вторник, 18 октября 2011 г.

Библиотечный вечер


Формы. Методика подготовки
 Библиотечный вечер относится к устным формам информации и рекомендации комплексного характера. Библиотечные вечера, как правило,  включают в себя кроме «книжной составляющей» художественное слово, музыкальные произведения, изобразительные средства и т.п. Таким образом программа вечера состоит из комплекса форм информации и рекомендации книги, как наглядных, так и устных, объединенным темой и читательским направлением. В библиотечном вечере переплетаются две линии: познавательная и развлекательная, эмоциональная.
 Методика подготовки вечера весьма непроста и требует, как правило, не менее 2-3 недель (в отдельных случаях и до 2-3 месяцев). Организаторы вечера разрабатывают программу, план, сценарий вечера, привлекая к этому компетентных людей; подбирают иллюстративный материал и т.п. Важным вопросом является и использование на вечерах технических средств. Библиотечные вечера очень разнообразны по форме. Рассмотрим некоторые подробнее.

Вечер вопросов и ответов
Этапы методики подготовки и проведения:
1.   Выбор темы определяется хорошим знанием интересов и потребностей населения, читателей, социальных проблем, стоящих перед обществом. Библиотека может провести опрос читателей с целью выявления проблем, интересующих их, выяснить, с кем из представителей власти или специалистов они хотели бы встретиться, задать вопросы.
2.       Определение состава участников. Представители власти, отвечающие за состояние дел в данной области. Оппонентами их могут выступать специалисты в это вопросе, владеющие обширной и достоверной информацией о недостатках, нерешённых проблемах. Главная их задача – вскрыть проблемы, предать их гласности, призвать к ответу представителей власти. Журналисты, которые будут освещать эту встречу в СМИ – ещё одна группа участников.
3.   Сбор вопросов от читателей. Чаще всего библиотека вывешивает объявление о проводимом вечере вопросов и ответов с именами приглашённых. Рядом помещается небольшой «почтовый ящик», куда читателем предлагается опускать вопросы и называть дополнительно имена тех, кого они хотят видеть на данном мероприятии. Одновременно идут сбор вопросов и пропаганда самого мероприятия  среди читателей.    
4.     Пропаганда литературы по теме вечера. Библиотека готовит серию выставок в разных отделах, проводит обзоры, организует рекламу.
5.        Работа с приглашёнными специалистами. Каждому из них библиотека передаёт заранее вопросы читателей, чтобы они могли основательно подготовиться, подбирает литературу, информацию по проблеме.
6.          Подбор ведущего. Им должен стать специалист, хорошо разбирающийся в теме, знающий статус и меру ответственности каждого из приглашённых. Кроме того он должен обладать рядом социально-психологических качеств (см. консультацию «Читательская конференция»)
7.          Оформление аудитории. Кроме традиционных  библиотечных выставок в аудитории могут экспонироваться  различные материалы, отражающие остроту проблемы, - фотодокументы, диаграммы и т. д.
8.        Проведение мероприятия. Оно начинается с обоснования проблемы и представления приглашённых. Читателям предлагают проявить  максимум активности при обсуждении  насущных проблем. В ходе вечера приглашённые отвечают на вопросы как заранее заданные, так и поступившие спонтанно от читателей, присутствующих в зале. В заключение ведущий делает выводы, совместно с читателями вырабатывает рекомендации, предложения. Традиционным является обзор литературы или приглашение познакомиться с выставкой.                                                                                     

Вечер-путешествие – познавательное дело-обозрение, участники которого делятся между собой своими знаниями, впечатлениями, предложениями об окружающей их жизни. В вечере используются приёмы ролевой игры, позволяющие в живой, увлекательной форме развивать любознательность, пытливость ума, находчивость, творческое воображение, товарищескую взаимопомощь. Вечер можно проводить в одном классом коллективе, и в союзе младших и старших.
Взрослые выступают в роли старших товарищей по путешествию или ведущих («советников»). Эта форма позволяет органически соединять и умственное, и нравственное и этическое воспитание. Вечер-путешествие можно проводить в любом молодёжном и взрослом коллективе.
Подготовка к вечеру. Маршрут путешествия выбирается коллективно на старте участников путешествия. Капитаны команд и два ведущих составляют «совет дела». Дальнейшая подготовка идёт в секрете друг от друга. В итоге отрабатывается план вечера.
Варианты вечера. Роли:
-    команда-экипаж вертолёта, корабля, ракеты и т. п. доставляет всех на объект и знакомит с ним;
-  команды-экспедиционные группы, докладывающие об участии и итогах экспедции;
-     команды-делегации представителей разных профессий.
Вечер должен быть наполнен радостными сюрпризами, неожиданностями, открытиями, как это бывает в настоящем путешествии. Не следует увлекаться сложными костюмами. Достаточно некоторых отдельных атрибутов, знаков отличия.
Команды могут представить, используя соответствующее оформление, свои коллективные творческие дела в виде устного журнала, кинопанорамы, защиты диссертации, пресс-конференции, интервью.
Ведущие вечера, передавая эстафету от одной команды к другой, должны естественно вести себя.

Фольклорный вечер. Познавательное дело-обозрение, участники которого с помощью русских народных песен, пословиц, игр, танцев, обычаев, загадок, притч представляют и дарят зрителям один из народных праздников, восстанавливают народные традиции, обряды. Вечера-посиделки проводятся между несколькими коллективами или микроколлективами, которые по очереди показывают свой вариант праздника – посиделок.
Цель фольклорного вечера – пробуждать и развивать интерес к народному творчеству, расширять знания о фольклоре, его различных жанрах, стилях…
Вечер может быть конкурсным, если все коллективы будут работать над одной темой. Но лучше, когда каждый коллектив рождает свой вариант праздника.
Подготовка к вечеру внутри коллектива может быть проведена на основе работы творческих групп (или микроколлективов) по определённому заданию. Группы получают задание, например, подготовить:
несколько песен по теме; пословицы и поговорки; игры и забавы, танцы, частушки и т.д.
Затем на общем сборе коллектива обсуждается примерный вариант проведения вечера, поступившие предложения, прослушиваются выполненные задания. Избирается «совет дела», который возглавляет подготовку и проведение вечера по окончательно составленному сценарию.
Примерные варианты вечеров:
-                    Вечер в деревне;
-                    Проводы русской зимы;
-                    Праздник урожая;
-                    День солнца;
-                    Праздник русской берёзки;
-                    Русская свадьба и т.д.
В основу этих вечеров могут быть положены русские народные обряды и праздники (Масленица, Рождество…).
Необходимо красочно оформить место проведения вечера, подобрать и подготовить костюмы для участников;
В процессе представления необходимо смелее использовать приёмы ролевых игр. В случае заминок в ходе представления можно выходить из положения шуткой, частушкой, импровизацией
При проведении вечера необходимо музыкальное оформление.
В процессе подготовки необходимо направлять деятельность ребят на поиск фольклорного материала в литературных источниках, на тщательный, соответствующий теме, отбор его.


Список использованной литературы


 Коллективная творческая деятельность в школе // Воспитание школьников. – 2003. - № 2. – С. 7

  Мелентьева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов : лекция 7 : технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов  / Юлия Мелентьева // Библиотека в школе. – 2004. - № 23. – С. 55

        Олзоева Г. К. Массовая работа библиотек : учебно-методическое пособие. – М. : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – 120 С.



11 комментариев:

  1. Было бы здорово к теории в качестве приправы пост 2й серии - фотографии с рассказами о самых интересных, необычных, удачных библиотечных вечерах, проведенных для ваших читателей.

    ОтветитьУдалить
  2. Да , согласна. Но здесь несколько иная цель. Поскольку сама собираю методики по крупицам, из нескольких источников, то зачем кому-то делать тоже самое, если уже есть, если не полная, то достаточно широкая консультация по формам работы с читателями. Мне как методисту, человеку к которому постоянно обращаются коллеги с вопросами по теории, такие вещи очень нужны. Может быть и другим тоже пригодятся.

    ОтветитьУдалить
  3. Наталья Владимировна, на самом деле идея про пост 2й серии замечательна. Поглучится хорошая иллюстрация к теории. Но опять же я размещаю в блоге и те теоретические вопросы, которые мы в своей практике не разрабатываем (пока или уже)

    ОтветитьУдалить
  4. Сколько голов, столько умов, Наталья Александровна:-)
    Комментарий - это ведь только информация к размышлению, не руководство к действию.

    ОтветитьУдалить
  5. Я по отчеству обращаюсь вам, потому что вы меня совершенно сбили с толку как же к вам обращаться:)Ко мне просто по имени, как обычно - так приятнее.
    Да у вас отличный комментарий. Это у меня настроение плохое напрочь: руководство считает, что мой блог не нужен библиотеке, и что я чуть ли не нарушаю авторские права библиотеки. Вобщем, по рукам ударили здорово, инициатива как обычно наказуема :(((

    ОтветитьУдалить
  6. Ага. Значит, я Вас совсем запутала? А мне казалось, всё ясненько-понятненько. Не заморачивайтесь, пожалуйста, просто "Наташа", да и всё.

    Понимаю Ваше огорчение.
    Вы всё поймете из нашего диалога с Ириной Огневой в блоге "Библиомания" - комментарии к посту "Ворчалка":
    http://bibliomaniya.blogspot.com/2011/10/blog-post_05.html?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+blogspot%2FMsrts+%28%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%29

    Ничего, прорвемся. Юмор - спасательный круг на борту нашей жизни. Помните у Маршака "ПОжелание друзьям":

    Желаю вам цвести, расти,
    Копить, крепить здоровье.
    Оно для дальнего пути —
    Главнейшее условье.

    Пусть каждый день и каждый час
    Вам новое добудет.
    Пусть добрым будет ум у вас,
    А сердце умным будет.

    Вам от души желаю я,
    Друзья, всего хорошего.
    А всё хорошее, друзья,
    Дается нам недешево!

    А если посерьезничать-пофилософствовать, так ведь хорошее в нашей жизни часто случается не благодаря, а вопреки, правда?

    Думаю, что со временем, будут приняты соответствующие решения.

    ОтветитьУдалить
  7. Отличная статья. Вы сами писали ее? Или копировали где-то? Если сами, можно ее использовать как материал для главного сайта города Мариуполь? Спасибо за внимание :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В блоге нет перепостов. Консультацию составляла, конечно, сама на основании источников, указанных в списке. Не очень понимаю, чем может быть полезен этот материал главному сайту Мариуполя, но если может, то пожалуйста. Конечно со ссылками на источник.

      Удалить
  8. Коллега приехала из одной национальной российской библиотеки, где была на курсах повышения квалификации. Там их группе продали комплект методичек, одна из них в моих руках (год издания - 2014). Специально набрала текст из этой методички в поисковике интернета - и.... попала на этот сайт!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не поняла - хорошо это или плохо. Вроде как и хорошо, если наш материал попал в методичку национальной библиотеки. В таком случае там, наверное, есть ссылка на блог? Опять же - консультация "Библиотечный вечер" написана на основе статей Олзоевой, Мелентьевой (на кои и есть ссылка в конце поста) и возможно в той методичке одна из статей названных авторов? Что плохо? Плохо, если Вы решили что мы размещаем в своем блоге чужие материалы без ссылок, переработки и т.п.
      В общем, уважаемый анонимный коллега, Вы меня ввели в раздумья. Пожалуйста, прокомментируйте свой комментарий поподробнее :) С уважением автор блога

      Удалить