четверг, 5 мая 2011 г.

видеовикторина по искусству

Пара слов от методиста. Викторина имеет в названии формы составляющую "видео",  причем на первом месте, и это  совсем не напрасно. Игра не состоится, если ребенок не посмотрит видеофильм. И хотя фильм достаточно серьезный, интерес ребенка подогревается желанием заработать "эрудитки", а внимание - поиском ответов в демонстрирующемся фильме на поставленные вопросы . Форма видеовикторины интересна и своей комбинированностью: в ней удачно сочетаются элементы наглядных  и устных форм.




Прогулка по Третьяковской галерее



Автор-составитель:
                                                                                                Пудовкина Л. А., 2002

Видеовикторина «Прогулка по Третьяковской галерее» предназначена для учащихся 1-7 классов.


Цели:

·        Привлекать внимание детей к  книгам по искусству, используя видеозаписи.

·        Познакомить детей с художественным музеем - Третьяковской галереей –  его создателями и некоторыми работами известных русских художников из коллекции музея.

·        Прививать любовь к живописи, искусству.  Расширять кругозор детей.

·        Развивать память, внимание, эстетический вкус.




Рекомендации к оформлению и описание видеовикторины

Викторина оформляется в видеозале.
Все оформление размещается на планшете, который свешивается с потолка.
Под планшетом обязательно организуется зона для работы с видеовикториной (описание см. ниже).
          
         Планшет обтянут желтой тканью (размеры – 50х70). Название видеовикторины располагается в верхней части планшета. Ниже, с правой стороны, прикрепляется подкассетник от видеокассеты «Третьяковская галерея. Ч.1. Обретение» (М., 1996).
Слева располагается корпус от видеокассеты (любая ненужная, испорченная), которая служит постоянным оформлением  для всех викторин и выставок видеозала.

От кассеты вниз спадает, изгибаясь «змейкой», «видеолента», выполненная из черного полиэтилена, с кармашками из прозрачного полиэтилена.
 В кармашки (всего их семь, каждый размером 13х17 ) вставлены сканированные иллюстрации из книг по искусству (описание см. в тексте)

Под планшетом с видеовикториной необходимо поставить стол и пуфики. Стол предназначен для дополнительного оформления, в том числе вопросов видеовикторины, обращений к детям, книг, необходимых для ответов (См. список  использованной литературы), чистой бумаги и карандашей.

 Также  на столе, «сидит» утенок-игрушка (Утонок Дональд - "хозяин" видеозала, постоянно присутствующий герой - Н. Д.). В его крылышках текст-обращение к детям:

«Кряк! Девчонки и  мальчишки, а также их родители!
Произнесите вслух слово – «Третьяковка»! Правда ласково звучит?
Кто из вас не знает
Государственную Третьяковскую галерею
 в Москве?
Да ее знает весь мир! Это лучшее собрание русских картин.
А задавали ли вы, друзья мои, себе вопрос о том,
как складываются художественные коллекции –
коллекции картин, рисунков, гравюр, скульптур,
старинных изделий из фарфора, хрусталя,  стекла, бронзы?
 Как из них рождаются художественные музеи? Именно художественные, а не краеведческие, исторические, литературные ....
Хотите получить ответ?

Для этого:
- Прочитайте внимательно вопросы видеовикторины!
 Ура! Прочитали!
-        Удобно располагайтесь на  моих диванчиках – Крякраз!
-        Смотрите фильм «Третьяковская галерея – Крякдва!
-        Отвечайте на вопросы моей викторины – Кряктри!
-        Не забывайте подглядывать в книги – Крякчетыре!
-        И самое главное – Крякпять – получите за правильные ответы эрудитки!
Успехов вам!»

Рядом с игрушкой-утенком располагаются листы с вопросами-заданиями (См.  ниже).

         Чтобы ответить на вопросы викторины детям необходимо посмотреть видеофильм «Третьяковская галерея: Дар бесценный» и воспользоваться предложенной литературой.

В ходе игры дети смогут заработать 50 эрудиток.

Кадр 1:
Сканированное изображение Государственной Третьяковской галереи (Безрукова Д. Третьяков и история создания его галереи. – М., 1970. – С.0 - обложка)

Вопрос 1:
Перед вами здание Государственной Третьяковской галереи – главной сокровищницы русского изобразительного искусства нашей страны. Чье имя она носит? В каком году основан музей?
Подсказку ты услышишь в фильме «Обретение», год основания найдёшь
          в книге Безруковой Д. Третьяков и история создания его галереи  на С.3

Ответ: Московская государственная художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П. М. Третьяковым в 1856 году и передана в дар городу Москве в 1892 году совместно с завещанным городу собранием.
Галерея носит имя С. М. Третьякова (Там же. – С.3).

Кадр 2:
Сканированное изображение картины Н. Г. Шильдера «Искушение» (Русские художники От «А» до «Я». – М., 1996. – С.201)

Вопрос 2:
Это картина, которой было суждено стать началом собраний коллекции купца Третьякова. Как называется эта картина и кто её написал?
Ответ найдёшь в книге «Русские художники От «А» до «Я» на  С. 201

Ответ: Искушение (Там же. – С.201).
Николай Густавович Шильдер (1828-1898). 


Кадр 3: Сканированное изображение картины А. К Саврасова «Грачи прилетели» (Русские художники От «А» до «Я». – С.155)
 К картине прикреплена табличка:
«А.К.Саврасов (1830-1897). Грачи улетели. 1871. Холст, масло. 62х48,5см. Государственная Третьяковская галерея, Москва».

Вопрос 3:
В табличке, прикрепленной к картине, есть ошибка. Найди ее.
Как правильно  называется картина? Ответ – в книге «Русские художники От «А» до «Я»,  С. 155

Ответ: Грачи прилетели (Там же. – С.155)

Кадр 4: Сканированное изображение картины В.М.Васнецова «Богатыри» (Порудоминский В. Первая Третьяковка. –М., 1979  – С. 95)

Вопрос 4:
Посмотришь на эту картину, и сразу вспоминаются строки из старой былины:
Под славным под городом под Киевом,
На тех, на степях на Днепровских
Стояла застава богатырская,
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец сын Иванович ...

Назови картину, ее автора и имена героев, изображенных на полотне.
Ответь, сколько лет писалась картина художником?
 Ответ найдёшь в книге Кончина Е. « Как рождается музей» на  С. 9-10.

Ответ: В.М.Васнецов «Богатыри». Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. 17 лет (1881-1898)
(Кончин Е. Как рождается музей. – М., 1988, - 9-10)

Кадр 5: Сканированное изображение картины И. Репина « Иван Грозный и сын его Иван» (Порудоминский В. Первая Третьяковка. - С. 8)

Вопрос 5: Эта  «могучая» картина впервые была показана на выставке в 1885 году. Но экспонировалась она всего один день и была убрана по указанию правительственных чиновников. Почему? Смотри книгу Порудоминского В. «Первая Третьяковка» на С. 8.

Ответ: Царю не понравилось, что художник дерзнул воспроизвести на своем полотне трагический эпизод из далекого прошлого царского семейства. Полотно долгое время было спрятано в одном из комнат  дома П. М. Третьякова. Позднее, с большим трудом он добился разрешения выставить «крамольное» произведение в своей галерее. Павел Михайлович  оборудовал для него целый зал. (Там же. – С.8)


Вопрос 6: В фильме «Дар бесценный. Обретение» прозвучали фамилии великих художников, скульпторов. Перечисли их.
Помни, чем больше ты назовешь имен, тем больше «эрудиток» заработаешь.

Ответ:
1.    Антакольский Марк Матвеевич (1843-1902) скульптор «Иван Грозный» (1871); «Петр I» (1872)
2.    Боровиковский Владимир Лукич (1752-1825) портрет М. И. Лопухиной
3.    Брюллов Карл Павлович (1799-1852)  портрет Нестора Кукольника; Автопортрет
4.    Васильев Федор Александрович (1850-1873) Мокрый луг (Русские художники От «А» до «Я». – С.35)
5.    Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Три богатыря, Иван Грозный
6.    Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847) Крестьянка с васильками
7.    Иванов Александр Андреевич (1806-1858) Явление Христа народу (Русские художники От «А» до «Я». – С.35)
8.    Кипренский Орест Адамович (1782-1836) портрет Пушкина (Шедевры Государственной Третьяковской галереи. – М., 1994. – С.48)
9.    Куинджи Архип Иванович (184?-1910) Березовая роща
10.                      Крамской Иван Николаевич (1873-1887) портрет Л.Н.Толстого; Христос в пустыне (Русские художники От «А» до «Я». – С.92)
11.                      Левитан Исаак Ильич (1860-1900) Осень в Сокольниках; Над вечным покоем
12.                      Остроухов Илья Семенович (1858-1929) Сиверко (Русские художники От «А» до «Я». – С.132)
13.                      Перов Василий Григорьевич (1833-1882) портрет А. Н. Островского; Крестный ход на Пасхе
14.                      Пукирев Василий Владимирович (1832-1890) Неравный брак (Русские художники От «А» до «Я». – С.143)
15.                      Репин Илья Ефимович (1844-1930) Стрекоза; Царь Иван Грозный и сын его Иван; Крестный ход в Курской губернии
16.                      Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) Грачи прилетели (Русские художники От «А» до «Я». – С.155)
17.                      Серов Валентин Александрович (1865-1911) портрет актрисы Ермоловой; Девочка, освещенная солнцем
18.                      Суриков Василий Иванович (1848-1916) Боярыня Морозова
19.                      Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Сватовство майора (Русские художники От «А» до «Я». – С.184)
20.                      Шильдер  Николай Густавович (1828-1898) Искушение (Там же. – 201)
21.                      Шишкин Иван Иванович (1832-1898) Дубовый лес (Сосновый лес?)
22.                      Ярошенко Николай Александрович (1846-1898) портрет актрисы П.А. Стрепетовой





Список использованных источников

1.    Безрукова Д. Третьяков и история создания его галереи. – М.: Просвещение, 1970. – 144 с.: ил.

2.    Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. – М.: Искусство, 1993. – 376 с.: ил.

3.    Ватолина Н. Прогулка по Третьяковской галерее. – М.: Советский худож., 1976. – 255 с.: ил.

4.    Кончин Е. Как рождается музей. – М.: Дет. лит., 1988. – 56с.: ил.

5.    Порудоминский В. Первая Третьяковка: Рассказы – М.: Дет. лит., 1979 –127 с.: ил.

6.    Русские художники от «А» до «Я». –  М.: Слово, 1996. – 216с.: ил.

7.    Третьяковская галерея: Дар бесценный: В 2 ч. Ч. 1.: Обретение: [Видеокассета]. – М.: Кинокомпания «Коллекция 1992» и Государственной Третьяковской Галереи, 1996.- 32 мин.

8.    Шедевры Государственной Третьяковской галереи. – М.: Государственная Третьяковская галерея, 1994. – 159 с.: ил.

9.    Энциклопедия русской живописи/ Под ред. Т. В. Калашниковой. – М.: Олма-Пресс, 2000. – 351 с.: ил.




















Комментариев нет:

Отправить комментарий