вторник, 27 сентября 2016 г.

Конкурс на лучшего читателя в детской библиотеке



             Конкурс на лучшего читателя – традиционная библиотечная форма работы с читателями, направленная на поддержку, развитие и поощрение интереса к серьезному, вдумчивому чтению, содействие воспитанию культуры чтения, популяризацию и продвижение лучших произведений литературы, выявление и поощрение наиболее активных и творческих читателей, привлечение в библиотеку новых читателей, сохранение и развитие традиций семейного чтения.
Говорить о том, что форма традиционна (хотя и несколько забыта)  в библиотечной практике позволяют найденные материалы в очень старых методических изданиях. Так, например, И. Сетин в учебном пособии «Работа школьной библиотеки» (М., 1961) убеждает нас, насколько серьезно подходили к вопросу организации подобных конкурсов в середине прошлого века: «…При этом берется во внимание не только количество прочитанных книг, но и глубина понимания прочитанного, плановость  и направленность чтения, умение использовать знания, полученные из книг, ведение читательского дневника, умение написать отзыв, наличие плана чтения, владение элементарными навыками библиотечной работы, предусмотренные ступенями юного пионера»


Конкурс, в зависимости от целей, может иметь продолжительность от одного месяца до года.  Оптимальный на наш взгляд период – это календарный или учебный год. За это время читатель имеет возможность раскрыться, проявить свои читательские и творческие способности, наверстать упущенное.

Возрастные рамки конкурса широки. Принять участие в  конкурсе могут как отдельные читатели-дети, так и молодежь,  и целые семьи.

Самое главное условие для участия в конкурсе – это активность читателя.
Читательская активность оценивается:
·                    на основе анализа индивидуальных читательских формуляров (смотрим разнообразие чтения; самостоятельность, оригинальность в выборе литературы; регулярность посещений читателем библиотеки (может быть определено минимальное количество посещений. Например, не менее двенадцати в год); большее количество прочитанных книг по сравнению с другими читателями (также может быть оговорен минимум прочитанных книг (например, тридцать)); соблюдение правил пользования библиотекой; своевременный возврат взятой в библиотеке литературы и т.д.;
·                    по регулярности участия в различных массовых мероприятиях, конкурсах и акциях библиотеки;
·                    по степени выполнения требований конкурса (например, выполнение творческой работы) и др.

Кроме прочего участникам конкурса чаще всего предлагают  выполнить какую-либо одну  творческую работу:
·                    написать  сочинение-отзыв (рассказ, эссе и т.д.) на обозначенную организаторами тему (например, «Мой любимый литературный герой», «По страницам любимых книг»,  «Библиотека будущего», «Подвиги во имя добра и справедливости», «Книга, которая заставила задуматься»…);
·                     оформить читательский  дневник, на страницах которого написаны отзывы на прочитанные книги;
·                    создать литературный путеводитель, посвященный творчеству писателей и поэтов;
·                    нарисовать иллюстрации к произведению и т. д.

Таким образом, проявляются номинации конкурса. Их может быть несколько:
·                    по литературным предпочтениям читателя (например, читатель, прочитавший наибольшее количество книг, предпочитающий лучшие классические произведения, отдающий предпочтение чтению книг одного жанра, автора или наоборот -предпочитающий жанровое разнообразие);
·                    по темам и жанрам литературной творческой работы (например, моя любимая книга, семейная библиотека,  литературный герой, психологический портрет любимого литературного героя и т.д.);
·                    художественно-изобразительное и декоративно-прикладное творчество по прочитанным книгам   и др.

Для оценивания участников конкурса целесообразно разработать единую шкалу критериев (например, 10-балльная шкала). Среди критериев должны быть детально учтены все  позиции. Например:
·                    регулярность посещения библиотеки;
·                    соблюдение правил пользования библиотекой;
·                    своевременный возврат взятой в библиотеке литературы;
·                    аккуратное обращение с книгой и т.д.

Для организации и проведения конкурса создаётся Оргкомитет, который определяет порядок, сроки проведения конкурса, разрабатывает положение о конкурсе. Оргкомитет утверждает состав жюри.

Подведение итогов и награждение лучших читателей проходит на специально подготовленном празднике.

 Победители кроме дипломов и призов могут получить и особые права и привилегии (например,  самостоятельно выбрать книгу в закрытом фонде, взять новую книгу в первую очередь, взять домой книгу из читального зала и др.)

Фотографии лучших читателей года можно оформить в специальный рукодельный большеформатный красочный памятный альбом (книгу), разместить на стене, представив их  в виде пассажиров мчащихся автомобилей, идущих на всех парусах кораблей и т.п. 

Составитель: Н. А. Дабарская,
 зав отделом ЦГДБ имени С. Т. Аксакова г. Трехгорный

1 комментарий: