прежде всего, надо сказать, что
интеллектуальный марафон – это глобальная
комплексная игровая форма работы с читателями-детьми. Именно, глобальная. Право
так обозначить форму нам дают, во-первых, ее временные рамки (игра практически круглогодична);
во-вторых, количество участников (от 800 до 1200 и более); в-третьих, степень
проникновения в общебиблиотечную работу (задействованы все наглядные (и не
только) игровые формы всех отделов обслуживания); в-четвертых, степень
вовлеченности в ее реализацию количества сотрудников библиотеки (все
сотрудники, работающие в залах обслуживания). Но! Во-первых, нас это нисколько
не напрягает. Да, да! Нисколько. Система отлажена и работает четко. Во-вторых,
надеюсь убедить читающего эту статью, форма глобально интересная и потому стоящая
всяческих затрат на нее.
Идея
интеллектуального марафона родилась в нашей библиотеке еще в середине 1990-х
годов. Началось все с того, что библиотека взяла за основу своей деятельности
стратегию развития как центра творческой читательской деятельности. А поскольку
любая творческая деятельность детей, в
том числе и читательская, проявляется и развивается, прежде и лучше всего, в
игре, то библиотека начала играть в известные и изобретать собственные игры. И
изобрела, на мой восторженный взгляд,
множество замечательных игровых форм. Но
поскольку для истории интеллектуального марафона важны, прежде всего, формы наглядного
плана, то и остановимся на них, оставив другие новации в тени.
Небольшие бумажные квадратики, с одной стороны
которых, в настоящий момент, изображен
какой-либо из
литературных героев библиотечной Читай-компании
и написано слово «эрудитка», а с другой
стороны ничего не
изображено, там библиотекари пишут количество
выданных
«эрудиток», ставят печать и подпись.
Идея с игровыми наглядными формами имела
среди читателей оглушительный успех и поэтому стала стремительно развиваться.
Во всех залах библиотеки стали появляться новые и новые игры, а дети
зарабатывали все больше «эрудиток». И, конечно, настал момент, когда потребовалось
поощрить лучших игроков, да так, чтобы и другие это увидели, и им тоже
захотелось бы получить призы за свое усердие. Так появилась финальная игра для «эрудитов».
Цикл завершился, идея переросла в концепцию. Вот собственно и вся предыстория Интеллектуального
марафона. В этом и вся его основная суть.
В настоящее время в нашей библиотеке процветают
разнообразные большие и малые игровые наглядные формы: настенные игры,
читательские игровые уголки, книжные и журнальные выставки-игры, большая летняя
игра в буклетах, зимняя игра в буклетах, различные конкурсы, мастерские и прочее, за что мы оцениваем детей
«эрудитками». Все названные и неназванные формы в той или иной степени
стабильно разрабатываются в каждом из восьми залов обслуживания (ассортимент
зависит от возраста основного контингента читателей). Это и обеспечивает
здоровую, энергичную жизнедеятельность нашего Марафона.
Итак, интеллектуальный марафон в
нашей библиотеке – это ежегодная комплексная
литературно-познавательная глобальная игра для читателей 6-15 лет, сочетающая в
себе разнообразные формы индивидуальной и массовой работы с читателями устного,
наглядного и комбинированного характера.
Игра имеет продолжительность 11 месяцев
(длится с 1 января по 1 декабря), а оставшееся до конца года время используется
для сведения данных в единую сетку, подведения итогов и финального мероприятия.
Принять участие в игре может каждый желающий,
независимо от возраста, активности посещений библиотеки и т.д.
Прав у участников игры много: например, играть
только в те игры и только в тех залах, которые выберет сам, остановить свою
игру в любой момент и возобновить участие совершенно беспрепятственно, играть в
удобное для себя время, заработать любое возможное количество «эрудиток», быть
награжденным за за успехи и т.д.
Обязанности участников… Здесь пришлось
задуматься… Обязанности, скорее касаются общей читательской и пользовательской культуры, а что касается
самого марафона, то, пожалуй, только,
чтобы пришли и получили заработанный приз (отчитываемся же).
Учет участников игры ведется в
каждом зале, предлагающем игровые формы. Учет - самый простой в организации – в
специальных журналах. В журнале для
каждой игры заводится отдельная страница, на которой в виде таблицы указываются
необходимые данные для идентификации
ребенка (имя, фамилия, школа, класс) и для контакта с ним (номер телефона, иногда - адрес) и,
конечно же, отмечается, сколько он «эрудиток» заработал. В конце года данные
журналов сводятся в электронную суммарную таблицу, и подсчитывается, сколько в
общей сложности заработал каждый конкретный ребенок. Таким образом, в каждой
возрастной категории выявляются лидеры. Такая система учета позволяет отследить
не только количество участников, но и всех заработанных ими честным трудом
балов-«эрудиток». Так что даже если
ребенок потерял свои библиотечные денежки, которые ему рекомендуется складывать
в укромное местечко дома и сохранять до финальной игры, его интересы не будут
ущемлены. Еще один плюс такого журнала: по нему можно легко оценить популярность тем и эффективность
использования той или иной формы. Плюсов много, но поговаривают о том, что пора бы ввести электронный учет участников марафона, ибо минус у журнального учета
имеется. В конце года становится весьма трудоемкой работа по сведению всех данных в общую таблицу (участников, как мы говорили
выше, очень много).
В библиотеке действует единая оценочная
система труда наших читателей-эрудитов. С ней вы можете познакомиться в
этой таблице :
Критерии оценивания деятельности «эрудитов»,
единые для
всех залов обслуживания ЦГДБ
№
|
Вид деятельности
|
Условная
стоимость
(эрудитки)
|
1.
|
Разгадывание
загадки, кроссворда (за одно слово)
|
1-3
|
2.
|
Разгадывание
ребуса, головоломки
|
3-5
|
3.
|
Устный
ответ на простой вопрос (например, вопрос викторины)
|
3
|
4.
|
Устный
ответ на вопрос, требующий анализа и осмысления текста
|
5
|
5.
|
Письменная работа малого объема(1-3
строки)
(участие в опросе, выбор лучшей книги,
«говорю, что думаю» и т. д.)
|
10-15
|
6.
|
Письменная
творческая работа (от 3 строк и больше)
(небольшое
сочинение, отзыв о книге, стихотворение и т. д.)
|
15-50
|
7.
|
Сложная
письменная творческая работа, специально оформленная
(эссе,
рассказ, читательский дневник и т. д.)
|
50-100
|
8.
|
Рисунок
|
5-30
|
9
|
Простая ручная творческая
работа
|
10-50
|
10.
|
Сложная
ручная творческая работа,
выполненная ребенком самостоятельно
|
50-100
|
Может возникнуть вопрос: почему в каждой
категории заданий предусмотрен некоторый «разбег» в оценивании. Например,
разгадывание загадки стоит от одной до трех «эрудиток»? Просто некоторые
загадки бывают совсем простые, и тогда ответ будет стоить одну «эрудитку», за
загадки посложнее, соответственно, наградим двумя или даже тремя «монетами». То есть мы указали
нижние и верхние границы оценок для каждой возможной ситуации, а все что между
ними оставили на волю библиотекарям, оценивающим ответы.
Награждение
победителей
и участников Марафона происходит на финальной игре «В путь, эрудиты!» в конце
декабря - начале января. Лучшие игроки определяются в разных возрастных
категориях по количеству заработанных
«эрудиток». Обычно ребят с очень хорошими результатами (получивших от 500
«эрудиток» и больше) оказывается так много, что финальное мероприятие
проводится несколько раз. Наградой
марафонцам традиционно становится
книга – лучший подарок из всех возможных в библиотеке. Книги стараемся
приобретать для награждения достойные своих новых хозяев, качественные, и по
оформлению, и содержанию. Поощрительными призами становятся различные
сертификаты на бесплатные дополнительные услуги библиотеки, контрамарки на
спектакли нашего библиотечного образцового театра «Открытая книга» и т.д. О, поверьте, этим призам дети бывают
рады не меньше, чем основным! Ведь на спектакль порой даже платно попасть
трудно, а лишний сеанс игры на
компьютере – это ж какой подарок!..
Форма, в которой проходит финальная игра, всегда разная. Но независимо
от нее итоговое мероприятие – это всегда эксклюзивное, яркое, динамичное, веселое,
запоминающееся надолго событие.
Вот такая форма работы с
читателями-детьми. Форма успешная, развивающаяся вместе с самой библиотекой,
легко ориентируемая и управляемая,
представляющая широчайший простор для фантазии библиотекаря и творчества
ребенка на всех этапах его читательской
деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий