Большая летняя игра под названием «Лето с изюминкой» разрабатывается в нашей
библиотеке с 2002 года. Организуется ежегодно.
От других библиотечных игр ее отличают
следующие моменты:
-
длится
три полных летних месяца;
-
имеет
2-3 этапа (в зависимости от темы и игрового объёма);
-
игра
мобильна, так как игровые задания помещаются в буклеты (брошюры), которые дети
получают в полное распоряжение на всё время игры;
-
завершается
игровая программа финальной игрой «Лето. P.S.».
Заключительное мероприятие подготавливается на основе творческих работ
участников и предполагает награждение победителей;
-
лучшие
творческие работы детей размещаются на специальной выставке, а также становятся
основой для настенной игры-викторины.
Таким
образом, особая оригинальность данной формы работы с читателями заключается в
том, что все игровые задания оформляются в индивидуальные издания и участники
игры получают их в пользование. Это позволяет детям играть в любом удобном для
себя месте и в любое время (в рамках определённого периода), что расширяет и
углубляет возможности игры.
Условия и содержание летней игры таковы, что она стала популярной среди
детей самых разных возрастов (участниками игры становятся дети от 7 до 15 лет). Игра «Лето с изюминкой» имеет простые правила:
-
принять
участие в игре могут все желающие;
-
круг и
количество выполняемых заданий определяется самим участником;
-
приветствуется
проявление любой творческой активности детей (особое красочное оформление
изданий, выполнение незапланированного объёма заданий и т.д.);
-
поощряется
обращение участников за помощью к друзьям, родителям, специалистам библиотеки.
В помощь участникам игры оформляется выставка книг.
Оценивание игры ведётся в «эрудитках», общепринятой в библиотеке
оценочной единице.
Периодически на последних страничках буклетов (брошюр) мы проводим
мини-опросы с целью выяснить мнение участников об игре. Например, в игровой брошюре «Магический
кристалл» мы предложили детям мини-анкету, в которой, в частности, попросили
оценить игру по пятибалльной шкале. 98% участников оценили игру максимально
высоко (варианты: 5+; 5!!!).
За время существования игры в действие было запущено 17 игровых буклетов и брошюр.
Темы восьми из них (т.е. практически половины) касались краеведения и были
посвящены: юбилеям города Трёхгорного (брошюра «Совершенно не секретно»(2002,
2011), «Календарь твоего города» (2007)), 70-летию Челябинской области (брошюра
«Путешествие по горам, по лесам…»(2003)), 50-летию нашей библиотеки («Ох, уж
эта библиотека»(2007)), уральским сказам П. П. Бажова (брошюра «Подземное
путешествие»(2003)), экологии (буклет «Подарки на память»(2002)), истории
Южного Урала (буклет «Каменный век Каменного Пояса»(2006))…
Расскажем подробнее о некоторых играх.
Игра лета 2003 года, состоящая из двух частей
(брошюр)-«путешествий» (наземного и подземного), была полностью краеведческой и
посвящалась 70-летию Челябинской области.
Брошюра № 1 «Путешествие
«По лесам, по горам…» обращала внимание детей на краеведческую литературу
познавательного характера, в том числе, справочники и энциклопедии.
Задания-«придумки» касались разных областей знаний. Требовалось
подобрать сравнения к причудливым контурам Челябинской области, узнать
изображения птиц и животных области (соединить стрелками с названиями),
разгадать ребусы о полезных ископаемых, вырезать (из буклета) и наклеить на
карту Челябинской области (опять же в буклет) географические названия. Выполняя
супер-задание «Своя игра» дети создали прекрасные настольные краеведческие
игры. Задание-«придумка» «Ой! Что это?!» потребовало от участников длительных
и, думается, полных интереснейших
находок прогулок на природе. Ведь требовалось найти необыкновенной формы
природный материал и придумать, на что находка похожа.
Вторая, литературная, брошюра
«Подземное путешествие» посвящалась творчеству П. П. Бажова, как писателю
Урала. Игра строилась на основе только одного
его сказа - «Медной горы Хозяйка», что позволило исследовать это
произведение во многих отношениях
(сюжет, язык, образы, предметный мир).
Интересна игра 2003 года и тем, что
этапы её приобрели способность взаимопроникновения (уже в первой брошюре
делается анонс следующего этапа игры и даже указывается на карте, в каком её
месте начнётся второе «путешествие»).
За ходом игры можно было следить, и не только самим участникам, но и сторонним наблюдателям. В холле 1 этажа
размещались большая карта области (на которой был отражён весь игровой путь, на
ней же участники могли оставить свои отзывы) и
путевой лист, в котором отражались фамилии тех, кто отправился в
путешествие, присоединился в пути и т. д.
Идея разработки 2006 года – первобытные времена Южного Урала – возникла
благодаря появлению в библиотеке книги
Т. Корецкой «Земля Уральская». Буклет получил название «Каменный век Каменного Пояса».
Оформлен буклет на обычном листе А4, согнутом пополам. Таким образом,
образовалось четыре маленьких странички.
Оформление первой
странички (обложки) буклета было призвано разъяснить сложное (например, что
такое «Каменный Пояс»), включить воображение ребёнка, ввести его в игру, помочь
настроиться на серьёзный лад («Река времени под названием «Лето с изюминкой»
перенесёт тебя в первобытное прошлое Урала. Готов к погружению? Тогда…». Далее
ребёнку предлагалось нарисовать себя в Реке Времени и выполнить определённые
действия («А теперь досчитай до трёх (оди-ин! – Д-два!! – Три-И!!!) и
переворачивай страничку»). Таким образом,
мы способствовали включению механизмов фантазии ребёнка, которая и помогла перенестись
ему в доисторические времена края («Вот ты и в каменном веке своего родного
края! Оглядись…»).
На остальных трёх страничках разместились
задания. Их шесть. Для некоторых письменных ответов было предусмотрено место в
самом буклете («Посмотри на карту и обозначь на ней (например, город
Трёхгоный), найди на ней (например, древнекаменные стоянки)», «Найди правильный
ответ и проведи к нему стрелку», «Реши головоломку»), другие ответы оформлялись
на отдельных листах. Простор для фантазии давали творческие задания: «Нарисуй, каким ты увидел Урал 200 000 лет
назад», «Собери коллекцию камней», «Изобрети краски». Количество и качество
полученных творческих работ свидетельствовали о том, что дети прониклись темой,
заинтересовались, получили удовольствие от игры.
Игровая программа «Лето с изюминкой-2007» стартовала на городском фестивале «День книги в
Трёхгорном» 27 мая. Завершилась 3
сентября.
Игра состояла из двух этапов (временная граница – 15 июля) и
соответственно задания были размещены в двух
игровых изданиях.
Первое издание - брошюра
«Календарь твоего города» (8 страниц, формат ½ листа А 4) - было посвящено
55-летнему юбилею Трёхгорного.
Брошюра была оформлена в виде отрывного календаря. Детям-участникам
предлагалось стать «соавторами, редакторами, корректорами и художниками…»
«календаря», отражающего «не дни, а
времена года» в родном городе.
Увидеть свой город по-новому, обратить внимание на необычное в
привычном детям помогли произведения местных поэтов и писателей. Каждая
страничка игровой брошюры открывала детям новые имена и знакомила с фрагментами стихотворных произведений.
Первый этап игры состоял из двенадцати разноплановых заданий. Чтобы их
выполнить дети читали художественные и познавательные книги, гуляли по городу, размышляли и вспоминали,
фантазировали и творили.
Вторая часть игры посвящалась 50-летию нашей библиотеки. Буклет «Ох, уж эта библиотека!» (формат
А4) был изготовлен в форме домика, символизирующего саму библиотеку.
Особенность: постоянно присутствующий вымышленный герой (Хранитель библиотеки),
инициатива действий в игре исходит от его лица. Вторая часть игры имела сюжет,
который заключался в следующем. Хранитель библиотеки обращается к детям с
просьбой помочь ему перед библиотечным праздником «сделать уборку, приготовить сюрпризы и
украсить библиотеку».
Во втором этапе игры участникам предлагалось 7 заданий (для игроков -
«забот»). Некоторые из них предполагали выполнение детьми реальных дел
(например, отремонтировать книги на абонементе, расставить книги на полках),
другие - обращали к литературе («каких литературных героев… ты бы пригласил?»,
«разберись в названиях»), третьи – пробуждали стремление к творчеству (укрась
библиотеку улыбками, подготовь открытку от имени библиотечных предметов и т.
д.)
В буклете был помещён «Отражатель усердия», который помогал
библиотекарям в процессе игры оценить
старания детей при выполнении реальных дел (см. выше), а также давал
возможность детям оценить игру.
В летней игре 2007 года приняло участие около двухсот человек.
Летняя игра 2011 года переросла в сезонный клуб
«Нас-Трое-ние (: Книга-Я-библиотека ;)». Сама игра не изменила формы и
правил и сохранена в полном виде, но расширила свои границы и сделала
детям-участникам новые интересные предложения.
Сезонный
клуб «Нас-Трое-ние» работал 5 месяцев: с мая и до 9 октября. Деятельность клуба
можно разделить на четыре этапа:
·
подготовительный,
или приглашающий
(май). В то время, как организатором
игры подготавливались игровые буклеты, дети приглашались к записи в клуб. Желающие воспользоваться
предложением, оставляли свои контакты на
специальной настенной газете, а также могли записаться с помощью библиотекарей
в игровых залах;
·
деятельностный. Начался период
вместе с презентацией клуба и его открытием 1 июня, завершился 31 августа.
Клубисты получили перед другими читателями библиотеки ряд преимуществ для
организации собственного летнего отдыха.
Во-первых, мы подарили каждому «Шпаргалку,
улучшающую настроение». «Шпаргалка» давала право на получение четырех
готовых ответов, четырех подсказок в библиотечных играх, четырех бонусов по 10
«эрудиток» и др.
Во-вторых, для клубистов во всех залах библиотеки были подготовлены
специальные игры, отмеченные эмблемой клуба.
В-третьих, клубисты получили бесплатные буклеты с игрой «Лето с
изюминкой», а по результатам игры – призы.
В 2011
году читателям были предложены 2 буклета:
один - с игрой в картинках
«Чудоцвет-краше нет» по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (задания
простого уровня сложности); другой – с игрой-прогулкой по нашему городу «Совершенно
несекретно» (задания среднего и высокого уровня сложности). Дети, ориентируясь
на свои интересы и познавательные возможности, могли взять любой из буклетов
(или оба сразу) и, выполнив задания по
своему усмотрению, вернуть его в любой момент до конца лета в библиотеку.
Таким
образом, были созданы условия для возникновения мотиваций к домашнему чтению и
к заинтересованным посещениям библиотеки.
Среди
участников клуба было зарегистрировано 129 читателей в возрасте от 7 до 14 лет.
Все они получили «Шпаргалки, улучшающие настроение» и буклеты с игрой по
выбору.
·
релаксационный
(сентябрь).
Это период ожидания результатов - для клубистов
и подведения итогов - для организаторов игры.
·
кульминационный,
или итоговый. Это
день финальной игры, по традиции подготавливаемой на основе творческих работ
участников «Лето с изюминкой», на которой объявляются и награждаются победители
и лучшие участники.
Все игровые программы «Лето с изюминкой» завершаются финальными играми «Лето. P.S.(Постскриптум)». В финальном мероприятии обязательно находят
отражение тематика и сюжеты игровых буклетов, а заданиями становятся творческие
работы детей-участников. Так финальная
игра 2003 года, имела в основе сюжета сказы Бажова. Помогли реализовать идею
сказов дети – активисты нашей библиотеки. Пять девочек, участниц библиотечного
клуба, сыграли роль ящериц – служанок Хозяйки Медной горы и помогли
библиотекарю в проведении игры. Игра получилась также яркой и по оформлению
(разноцветные ящерки на стенде с номерами заданий, выставка рисунков, макет
горы из ткани с грудой камней с загадками, между ними - поделки детей) и по
содержанию, благодаря творчеству детей.
В финал игры
«Лето с изюминкой-2011» вышли 34 ребенка.
Абсолютными победительницами в игре этого лета стали: Григорьева Нина (9
лет), не только непревзойденно оригинально оформившая свою работу, но и
сумевшая взять автограф у Любови Кулагиной, поэтессы нашего города, автора
стихотворения, позиционируемого в одном из заданий летней игры и Пузикова Ольга (14 лет), чья работа поразила всех своей глубиной и аккуратностью.
Чудесную куклу получила самая маленькая участница игры – Симдянкина Даша (7
лет). Также особенно хочется отметить Рыбину Дашу (8 лет), Романову Ксению (8
лет), Сайдалиеву Вику (10 лет), Моисееву Юлю (9 лет), Маркушину Катю (10 лет),
Чигрину Инну (10 лет), Кудалину Валерию (11 лет), Веретенникову Катю (11 лет),
Прибытова Никиту (11 лет), Ананьиных Георгия (12 лет) и Аню (14 лет), Токареву
Лизу (12 лет), Ситникову Лизу (13 лет), Гималитдинову Вику (13 лет) и др.
После окончания
летней игры объёмные творческие работы детей попадают на библиотечные выставки,
творческие работы в плоскости (рисунки, аппликации и т. п.) становятся
заданиями настенных игр и игровых читательских уголков.
Накопленный опыт в организации летнего чтения свидетельствует о том,
что такой приём как игра в буклетах
(брошюрах) даёт широкие возможности:
во-первых, для развития мотивационного этапа творческой читательской
деятельности;
во-вторых, для развития таких важных элементов операционного этапа
как:
- заинтересованное и
внимательное чтение,
- послетекстовая переработка
информации,
- переход в другие виды
деятельности и структуру личности
(характер, эмоции, волевые качества, социальные установки).
Н. А. Дабарская,
Комментариев нет:
Отправить комментарий