среда, 15 августа 2012 г.

Мастер -класс



Методика подготовки

Мастер-класс – это одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Идея мастер-класса заимствована из практики музыкантов и художников и стоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приемы работы широкому кругу подготовленных в большинстве своем слушателей.
Мастер-класс – это показательное занятие признанного мастера для специалистов, обучающихся без отрыва от производства. Участники мастер-класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают для себя что-то новое, неизвестное.
Основные преимущества мастер-класса – это уникальное сочетание индивидуальной работы с возможностью приобретения и закрепления практических знаний и навыков, развитие гибкости мышления.
Задача мастер-класса двояка. Во-первых, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на мастер-классах специалисты делятся некоторыми своими профессиональными секретами, которые могут помочь опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым – открыть новые привлекательные грани выбранной специальности.
 Целью проведения мастер-класса является демонстрация достижений специалиста как подлинного мастера в своей области. Мастерство – это всегда высокий профессионализм, большой и разнообразный опыт определенной деятельности, обширные познания теории и практики в конкретной сфере. Мастер своего дела всегда отличается индивидуальностью, особым стилем, неподражаемым результатом своей деятельности. Не отрицая традиций, норм, образцов, общепринятых стандартов, мастер выражает свои личностные качества, этические и эстетические идеалы, стремясь достигнуть определенных вершин в том или ином виде деятельности.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил. В большинстве своем она основывается на педагогической интуиции специалиста и творческой восприимчивости слушателя.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». На мастер-классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем мастера, который внимательно выслушает и ответит на его вопросы. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю – вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм и методов обучения.
 Мастер-класс сродни семинару: и там и здесь специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Но, в отличие от семинара, который может продолжаться несколько дней, мастер-класс – это всегда однодневное мероприятие.
Мастер-классы могут отличаться по предмету предлагаемой деятельности, например:
1.     Обзор актуальных проблем и технологий.
2.     Различные аспекты и приемы использования технологий.
3.     Авторские методы применения технологий на практике.
4.     Тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.

В ходе мастер-класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
-участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Мастер-класс по формуле «Как? Для кого? Чему научат?»
Как? На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, разве что их отдельные элементы. Вместо этого – масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, такое мероприятие не должно быть скучным, должно заинтересовать, «зацепить» слушателя.
Для кого? Мастер-классы будут особенно полезны для тех, кто хочет разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую программу, освоить оригинальную технологию, методику, прием да и просто повысить свое профессиональное мастерство.
Чему научат? Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Зато здесь можно сделать несколько иных вещей, не укладывающихся в формат традиционных способов передачи профессионального опыта.
На мастер-классе наверняка будут:
- описание общего алгоритма работы;
- разбор одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные разборы в своей работе;
- обратная связь для участников: можно принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развернутый комментарий;
- рассказ о том, как создать портфолио и как эффективнее им пользоваться;
Ответы мастера на интересующие слушателей вопросы.

Условия проведения мастер-класса
Время проведения мастер-класса разнится от случая к случаю. Обычно он занимает от нескольких часов до целого дня, в зависимости от количества участников, помещения, оборудования, даже климата и времени суток.
Необходимо организовать:
 - удобное для проведения занятий помещение;
- технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон и т. Д.;
- канцелярские принадлежности(ватман, маркеры и т. д);
- воду, чай, кофе для использования в перерыве.

Подготовлено по материалам статьи: Кленова Н. В. Как провести мастер-класс. От теории к практике // Открытый урок : методики, сценарии, примеры. – 2010. -  № 3. – С.13-21

6 комментариев:

  1. Наталья, спасибо за столь подробные разъяснения. Очень нужный материал. Когда у нас общегородские семинары работников культуры (в т.ч. библиотекарей) проходят в выставочном зале, то здесь всегда есть мастер-класс, на котором опытные специалисты учат нас декоративно-прикладному творчеству: то оригами, то изделия из соломки,то рисование. Вначале немного теории, а потом практика. всё мы делаем сами, своими руками. К концу мастер-класса (4-5 часов он длится) мы получаем готовое изделие (кто не успел - доделывает дома). Через собственные ручки познаем азы декоративно-прикладного творчества. Очень интересно всегда.

    ОтветитьУдалить
  2. Вот здорово! У нас к сожалению такого нет. А ведь как важно научиться, вот так - между делом,что-нибудь творить руками. И в практике, наверное, очень пригождается. Я бы тоже так хотела

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо! Мне как раз актуально. А то предложили сделать что-то вроде мастер-класса, только-только наметила поискать теорию :-)

    ОтветитьУдалить
  4. И для нас - методистов, некоторые формы иногда настолько пересекаются, что иногда задумываешься, а в чем же разница между этим и вот этим?)
    Спасибо Кленовой Н.В и Вам, Наталья, за эту статью!

    ОтветитьУдалить
  5. Очень рада, что пригодится. В ваших блогах я тоже нахожу много интересного и важного для себя

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо автору за полезный материал! Приглашаем на Мастерские для школьных библиотекарей, проводимые в рамках конфернции Новая школа: Мой маршрут (Интел+АПКРО) http://edugalaxy.intel.ru/?showforum=20 Вроде соответствуют!

    ОтветитьУдалить