Эту конференцию мы подготовили, что называется, по заказу. Один из классов одной из школ, с которыми мы тесно сотрудничаем, побывал в детском лагере им. В. Крапивина. Отсюда - тема. Поскольку было важно, чтобы поучаствовал в подготовке и проведении каждый ученик класса, то появилось именно такое количество сообщений и прочего, которое указано в сценарии.
Лично мне нравится в этом сценарии то, как нам удалось задействовать идею Девятого бастиона и совместить беседу и игру.
Авторы-составители:
Н. А. Дабарская, Е. А. Романова
Читательская
конференция, посвященная творчеству В. Крапивина.
Требуется
предварительная подготовка класса, участвующего в конференции. В подготовке и
проведении задействован весь класс. У каждого ребенка свое (одно) задание. В нашем случае требовалось
подготовить: 4 сообщения по 5 минут
каждое; 6 сообщений-презентаций книг, которые прочитали (по 1-2 мин); 14
письменных вопросов с ответами. (Названное количество заданий классу условно и зависит от количества
детей в классе).
1.
Сообщения:
-
«Большой маленький человек» (детство писателя (где родился, интересные факты))
-«
В феврале 46-го года…, или Жило-было привидение…»
(история написания первой книжки (по рассказу
«Остров привидения»))
-
«Писатель доброй мечты» (творчество писателя)
-
«Красный галстук на груди» (Пионеры. Кто это, чем занимались, принципы
поведения)
Регламент
сообщения – не более 5 минут
2.
Шесть кратких презентаций книг В. Крапивина (регламент – 1-2 мин). Каждый ребенок рассказывает о книге, которую
прочитал (книги, конечно же, должны быть разные). Историю создания книги
освещать не обязательно, так как главная цель презентации – заинтересовать
содержанием и пробудить мотивации к чтению у слушателей. Будет очень интересно
всем, если ребенок, сказав несколько слов о том, какую книгу он прочитал и о
чем (и о ком) она, зачитает интересный
отрывок из этой книги, или кратко его перескажет.
3. Все остальные,
не задействованные в подготовке сообщений, ребята придумывают и записывают для себя на
отдельный листочек по 1
вопросу вместе с ответом (единственное условие – количество подготовленных вопросов должно быть четным).
Вопросы могут быть самыми разными – касаться и биографии, и творчества,
и поступков героев Крапивина (как вы думаете, поступил… в ситуации, когда…) и
т.д. Если вопрос слишком сложный нужно предусмотреть 2-3 варианта ответа.
Все сообщения и
вопросы оформляются письменно
(объем - не больше А4, оформление - достойное внимания других
читателей) для последующего оформления книжной выставки.
Для
проведения мероприятия необходимо
подготовить:
-
таблички для названий команд (2 шт.)
-схематичное
изображение стен двух крепостей (размер 1/2 ватмана, вырезаны по контуру, раскрашены). На них съемные флажки. На каждой крепости
– по семь флажков;
-
бумажные «бомбы» - по две каждой команде. У каждой команды – «бомбы» своего
цвета;
-
наборы карандашей и ручек, небольшие листочки бумаги для проведения
письменного опроса в конце мероприятия;
-
выставку книг В. Крапивина.
Описание хода конференции
Дети делятся на две команды. Но так, чтобы в каждой оказалось равное
количество детей, подготовивших вопросы (пункт 3. См. выше). На столах –
таблички, на которых команды пишут свое название.
Вед.1: У нас сегодня - читательская
конференция. Что это такое? (ответы детей) Конференция –
это когда собирается много людей (как мы с вами сейчас), чтобы о чем-то
поговорить, что-то обсудить. При этом все принимают участие, высказываются,
рассказывают, спорят (как мы будем с вами сегодня).
Вед 2: У нас с вами конференция - читательская. Значит, мы
сегодня все будем говорить о том, что прочитали. А именно, о замечательном
современном детском писателе Владиславе Крапивине и его книгах. (обращают внимание детей на портрет)
Вед.1: Называется наша конференция «Командоры в запас не уходят, или Та сторона
где ветер».
Вед 2: Первый вопрос. Почему - Командор?
Вед.1: Сам Крапивин сказал, что у него есть «почетное... прозвище,
звание, титул (думайте, как хотите): "Командор"… В семидесятых годах
меня, уже взрослого, начали именовать Командором. Сперва в шутку, а потом... и
не только в шутку. Потому что командорами часто называют капитанов яхтенных
клубов. А я в ту пору уже во всю командовал ребячьим морским отрядом. И мое
прозвище сделалось как бы вторым именем...»
Вед.2: «Вообще-то прозвищ у меня в жизни
хватало, — рассказывает писатель. — С давнего дошкольного детства. Самое первое
— "Комнатный балбес". Меня наградил им соседский мальчишка, потому
что весной сорок третьего года мне не в чем было выйти на улицу и я, глядя в
окошко на пускавших кораблики пацанов, с досады корчил всякие рожи.
Вед 1:
В ответ на "Балбеса" он сочинил про обидчика частушку, где его имя
рифмовалось со словом, которое лучше не говорить. «Это был мой первый
литературный опыт... Потом я получал всякие другие прозвища, но все они меня
тоже не радовали.»
Вед.2: Вопрос
второй. При чем здесь «Та сторона, где ветер»?
Вед 1: Во-первых, так называется одна из его книг (показать). Во-вторых, Крапивин всегда писал о море, кораблях, дальних
путешествия и приключениях.
Вед.2: Поэтому не случайно вы видите рядом с портретом
писателя: фуражку капитана, бинокль…
Вед 1: Итак,
читательская конференция «Командоры в запас не уходят, или Та сторона, где
ветер» начинается.
Вед.2: Однажды писателя спросили: «Откуда Вы так хорошо знаете
детей?» Владислав Петрович ответил:«Просто помню себя - таким, каким был маленький.
Старался не забыть». Так какой же он был маленький? Сейчас мы и узнаем.
Сообщение «Большой маленький человек»
Вед 1: Однажды приехав
на Кубу и увидев мальчишек, которые во дворе играли в футбол, Крапивин,
несмотря на свой строгий деловой костюм, с удовольствием погонял мяч вместе с
юными кубинцами. Таков он в жизни.
Владислав Петрович Крапивин – любимый писатель и взрослых,
и детей. Его часто называют писателем доброй мечты.
Итак, следующее наше сообщение - «Писатель доброй
мечты».
Вед.2: Если спустить на воду все бриги, фрегаты, шхуны, клиперы,
баркентины, описанные в повестях Владислава Крапивина, получится невиданная
флотилия.
Вед 1: Если созвать всех его героев - горнистов, всадников,
мушкетеров, барабанщиков, шкиперов, "рогатых викингов", летчика для
особых поручений, пионеров и дошколят,- предстанет мальчишечье племя со всей
неуемной фантазией, ежедневным ожиданием чуда и готовностью свершить великие
дела.
Вед.2: Герои книг
Владислава Крапивина – мальчишки, ваши ровесники, или чуть постарше, но почти
всегда с красным галстуком на груди. Кто
они такие? Об этом мы сейчас и узнаем из сообщения «Красный галстук на груди»
Ведущие зачитывают по ролям отрывок из повести
«Сандалик, или Путь к Девятому бастиону», из разговора Сандалика и Юроса:
«- А я в
Андрюшкином сарае старую самоварную трубу нашел, - сказал Юрос. – Теперь, когда
крепость построим, можно из нее главный калибр сделать.
- Что за
крепость? – спросил я.
- Да мы за
гаражами ее делаем, вроде бастиона. Такая игра будет, штурм. Они нападают с
мечами и щитами, а другие отбиваются. И бомбы из песка. Ели они наш флажок
собьют, значит их победа. Если мы их всех повышибем, тогда наша…» (Крапивин В. Тень Каравеллы. - Нижний Новгород, 1994.
- С. 313)
Вед 1: Сейчас бы с вами
тоже поиграем в штурм бастионов. (Обращает
внимание детей на стенд на котором прикреплены «бастионы»). И у нас тоже будут бомбы, но не из песка, а бумажные,
начиненные вашими вопросами, которые вы заранее подготовили. Давайте проверим,
равные силы ли у наших команд.
Вед 2: Вы видите на
стенде бастионы с флажками. Одна команда задает вопрос, другая отвечает.
Ответила правильно – флажок на месте остается, не правильно – сбивается. У кого
флажков больше останется, та команда и выиграет.
Вед.1: Правила игры
таковы:
Если команда не
ответила на поставленный другой командой вопрос, то получает еще один вопрос.
Если не ответила и на второй вопрос, то команда противников имеет право забрать
у нее ценного пленного (участника игры, имеющего игровой вопрос). Но после
этого «провинившаяся» команда получает, наконец, право задавать вопрос.
Вед 2: На столах команд
по две «бомбы». Задавая вопрос, команда бросает свою «бомбу» на стол
противника. Если он ответил, то отбрасывает чужую бомбу назад и, задавая
вопрос, бросает свою.
Проводится игра
Вед.1: Первой
книге Владислава Крапивина - "Рейс "Ориона" - в этом году
исполняется 50 лет (вышла в 1962 году).
Вед 2: В
настоящее время у В. Крапивина около двухсот изданий на различных языках. Книги
Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии,
Болгарии, Германии, Японии, Венгрии…
Вед.1: …переводились на английский, испанский, персидский и другие
языки.
Сейчас
мы узнаем о нескольких из них.
Детские презентации книг В. Крапивина
После сообщений: письменный опрос: какую книгу
захотелось каждому прочитать после презентации. Какая презентация понравилась
больше других.
Небольшое обсуждение:
Интересно вам
было читать Крапивина?
Ребята из его книг
похожи на вас?
Будете ли вы еще
читать его книги?
Вед.1: А хотите, я
скажу вам, что считает сейчас сам Крапивин?
На сайте
«Владислав Крапивин» в интервью он сказал: «Перечитываю Паустовского, Катаева,
иногда Каверина». Вот эти книги.
Зайдите на абонемент
возьмите, попробуйте почитать с мыслью,
что сейчас эту книгу, возможно, тоже читает замечательный писатель Владислав
Петрович Крапивин.
Вед 2: Закрывая нашу конференцию,
я зачитаю слова одного из гостей сайта
В. Крапивина, в которых он благодарит писателя: «Спасибо Вам… за живую сказку.
Вы как чудесная машина времени. Прочитать вашу книгу, это как вдруг встретить
волшебника, поболтать с драконом, найти друга, даже если уже не верил, что это
случиться. Не знаю, как вам это удается, но я уверен, что летать на ковре
самолете вы не разучились»
Классное мероприятие.
ОтветитьУдалитьПочему мы не встретили Ваш блог на
ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ "ЛУЧШИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ БЛОГ 2012"
http://konkursbb.blogspot.com/2012/09/1.html?
Спасибочки. Честно если, то я и не знала про этот конкурс. Дело в том что, на работе работы громадье, а дома сынище четырех лет и все внимание ему, вот и выпадаю))Но по ссылке обязательно познакомлюсь. Очень рада видеть Вас, Наталья, в своем блоге.
ОтветитьУдалитьОтличное мероприятие: и методика, и сценарий! И писатель классный! Молодцы! Поздравляем!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за отзыв!
ОтветитьУдалитьОчень интересный и нестандартный сценарий!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Основная сложность в том, что требуется предварительная подготовка класса. Педагоги далеко не всегда идут на дополнительную нагрузку ((
Удалить