среда, 6 июня 2012 г.

Интеллектуальный марафон


Глобальная форма легкая на подъем: интеллектуальный марафон


Прежде всего, надо сказать, что интеллектуальный марафон – это  глобальная комплексная игровая форма работы с читателями-детьми. Именно, глобальная. Право так обозначить форму нам дают, во-первых, ее временные рамки (игра практически круглогодична); во-вторых, количество участников (от 800 до 1200 и более); в-третьих, степень проникновения в общебиблиотечную работу (задействованы все наглядные (и не только) игровые формы всех отделов обслуживания); в-четвертых, степень вовлеченности в ее реализацию количества сотрудников библиотеки (все сотрудники, работающие в залах обслуживания). Но! Во-первых, нас это нисколько не напрягает. Да, да! Нисколько. Система отлажена и работает четко. Во-вторых, надеюсь убедить читающего эту статью, форма глобально интересная и потому стоящая всяческих затрат на нее.
Идея интеллектуального марафона родилась в нашей библиотеке еще в середине 1990-х годов. Началось все с того, что библиотека взяла за основу своей деятельности стратегию развития как центра творческой читательской деятельности. А поскольку любая  творческая деятельность детей, в том числе и читательская, проявляется и развивается, прежде и лучше всего, в игре, то библиотека начала играть в известные и изобретать собственные игры. И изобрела, на  мой восторженный взгляд, множество  замечательных игровых форм. Но поскольку для истории интеллектуального марафона важны, прежде всего, формы наглядного плана, то и остановимся на них, оставив другие новации  в тени.

Итак, в 1993 году в  библиотеке были разработаны первые книжные выставки-игры, в 1995 году появились настенные игры. Понятно, что в процессе игр дети-участники выполняли разные задания, расходуя при этом свои силы и энергию, а это следовало ценить и оценивать. Так в библиотеке появилась собственная «валюта», своеобразные «деньги», оценочные знаки (можно по-разному называть, в любом случае попадаем в точку) – «эрудитки».
Небольшие бумажные квадратики, с одной стороны
 которых, в настоящий момент, изображен какой-либо из
 литературных героев библиотечной  Читай-компании
и написано слово «эрудитка», а с другой стороны ничего не
 изображено, там библиотекари пишут количество выданных
«эрудиток», ставят печать и подпись.

Идея с игровыми наглядными формами имела среди читателей оглушительный успех и поэтому стала стремительно развиваться. Во всех залах библиотеки стали появляться новые и новые игры, а дети зарабатывали все больше «эрудиток». И, конечно, настал момент, когда потребовалось поощрить лучших игроков, да так, чтобы и другие это увидели, и им тоже захотелось бы получить призы за свое усердие. Так появилась финальная игра для «эрудитов». Цикл завершился, идея переросла в концепцию. Вот собственно и вся предыстория Интеллектуального марафона. В этом и вся его основная суть.
В настоящее время в нашей библиотеке процветают разнообразные большие и малые игровые наглядные формы: настенные игры, читательские игровые уголки, книжные и журнальные выставки-игры, большая летняя игра в буклетах, зимняя игра в буклетах, различные конкурсы, мастерские и  прочее, за что мы оцениваем детей «эрудитками». Все названные и неназванные формы в той или иной степени стабильно разрабатываются в каждом из восьми залов обслуживания (ассортимент зависит от возраста основного контингента читателей). Это и обеспечивает здоровую, энергичную жизнедеятельность нашего Марафона.
Итак, интеллектуальный марафон  в нашей библиотеке – это ежегодная комплексная литературно-познавательная глобальная игра для читателей 6-15 лет, сочетающая в себе разнообразные формы индивидуальной и массовой работы с читателями устного, наглядного и комбинированного характера.
Игра имеет продолжительность 11 месяцев (длится с 1 января по 1 декабря), а оставшееся до конца года время используется для сведения данных в единую сетку, подведения итогов и финального мероприятия.
 Принять участие в игре может каждый желающий, независимо от возраста, активности посещений библиотеки и т.д.
Прав у  участников игры много: например, играть только в те игры и только в тех залах, которые выберет сам, остановить свою игру в любой момент и возобновить участие совершенно беспрепятственно, играть в удобное для себя время, заработать любое возможное количество «эрудиток», быть награжденным за за успехи  и т.д.
 Обязанности участников… Здесь пришлось задуматься… Обязанности, скорее касаются общей читательской  и пользовательской культуры, а что касается самого марафона, то, пожалуй,  только, чтобы пришли и получили заработанный приз (отчитываемся же).
Учет участников игры ведется в каждом зале, предлагающем игровые формы. Учет - самый простой в организации – в специальных журналах.  В журнале для каждой игры заводится отдельная страница, на которой в виде таблицы указываются необходимые данные для идентификации  ребенка (имя, фамилия, школа, класс) и для контакта  с ним (номер телефона, иногда - адрес) и, конечно же, отмечается, сколько он «эрудиток» заработал. В конце года данные журналов сводятся в электронную суммарную таблицу, и подсчитывается, сколько в общей сложности заработал каждый конкретный ребенок. Таким образом, в каждой возрастной категории выявляются лидеры. Такая система учета позволяет отследить не только количество участников, но и всех заработанных ими честным трудом балов-«эрудиток». Так что даже  если ребенок потерял свои библиотечные денежки, которые ему рекомендуется складывать в укромное местечко дома и сохранять до финальной игры, его интересы не будут ущемлены. Еще один плюс такого журнала: по нему  можно легко оценить  популярность тем и эффективность использования той или иной формы. Плюсов много, но поговаривают о  том, что пора бы ввести электронный учет  участников марафона, ибо минус у журнального учета имеется. В конце года становится весьма трудоемкой работа по  сведению всех данных в  общую таблицу (участников, как мы говорили выше, очень много).
В библиотеке действует единая  оценочная система труда наших читателей-эрудитов. С ней вы можете познакомиться в этой таблице :


Критерии оценивания деятельности «эрудитов»,
единые для  всех залов обслуживания ЦГДБ
Вид деятельности
Условная стоимость
(эрудитки)
1.
Разгадывание загадки, кроссворда (за одно слово)
1-3
2.
Разгадывание ребуса, головоломки
3-5
3.
Устный ответ на простой вопрос (например, вопрос викторины)
3
4.
Устный ответ на вопрос, требующий анализа и осмысления текста
5
5.
Письменная работа малого объема(1-3 строки)
(участие в опросе, выбор лучшей книги, «говорю, что думаю» и т. д.)
10-15
6.
Письменная творческая работа (от 3 строк и больше)
(небольшое сочинение, отзыв о книге, стихотворение и т. д.)
15-50
7.
Сложная письменная творческая работа, специально оформленная
(эссе, рассказ, читательский дневник и т. д.)
50-100
8.
Рисунок
5-30
9
Простая ручная творческая работа
10-50
10.
Сложная ручная творческая работа,
 выполненная ребенком самостоятельно  
50-100


Может возникнуть вопрос: почему в каждой категории заданий предусмотрен некоторый «разбег» в оценивании. Например, разгадывание загадки стоит от одной до трех «эрудиток»? Просто некоторые загадки бывают совсем простые, и тогда ответ будет стоить одну «эрудитку», за загадки посложнее, соответственно, наградим двумя  или даже тремя «монетами». То есть мы указали нижние и верхние границы оценок для каждой возможной ситуации, а все что между ними оставили на волю библиотекарям, оценивающим ответы. 
Награждение победителей и участников Марафона происходит на финальной игре «В путь, эрудиты!» в конце декабря - начале января. Лучшие игроки определяются в разных возрастных категориях  по количеству заработанных «эрудиток». Обычно ребят с очень хорошими результатами (получивших от 500 «эрудиток» и больше) оказывается так много, что финальное мероприятие проводится несколько раз. Наградой  марафонцам  традиционно становится книга – лучший подарок из всех возможных в библиотеке. Книги стараемся приобретать для награждения достойные своих новых хозяев, качественные, и по оформлению, и содержанию. Поощрительными призами становятся различные сертификаты на бесплатные дополнительные услуги библиотеки, контрамарки на спектакли нашего библиотечного образцового театра «Открытая книга»  и т.д. О, поверьте, этим призам дети бывают рады не меньше, чем основным! Ведь на спектакль порой даже платно попасть трудно,  а лишний сеанс игры на компьютере – это ж какой подарок!..
Форма, в которой проходит  финальная игра, всегда разная. Но независимо от нее итоговое мероприятие – это всегда эксклюзивное, яркое, динамичное, веселое, запоминающееся надолго  событие.
Вот такая форма работы с читателями-детьми. Форма успешная, развивающаяся вместе с самой библиотекой, легко ориентируемая и управляемая,  представляющая широчайший простор для фантазии библиотекаря и творчества ребенка  на всех этапах его читательской деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий