пятница, 4 мая 2012 г.

Наша ярмарка началась так...

Ярмарка. Свершилась, состоялась!
 26 апреля в нашей библиотеке прошла областная ярмарка методических идей "Палитра инноватики в детской библиотеке". Старались выдержать сие мероприятие в действительно ярмарочном стиле. Понятно, использовали и старорусский стиль шрифтов в текстах, и растяжки типа "Добро пожаловать на Ярмарку", и чай для гостей у самовара, и... Что об этом рассказывать,  так все делают. А мы вот еще что придумали...
Придумка первая.

 Театрализованная экскурсия по библиотеке в ярмарочном стиле 
"Ах, идеи хороши! Предлагаем от души..."
(помнится, перед ярмаркой пыталась я найти в Интернете ярмарочно-библиотечный сценарий, чтобы облегчить себе жизнь,да безуспешно. Так и пришлось свой писать :) Вот, что получилось



Действующие лица: Скоморохи(2), Коробейники (3), библиотекари ( рассказывают о своих отделах обслуживания), сказочные герои-"хозяева" залов (Кот Ученый, Пес Шарик, Чебурашка, Незнайка, Синеглазка, Настенька и др.)

«Что умеете хорошего, то не забывайте,
а чего не умеете, тому учитесь».
(Поучение В.Мономаха своим детям)

Гости - в зрительном зале. Официальное открытие ярмарки. Кулисы перед сценой закрыты.
Директора последние слова:… А какая ярмарка без шуток-прибауток?!  Даже если речь идет о совершенно серьезных вещах…
Слышится нарастающий ярмарочный гомон, шум  большой толпы.
Из-за правой стороны кулис выглядывает голова первого скомороха, радостно и удивленно оглядывает зал, строит радостные гримасы
1: Почтеннейшие господа!
Над ним появляется голова второго скомороха
2: Пожалуйте к нам сюда!
Первый сразу после появления второго скрывается, чтобы появиться (очень быстро) в центре, между кулис.
1: Уже выставлен товар!
Рядом, спиной к спине, появляется второй
2: На наш ярмарочный базар!
Начинают раздвигать кулисы.
1: Товарец важный…
2: Похвалит его купец каждый!
Раздвинув кулисы показывают рукой в центр сцены (На сцене оформлена ярмарочная площадь)
Оба вместе: Пожалуйте!
Шум толпы снова усиливается. Проходка по сцене коробейников (выходят по очереди с разных сторон  сцены, расхваливают свой товар на ходу, уходят в противоположную сторону).
Коробейник 1: Эй,Федорушки! Варварушки!
              Отпирайте сундуки!
              Выходите к нам, сударушки,
              Выносите пятаки!
2: Есть у нас мыла пахучие -
   По две гривны за кусок,
   Есть румяна нелинючие -
   Молодись за пятачок!

3: Видишь, камни самоцветные
В перстеньке как жар горят.
Есть и любчики заветные -
Хоть кого приворожат!(Некрасов Н. "Коробейники")

«Вспыхивает» веселая музыка в русском стиле. Русский танец.
После танца:  с одной стороны на сцену выходит, изображая важного господина (цилиндр, фрак поверх скоморошьего), Скоморох 1. С другой стороны, изображая торговца, выходит с коробейным лотком Скоморох 2 .
1: Чем торгуете?
2:  Пирогами да блинами, да сушеными грибами
1: Фу, как не интеллигентно
2: Не интеллигентно?
1: Не современно
2: Не современно?
1.      А то! Счас никого твоим товаром не удивишь. Надо идти в ногу со временем!
2.      Во как!.. Так пошли. А куда время-то идет? Далёко?
1.      Кому далеко – всю жизнь дойти не может, хоть через дорогу проживает,  а кому близко – каждый день бывает. Про ярмарку идей че-нить слыхал?
2.      Слыхать–слыхивал, да ушам не верил. Неужто ж и в правду – то, что голова выдумала, да язык наплел, теперича продают?
1.      Ну, где продают, а где даром раздают…
2.      Это ж где тако?
       1. Да в детской библиотеке Аксакова
2. (разочарованно): А-а-а… Так я там бывал, (начинает загибать пальцы) про "Читай-компанию" слыхал, в «Нескучайке» играл…
1. (перебивает): Фу ты - ну ты! Бывал он!... Давно видно дело было. Там теперь столько всего нового, что и не упомнишь (шарит по карманам, вынимает листок). Вот слушай...

Читает: «За последний год в детской библиотеке Трехгорного произошли серьезные перемены. Связано это с присвоением ей имени, имени Сергея Тимофеевича Аксакова.  Библиотека, оставаясь центром творческого чтения, стала действительно аксаковской.  Коллектив  активно развивает идеи, близкие самому Аксакову: идеи дружбы, творчества, семейного воспитания, любви к родному языку и литературе. В библиотеке появился Аксаковский литературный зал, зал литературы для родителей и педагогов, полностью поменялся облик абонемента и игрового зала для малышей…»
Во время чтения второй скоморох периодически удивляется, произнося: «Да ну…», «Ну и ну», «Вот так дела…»
2. (перебивает): Да хватит тебе. Читать научился – не остановишь. Лучше один раз увидеть…
 1.Ладно, считай, уговорил  (сбрасывает с себя атрибуты важного господина, второй смотрит на первого и избавляется от лотка).
2.(бросая лоток произносит): Эх, была-не была!  Идеи с пылу с жару - важней любого товару!
Переодевшись, встают  к краю сцены, кланяются в пояс гостям.
1 и 2 вместе: Милости просим, гости дорогие, и вы с нами...
Скоморохи ведут гостей на 2 этаж библиотеки, останавливаются в холле. Все двери закрыты.
Скоморохи кричат:
1.                 Эй, купцы-молодцы!
2.                 Эй, молодушки-лебедушки!
1.                 Лавки открывайте!
2.                 Дорогих гостей встречайте!
1.                 Идеями своими ублажайте!
2.                 Лучшее доставайте! (важно, чтобы последние две  фразы прозвучали, когда все гости окажутся на 2 этаже, потому что на последнем слове двери залов должны синхронно распахнуться)

Все двери залов  открываются одновременно. Из каждой двери слегка кланяется и делает легкий пригласительный жест тот, кто будет рассказывать о зале. Предположительно – библиотекарь, в обычном костюме, но в наброшенном на плечи русском платке.
Библиотекарь: Добро пожаловать в  читальный  зал. (гости входят в читальный зал) Зал межвозрастной, называется «Вопросилия». Символ нашего зала Кот Ученый.
В зале за столом, обложенный стопами энциклопедий, сидит Кот Ученый. Увидев гостей поднимается.
Кот Ученый: Простите, не встретил. Мурр-мяу! Эрудицию повышаю – зачитался. Разрешите представиться: Кот Учёный. Тот самый, который «идёт направо, песнь заводит, налево – сказку говорит». Имею ученое звание. Могу констатировать, что этот зал действительно читальный, или говоря, научным языком, справочно-информационный. И надо сказать, что местные специалисты научились виртуозно выполнять справки, и изобрели множество способов напитывать детские головы информацией.
Библиотекарь: Спасибо, уважаемый Кот, за добрые слова. Попробую их подтвердить (следует рассказ о возможностях читального зала, читательских зонах)
Во время рассказа библиотекаря  Кот Ученый периодически поддакивает: «Да, именно так», «Именно это я и имел в виду», «Совершенно точно, коллега»
В конце своего рассказа библиотекарь обязательно упоминает «заслуги» Кота:
Библиотекарь: … и во всем этом нам помогает Кот Ученый. Именно он придумал правила пользования компьютером, сообщает нашим читателям обо всех новостях, и даже интересуется их настроением при выходе из читального зала.
Кот Ученый: Ну что вы, что вы… Мурр-мяу! Мне это в удовольствие. Совсем засмущали. Мурр-мяу!.. Позвольте, я вернусь к своим занятиям. (садится, углубляется в чтение)
Позади гостей слышатся голоса скоморохов.
1.                  Ну как тебе зал вопросов и ответов?…
2. Вещь. Слушай, если вопрос у дитенка-ребятенка появится, значит он сюда прибежит... А если вопрос как этого, так сказать,  эрудита воспитывать у его папочки-мамочки возникнет? Куда им бежать?
1.                  Айда покажу. Есть тут одно местечко...

Подводят гостей к залу педагогической литературы.

1.                  Вот. Зал для родителей и педагогов. «Взрослития»
2.                  Чудное какое-то название…
Библиотекарь: А ты обрати внимание, что название состоит из частей и тебе все станет понятно. «ВросЛит» – это значит взрослая литература, «и я» – это значит, что в этом зале ждут не только взрослых, но и юных читателей.
Библиотекарь: Милости просим в наш зал.
1 и 2 вместе: Эх, народ честной, проходи, не стой!
Библиотекарь рассказывает о зале. Скоморохи тоже входят в зал и устраиваются за столом. Увлеченно  собирают лего, и рисуют газету и т.п. Библиотекарь заканчивает рассказ.
1.      Ну, все-все, нам дальше пора.
2.      Да подожди ты….
1.      (дергает за рукав второго): Совесть имей: у нас же гости
2. (нехотя, вздыхая): Ладно… (уже с другой веселой интонацией) Слушай, а мне «ВзросЛит иЯ» понравилась. Особенно это «и я». Эх, я б тут поиграл…
1.      Не боись…Я тебе сейчас лавку покажу, где игр столько, что до ночи не переиграешь
2.      Здорово!

Скоморохи ведут гостей в «Подрастайку».
Перед дверью уже стоит группа детей (Незнайка(Знайка), Синеглазка (Кнопочка), пес Шарик, Карлсон, Чебурашка). При виде выходящих из педагогического зала гостей они начинают прыгать, хлопать в ладоши и кричать: «Идут, идут», «К нам гости идут», «Ура!». Забегают в зал перед гостями. Встают также группкой в центре.
Библиотекарь: Что это вы расшумелись?... Здравствуйте уважаемые гости! Извините за некоторую  несдержанность, но в нашем зале игры и творчества столько событий, что моим друзьям не терпится о них рассказать.  
Чебурашка(выходит вперед): Во-первых, у нас новоселье! К нам из «Нескучайки» навсегда прилетел Карлсон…
 Карсон машет рукой:  Дело-то житейское…
Чебурашка:   …Из Цветочного города,  что был на абонементе «Любознатик», переселились все малыши и малышки
Незнайка и Кнопочка машут руками: Привет!
Чебурашка. Нам вместе очень весело и мы придумали новые игры...
Остальные герои кричат:  Мы сами расскажем, сами, сами...
Шарик: Мы вот с Матроскиным, например, газету учредили. «Лапы, уши, два хвоста» называется, в нашу с Матроскиным честь, так сказать… У нас два отдела: «Мастерилка» и «Сочинялки». В «Мастерилке» Матроскин хозяйничает,  учит ребятишек, понимаете,  крестиком вышивать и прочую красоту руками мастерить. А я   с друзьями литературным творчеством увлекся. Живем дружно – совместный труд объединяет. А что получается – в газету оформляем и перед нашим залом всем показываем. Поинтересуйтесь!  Кстати, Лапам и Ушам требуются сотрудники и корреспонденты. Кто желает, пожалуйте. Всех примем
Незнайка(Знайка): А мы с мылышами и малышками Мульт-студию открыли.
 Кнопочка: Только мы не мультфильмы делаем, а мульткартины.
Незнайка: Ага. Много-много ребят рисуют эту картину, а потом в нее играют…
Кнопочка: потому что все части у нее подвижные.
Незнайка: и вообще в нашей маленькой мульт-студии  занятий так же много как в настоящем мультике - картинок…
Кнопочка: можно отгадывать, решать, рисовать, вырезать, прикладывать, отгадывать, придумывать…
Незнайка: а еще читать энциклопедии и узнавать про все на свете.
Карлсон: А я, лучший в мире выдумщик и фантазер. Моя самая любимая игра – в уголки. Вот тут устроил я для ребят уголок с секретом, а тут - уголок с настольными играми, а еще уголки для игр  в кукольный театр, в школу, в библиотеку. Ух, у меня столько идей!
Герои начинают кричать: И у меня... И у меня… А можно мы поиграем?
Библиотекарь: Еще одна отличная идея. Конечно, поиграйте. А я завершу ваш рассказ (дети расходятся по своим зонам (хотя можно  не только по своим) и занимаются играми. Библиотекарь делает выводы из сказанного героями, в частности о том, что зал предназначен для игры и творчества в самых разных его проявлениях, что в нем столько-то читательских зон и т.п. и несколько слов о тех зонах, о которых герои не рассказывали, рассказывает о мероприятиях, которые здесь проходят)

Скоморохи на заднем плане, Скоморох 1 читает книжку.
2: Нет, ну ты глянь на него. Народ играми интересуется, а он в книжку уткнулся.  Э-эй… Чего читаешь-то?
 1: Стихи. Слушай, как сказано-то: «Чем дальше в будущее входим, / Тем больше прошлым дорожим…»( Вадим Шафнер) О как!
2: К чему это ты?
1: А к тому. Эта библиотека и в ногу со временем шагает, в отличие от некоторых (имеет ввиду второго скомороха и показывает это гримасой), и прошлым дорожить умеет.
2: Это как это?
1: Сейчас узнаешь. Айда  в Аксаковский литературный. Тут рядом, за углом…

Идут  к Аксаковскому залу. Скоморохи при входе кричат:
1.  Эй, хозяева! Встречайте!
2.Чем богаты – привечайте!
1. Да ведите рассказ без всяких прикрас!
Библиотекарь выходит: Чем богаты, тем и рады. Добрый день, гости званные и желанные!
Рассказ библиотекаря о зале.
Скоморохи ходят по залу, в последнюю очередь подходят к выставке про «Аленький цветочек» и рассматривают ее до окончания рассказа библиотекаря.
2. Чудеса…. Уважаемая, (обращается к библиотекарю), где у вас тут сказку про аленький цветочек выдают. Почитать больно охота...
Библиотекарь: Так на абонементе
Второй скоморох пытается задать вопрос, но первый его перебивает
1.      Пошли, я знаю, где это. Кстати, я тебе сейчас сюрприз делать буду.
2.      Сюрприз говоришь? Пошли тогда
Спускаются  на 1 этаж по белой лестнице, на которой оформлен «Музей старых идей»
1.        Не понял… куда это мы попали? Это и есть сюрприз?
2.      Сюрприз, но не для тебя, а для наших гостей. Это Музей старых  идей. Передвижная, так сказать, экспозиция. Для самостоятельного, так сказать, изучения
1.      А-а! Для самостоятельного изучения? Ладно, потом вернусь, посмотрю.

Подходят к двери абонемента «Любознатик».
1.      А вот теперь - сюрприз. Закрой глаза
Второй скоморох закрывает глаза. Входят на абонемент
1.      Ну, открывай глаза-то…
Скоморох 2 открывает один глаз, потом второй, испуганно оглядывается по сторонам.
2: Где это мы, куда это попали? В сказку никак?
Выходит Настенька.
Настенька: И то верно. В сказку. «Аленький цветочек»
Скоморохи кланяются: Здравствуй, свет-Настенька
Настенька: Здравствуйте и вы, люди добрые. Вижу ваше удивление. Все здесь как в моей сказке. Здесь вот (показывает) Волшебный сад, в котором стоит замок суженого моего. Собрали мы в нем сказки писателей разных народов, стран и времен.
А это корабль моего батюшки, готовый к отплытию. Нагружен он богатствами несметными - самыми любимыми книгами детей. Поплывет он в страны заморские, попадет в города чудесные.
Вот один вы видите на этой стене.  Волшебный город, ученый, побываешь в нем - обо всем на свете узнаешь. Уживаются в нем удивительные явления и науки, физикой, химией, математикой называемые, и существа всякие: земные и неземные, водные  и подводные.
Есть у нас и лес дремучий. Живет в нем колдунья старая, она за народными сказками присматривать поставлена
Скоморох 1: А это что ж за кольцо такое? (показывает на навигатор)
Настенька: А это - Кольцо  заветное, которое помогало мне в мгновение ока домой переноситься. Теперь оно, сказочным образом увеличено, и поставлено на службу нашим гостям.
Скоморох 2: Сказка!..
1: Сказка былью стала.  Здесь, между прочим, маленький народ книжки выбирает, взрослые – библиотекари - их встречают.
В разговор вступает библиотекарь и делает дополнения об абонементе, о Навигаторе по фонду в частности.
2: А это что за дверь?
Заглядывает в дверь на старший абонемент.
2: Ух, ты!.. Там еще больше книжек. 
Библиотекарь: А это ты подсматриваешь уже на старший абонемент. Давайте я вас туда провожу
Библиотекарь ведет гостей на старший абонемент. Скоморохи сзади.
Библиотекарь рассказывает о старшем абонементе.
2: Это не библиотека, а нескучный сад получается. Точно! Нескучный книжный сад (делает акцент на слове «книжный»)
1: Ха! Интересно, что ты скажешь, когда в зрительный зал  попадешь?
2: Вот попаду, тогда и узнаешь, что скажу
Ведут гостей в «Театразилию». Около сцены проговаривают слова, усаживаются среди зрителей.
1: Дорогие гости располагайтесь
2: Ну, чего я еще не видел в этой библиотеке? Показывай!
Из-за кулис выходят Мальвина и Пьеро
Вместе: Добрый день
Пьеро: Вас приветствует детский  образцовый литературный театр «Открытая книга»!
Мальвина: Совсем недавно мы отпраздновали 20-й день рождения нашего любимого театра!
Пьеро: О! Это были прекрасные 20 лет. Я расскажу вам о них…
Мальвина: Что ты… Это займет весь день до вечера. Об истории театра с удовольствием расскажут наши театральные предметы: Театральный календарь (показывает рукой),  «Открытая книга» (показывает), свечи на праздничном торте, наши дипломы и плакаты...
Пьеро: Ну, давай хотя бы скажем, что…
Мальвина: За 20 лет театром поставлено 75 спектаклей, каждый из которых был показан 5-6 раз! Их увидело более ста тысяч зрителей!
Пьеро: Наш театр - лауреат семи конкурсов, зонального, областного и международного уровня.
Мальвина: Наш театр, за высокий художественный уровень репертуара и исполнительское мастерство, уже три года носит звание «Образцовый»!

Пьеро: Наш театр в 2008 году был награжден Министерством культуры области поездкой в Санкт-Перербург.

Пьеро: Наш театр не раз выступал  на сценах Трехгорного-1,  Бакала и Уфы.

Мальвина: Наш театр – участник XXI Международного Аксаковского фестиваля  
Мальвина: В нашем театре  открыты 2 возрастные студии, в которых занимается 60 ребят
Пьеро: Некоторых из них вы сегодня уже видели. Друзья выходите.
Выходят все участники театрализации.
Скоморох 2 поднимается с места,  тянет за рукав первого.
2: Айда к ним!  Для нас лучше места, чем в этом театре, и не придумаешь.
1: И то! Хватит скоморохов играть! Пора Гамлета пробовать…
Мальвина и Пьеро: Идите к нам! Добро пожаловать
Скоморохи вбегают на сцену  и встают среди других актеров.
Автор: Н. А. Дабарская

10 комментариев:

  1. Потрясающе:-)))
    Особенно классический тезис "Библиотека... стала действительно аксаковской" и неожиданный аргумент к нему: "Коллектив активно развивает идеи, близкие самому Аксакову: идеи дружбы, творчества, семейного воспитания, любви к родному языку и литературе".
    Какие вы все молодцы и умницы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо. Правда, Вашу оценку "потрясающе" я склонна воспринять как несколько ироничную. Потому как ничего особенного ни в тезис, ни в последующую фразу не вкладывалось. А лишь необходимо было подчеркнуть, что библиотека совершила "перезагрузку". А вот некоторые связки между эпизодами сценария мне и самой симпатичны.

      Удалить
    2. Вот и пиши людям добрые слова от всей души...

      Удалить
    3. В таком случае рада извиниться. Видно все дело в издержках письменного стиля

      Удалить
    4. Всё дело в том, что кто-то слишком подозрительный:-)

      Удалить
  2. Н.А.ta Дабарская, примите СЕРДЕЧНУЮ НАГРАДУ от блога БиблиоМенеджер http://bibliomenedzer.blogspot.com/ Желаю удачи, творческих успехов, семейного благополучия!

    ОтветитьУдалить
  3. Сегодня впервые попала на ваш блог. Я в восторге. Такого количества интересного материала (для меня) не встречала. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. Материалы - супер!!! Продолжайте в том же духе!!!

    ОтветитьУдалить