Конкурс на лучшего читателя – традиционная библиотечная форма работы с
читателями, направленная на поддержку, развитие и поощрение интереса к
серьезному, вдумчивому чтению, содействие воспитанию культуры чтения,
популяризацию и продвижение лучших произведений литературы, выявление и
поощрение наиболее активных и творческих читателей, привлечение в библиотеку
новых читателей, сохранение и развитие традиций семейного чтения.
Говорить о том,
что форма традиционна (хотя и несколько забыта)
в библиотечной практике позволяют найденные материалы в очень старых
методических изданиях. Так, например, И. Сетин в учебном пособии «Работа
школьной библиотеки» (М., 1961) убеждает нас, насколько серьезно подходили к
вопросу организации подобных конкурсов в середине прошлого века: «…При этом
берется во внимание не только количество прочитанных книг, но и глубина
понимания прочитанного, плановость и
направленность чтения, умение использовать знания, полученные из книг, ведение
читательского дневника, умение написать отзыв, наличие плана чтения, владение
элементарными навыками библиотечной работы, предусмотренные ступенями юного
пионера»
Конкурс, в зависимости от целей, может
иметь продолжительность от одного месяца до года. Оптимальный на наш взгляд период – это
календарный или учебный год. За это время читатель имеет возможность
раскрыться, проявить свои читательские и творческие способности, наверстать
упущенное.
Возрастные рамки конкурса широки.
Принять участие в конкурсе могут как
отдельные читатели-дети, так и молодежь,
и целые семьи.
Самое главное
условие для участия в конкурсе – это активность читателя.
Читательская активность оценивается:
·
на
основе анализа индивидуальных читательских формуляров (смотрим разнообразие чтения;
самостоятельность, оригинальность в выборе литературы; регулярность посещений
читателем библиотеки (может быть определено минимальное количество посещений.
Например, не менее двенадцати в год); большее количество прочитанных книг по
сравнению с другими читателями (также может быть оговорен минимум прочитанных
книг (например, тридцать)); соблюдение правил пользования библиотекой;
своевременный возврат взятой в библиотеке литературы и т.д.;
·
по
регулярности участия в различных массовых мероприятиях, конкурсах и акциях
библиотеки;
·
по степени
выполнения требований конкурса (например, выполнение творческой работы) и др.
Кроме прочего участникам конкурса чаще всего
предлагают выполнить какую-либо
одну творческую работу:
·
написать сочинение-отзыв (рассказ, эссе и т.д.) на
обозначенную организаторами тему (например, «Мой любимый литературный герой», «По страницам
любимых книг», «Библиотека будущего»,
«Подвиги во имя добра и справедливости», «Книга, которая заставила задуматься»…);
·
оформить читательский дневник, на страницах которого написаны
отзывы на прочитанные книги;
·
создать
литературный путеводитель, посвященный творчеству писателей и поэтов;
·
нарисовать
иллюстрации к произведению и т. д.
Таким образом, проявляются номинации конкурса. Их может
быть несколько:
·
по
литературным предпочтениям читателя (например, читатель, прочитавший наибольшее
количество книг, предпочитающий лучшие классические произведения, отдающий
предпочтение чтению книг одного жанра, автора или наоборот -предпочитающий
жанровое разнообразие);
·
по темам и
жанрам литературной творческой работы (например, моя любимая книга, семейная
библиотека, литературный герой,
психологический портрет любимого литературного героя и т.д.);
·
художественно-изобразительное
и декоративно-прикладное творчество по прочитанным книгам и др.
Для
оценивания участников конкурса целесообразно разработать единую шкалу критериев
(например, 10-балльная шкала). Среди критериев должны быть детально учтены
все позиции. Например:
·
регулярность посещения библиотеки;
·
соблюдение правил пользования библиотекой;
·
своевременный возврат взятой в библиотеке
литературы;
·
аккуратное обращение с книгой и т.д.
Для
организации и проведения конкурса создаётся Оргкомитет, который определяет
порядок, сроки проведения конкурса, разрабатывает положение о конкурсе.
Оргкомитет утверждает состав жюри.
Подведение
итогов и награждение лучших читателей проходит на специально подготовленном
празднике.
Победители кроме дипломов и призов могут
получить и особые права и привилегии (например, самостоятельно выбрать книгу в закрытом
фонде, взять новую книгу в первую очередь, взять домой книгу из читального зала
и др.)
Фотографии
лучших читателей года можно оформить в специальный рукодельный большеформатный красочный
памятный альбом (книгу), разместить на стене, представив их в виде пассажиров мчащихся автомобилей, идущих
на всех парусах кораблей и т.п.
Составитель: Н. А. Дабарская,
зав отделом ЦГДБ имени С. Т. Аксакова г. Трехгорный
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить