Методика
подготовки
Мастер-класс
– это одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Идея
мастер-класса заимствована из практики музыкантов и художников и стоит в том,
что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приемы работы широкому
кругу подготовленных в большинстве своем слушателей.
Мастер-класс
– это показательное занятие признанного мастера для специалистов, обучающихся
без отрыва от производства. Участники мастер-класса повышают свою квалификацию,
приобретают новые знания и часто открывают для себя что-то новое, неизвестное.
Основные преимущества
мастер-класса – это уникальное сочетание индивидуальной работы с возможностью
приобретения и закрепления практических знаний и навыков, развитие гибкости
мышления.
Задача
мастер-класса двояка. Во-первых, это посвящение в секреты избранной
специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным
истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на
мастер-классах специалисты делятся некоторыми своими профессиональными
секретами, которые могут помочь опытным слушателям в совершенствовании своей
профессиональной деятельности, а молодым – открыть новые привлекательные грани
выбранной специальности.
Целью проведения
мастер-класса является демонстрация достижений специалиста как подлинного
мастера в своей области. Мастерство – это всегда высокий профессионализм,
большой и разнообразный опыт определенной деятельности, обширные познания
теории и практики в конкретной сфере. Мастер своего дела всегда отличается
индивидуальностью, особым стилем, неподражаемым результатом своей деятельности.
Не отрицая традиций, норм, образцов, общепринятых стандартов, мастер выражает
свои личностные качества, этические и эстетические идеалы, стремясь достигнуть
определенных вершин в том или ином виде деятельности.
Методика
проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил. В
большинстве своем она основывается на педагогической интуиции специалиста и
творческой восприимчивости слушателя.
Принцип
мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». На мастер-классе
всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и
благожелательным контролем мастера, который внимательно выслушает и ответит на
его вопросы. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю –
вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм и методов обучения.
Мастер-класс сродни семинару: и там и здесь
специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на
практике новую технологию или метод. Но, в отличие от семинара, который может
продолжаться несколько дней, мастер-класс – это всегда однодневное мероприятие.
Мастер-классы
могут отличаться по предмету
предлагаемой деятельности, например:
1. Обзор
актуальных проблем и технологий.
2. Различные
аспекты и приемы использования технологий.
3. Авторские
методы применения технологий на практике.
4. Тонкости,
нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в
конкретных задачах.
В ходе
мастер-класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
-участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы,
вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению
обсуждаемых проблем.
Мастер-класс по формуле «Как? Для
кого? Чему научат?»
Как?
На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, разве что их отдельные
элементы. Вместо этого – масса практических примеров, рекомендаций, технических
приемов работы. А самое главное, такое мероприятие не должно быть скучным,
должно заинтересовать, «зацепить» слушателя.
Для кого?
Мастер-классы будут особенно полезны для тех, кто хочет разработать свою
концепцию, иметь собственную авторскую программу, освоить оригинальную
технологию, методику, прием да и просто повысить свое профессиональное
мастерство.
Чему научат?
Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности
ограничены. Зато здесь можно сделать несколько иных вещей, не укладывающихся в
формат традиционных способов передачи профессионального опыта.
На
мастер-классе наверняка будут:
-
описание общего алгоритма работы;
-
разбор одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно
использовать подобные разборы в своей работе;
-
обратная связь для участников: можно принести на мастер-класс свою работу и
получить по ней развернутый комментарий;
-
рассказ о том, как создать портфолио и как эффективнее им пользоваться;
Ответы
мастера на интересующие слушателей вопросы.
Условия
проведения мастер-класса
Время
проведения мастер-класса разнится от случая к случаю. Обычно он занимает от
нескольких часов до целого дня, в зависимости от количества участников,
помещения, оборудования, даже климата и времени суток.
Необходимо организовать:
- удобное для проведения занятий помещение;
-
технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон,
магнитофон, видеомагнитофон и т. Д.;
-
канцелярские принадлежности(ватман, маркеры и т. д);
-
воду, чай, кофе для использования в перерыве.
Подготовлено по материалам статьи: Кленова Н. В. Как провести
мастер-класс. От теории к практике // Открытый урок : методики, сценарии,
примеры. – 2010. - № 3. – С.13-21
Наталья, спасибо за столь подробные разъяснения. Очень нужный материал. Когда у нас общегородские семинары работников культуры (в т.ч. библиотекарей) проходят в выставочном зале, то здесь всегда есть мастер-класс, на котором опытные специалисты учат нас декоративно-прикладному творчеству: то оригами, то изделия из соломки,то рисование. Вначале немного теории, а потом практика. всё мы делаем сами, своими руками. К концу мастер-класса (4-5 часов он длится) мы получаем готовое изделие (кто не успел - доделывает дома). Через собственные ручки познаем азы декоративно-прикладного творчества. Очень интересно всегда.
ОтветитьУдалитьВот здорово! У нас к сожалению такого нет. А ведь как важно научиться, вот так - между делом,что-нибудь творить руками. И в практике, наверное, очень пригождается. Я бы тоже так хотела
ОтветитьУдалитьСпасибо! Мне как раз актуально. А то предложили сделать что-то вроде мастер-класса, только-только наметила поискать теорию :-)
ОтветитьУдалитьИ для нас - методистов, некоторые формы иногда настолько пересекаются, что иногда задумываешься, а в чем же разница между этим и вот этим?)
ОтветитьУдалитьСпасибо Кленовой Н.В и Вам, Наталья, за эту статью!
Очень рада, что пригодится. В ваших блогах я тоже нахожу много интересного и важного для себя
ОтветитьУдалитьСпасибо автору за полезный материал! Приглашаем на Мастерские для школьных библиотекарей, проводимые в рамках конфернции Новая школа: Мой маршрут (Интел+АПКРО) http://edugalaxy.intel.ru/?showforum=20 Вроде соответствуют!
ОтветитьУдалить