26 апреля в нашей библиотеке прошла областная ярмарка методических идей "Палитра инноватики в детской библиотеке". Старались выдержать сие мероприятие в действительно ярмарочном стиле. Понятно, использовали и старорусский стиль шрифтов в текстах, и растяжки типа "Добро пожаловать на Ярмарку", и чай для гостей у самовара, и... Что об этом рассказывать, так все делают. А мы вот еще что придумали...
Придумка первая.
Театрализованная экскурсия по библиотеке в ярмарочном стиле
"Ах, идеи хороши! Предлагаем от души..."
(помнится, перед ярмаркой пыталась я найти в Интернете ярмарочно-библиотечный сценарий, чтобы облегчить себе жизнь,да безуспешно. Так и пришлось свой писать :) Вот, что получилось
Действующие лица: Скоморохи(2), Коробейники (3), библиотекари ( рассказывают о своих отделах обслуживания), сказочные герои-"хозяева" залов (Кот Ученый, Пес Шарик, Чебурашка, Незнайка, Синеглазка, Настенька и др.)
«Что
умеете хорошего, то не забывайте,
а
чего не умеете, тому учитесь».
(Поучение
В.Мономаха своим детям)
Гости
- в зрительном зале. Официальное открытие ярмарки. Кулисы перед сценой закрыты.
Директора последние слова:…
А какая ярмарка без шуток-прибауток?!
Даже если речь идет о совершенно серьезных вещах…
Слышится
нарастающий ярмарочный гомон, шум большой толпы.
Из-за правой
стороны кулис выглядывает голова первого скомороха, радостно и удивленно
оглядывает зал, строит радостные гримасы
1: Почтеннейшие господа!
Над
ним появляется голова второго скомороха
2: Пожалуйте к нам сюда!
Первый
сразу после появления второго скрывается, чтобы появиться (очень быстро) в
центре, между кулис.
1: Уже выставлен товар!
Рядом, спиной к спине, появляется второй
2: На наш ярмарочный базар!
Начинают раздвигать кулисы.
1: Товарец важный…
2: Похвалит его купец каждый!
Раздвинув кулисы показывают рукой в центр
сцены (На
сцене оформлена ярмарочная площадь)
Оба вместе: Пожалуйте!
Шум толпы снова усиливается. Проходка по
сцене коробейников (выходят по очереди с разных сторон сцены, расхваливают свой товар на ходу,
уходят в противоположную сторону).
Коробейник 1: Эй,Федорушки! Варварушки!
Отпирайте сундуки!
Выходите к нам, сударушки,
Выносите пятаки!
2: Есть у нас мыла пахучие - По две гривны за кусок, Есть румяна нелинючие - Молодись за пятачок! |
3: Видишь, камни самоцветные В перстеньке как жар горят. Есть и любчики заветные - Хоть кого приворожат!(Некрасов Н. "Коробейники") |
«Вспыхивает» веселая музыка в русском стиле. Русский
танец.
После танца: с одной
стороны на сцену выходит, изображая важного господина (цилиндр, фрак поверх скоморошьего), Скоморох 1. С другой стороны, изображая
торговца, выходит с коробейным лотком Скоморох 2 .
1: Чем торгуете?
2:
Пирогами да блинами, да сушеными грибами
1: Фу, как не интеллигентно
2: Не интеллигентно?
1: Не современно
2: Не современно?
1. А то! Счас никого твоим товаром не удивишь.
Надо идти в ногу со временем!
2. Во как!.. Так пошли. А куда время-то идет?
Далёко?
1. Кому далеко – всю жизнь дойти не может, хоть
через дорогу проживает, а кому близко –
каждый день бывает. Про ярмарку идей че-нить слыхал?
2. Слыхать–слыхивал,
да ушам не верил. Неужто ж и в правду – то, что голова выдумала, да язык
наплел, теперича продают?
1. Ну, где продают, а где даром раздают…
2. Это ж где тако?
1. Да в детской библиотеке Аксакова
2. (разочарованно):
А-а-а… Так я там бывал, (начинает
загибать пальцы) про "Читай-компанию" слыхал, в «Нескучайке» играл…
1. (перебивает):
Фу ты - ну ты! Бывал он!... Давно видно дело было. Там теперь столько всего
нового, что и не упомнишь (шарит по карманам, вынимает листок). Вот слушай...
Читает: «За последний год в детской библиотеке Трехгорного произошли серьезные перемены. Связано это с присвоением ей имени, имени Сергея Тимофеевича Аксакова. Библиотека, оставаясь центром творческого чтения, стала действительно аксаковской. Коллектив активно развивает идеи, близкие самому Аксакову: идеи дружбы, творчества, семейного воспитания, любви к родному языку и литературе. В библиотеке появился Аксаковский литературный зал, зал литературы для родителей и педагогов, полностью поменялся облик абонемента и игрового зала для малышей…»
Во
время чтения второй скоморох периодически удивляется, произнося: «Да ну…», «Ну и ну», «Вот так дела…»
2. (перебивает):
Да хватит тебе. Читать научился – не остановишь. Лучше один раз увидеть…
1.Ладно, считай, уговорил (сбрасывает с себя атрибуты важного господина,
второй смотрит на первого и избавляется от лотка).
2.(бросая лоток произносит): Эх, была-не была! Идеи
с пылу с жару - важней любого товару!
Переодевшись,
встают к краю сцены, кланяются в пояс
гостям.
1 и 2
вместе: Милости просим, гости
дорогие, и вы с нами...
Скоморохи ведут
гостей на 2 этаж библиотеки, останавливаются в холле. Все двери закрыты.
Скоморохи
кричат:
1.
Эй, купцы-молодцы!
2.
Эй, молодушки-лебедушки!
1.
Лавки открывайте!
2.
Дорогих гостей встречайте!
1.
Идеями своими ублажайте!
2.
Лучшее доставайте! (важно, чтобы последние две фразы прозвучали, когда все гости окажутся
на 2 этаже, потому что на последнем слове двери залов должны синхронно
распахнуться)
Все
двери залов открываются одновременно. Из каждой двери слегка кланяется и делает легкий
пригласительный жест тот, кто будет рассказывать о зале. Предположительно –
библиотекарь, в обычном костюме, но в наброшенном на плечи русском платке.
Библиотекарь:
Добро пожаловать в читальный зал. (гости входят в читальный зал) Зал межвозрастной, называется «Вопросилия». Символ нашего зала Кот
Ученый.
В
зале за столом, обложенный стопами энциклопедий, сидит Кот Ученый. Увидев
гостей поднимается.
Кот Ученый:
Простите, не встретил. Мурр-мяу! Эрудицию повышаю – зачитался. Разрешите
представиться: Кот Учёный. Тот самый, который «идёт направо, песнь заводит,
налево – сказку говорит». Имею ученое звание. Могу констатировать, что этот зал
действительно читальный, или говоря, научным языком, справочно-информационный.
И надо сказать, что местные специалисты научились виртуозно выполнять справки,
и изобрели множество способов напитывать детские головы информацией.
Библиотекарь:
Спасибо, уважаемый Кот, за добрые слова. Попробую их подтвердить (следует рассказ о возможностях читального
зала, читательских зонах)
Во
время рассказа библиотекаря Кот Ученый периодически поддакивает: «Да,
именно так», «Именно это я и имел в виду», «Совершенно точно, коллега»
В
конце своего рассказа библиотекарь обязательно упоминает «заслуги» Кота:
Библиотекарь: …
и во всем этом нам помогает Кот Ученый. Именно он придумал правила пользования
компьютером, сообщает нашим читателям обо всех новостях, и даже интересуется их
настроением при выходе из читального зала.
Кот Ученый:
Ну что вы, что вы… Мурр-мяу! Мне это в удовольствие. Совсем
засмущали. Мурр-мяу!.. Позвольте, я вернусь к своим занятиям. (садится, углубляется в чтение)
Позади
гостей слышатся голоса скоморохов.
1.
Ну как тебе зал вопросов и ответов?…
2. Вещь. Слушай,
если вопрос у дитенка-ребятенка появится, значит он сюда прибежит... А если
вопрос как этого, так сказать, эрудита
воспитывать у его папочки-мамочки возникнет? Куда им бежать?
1.
Айда покажу. Есть тут одно местечко...
Подводят гостей к залу педагогической литературы.
1.
Вот. Зал для родителей и педагогов.
«Взрослития»
2.
Чудное какое-то название…
Библиотекарь:
А ты обрати внимание, что название состоит из частей и тебе все станет понятно.
«ВросЛит» – это значит взрослая литература, «и я» – это значит, что в этом зале
ждут не только взрослых, но и юных читателей.
Библиотекарь:
Милости просим в наш зал.
1
и 2 вместе: Эх, народ честной, проходи, не
стой!
Библиотекарь
рассказывает о зале. Скоморохи тоже входят в зал и устраиваются за столом.
Увлеченно собирают лего, и рисуют газету
и т.п. Библиотекарь заканчивает рассказ.
1.
Ну, все-все, нам дальше пора.
2.
Да подожди ты….
1. (дергает за рукав второго):
Совесть имей: у нас же гости
2. (нехотя, вздыхая):
Ладно… (уже с другой веселой интонацией)
Слушай, а мне «ВзросЛит иЯ» понравилась. Особенно это «и я». Эх, я б тут
поиграл…
1. Не
боись…Я тебе сейчас лавку покажу, где игр столько, что до ночи не переиграешь
2. Здорово!
Скоморохи ведут гостей в
«Подрастайку».
Перед дверью уже стоит группа детей
(Незнайка(Знайка), Синеглазка (Кнопочка), пес Шарик, Карлсон, Чебурашка). При
виде выходящих из педагогического зала гостей они начинают прыгать, хлопать в
ладоши и кричать: «Идут, идут», «К нам гости идут», «Ура!». Забегают в зал
перед гостями. Встают также группкой в центре.
Библиотекарь:
Что это вы расшумелись?... Здравствуйте уважаемые гости! Извините за
некоторую несдержанность, но в нашем
зале игры и творчества столько событий, что моим друзьям не терпится о них
рассказать.
Чебурашка(выходит вперед):
Во-первых, у нас новоселье! К нам из «Нескучайки» навсегда прилетел Карлсон…
Карсон
машет рукой: Дело-то житейское…
Чебурашка: …Из Цветочного города, что был на абонементе «Любознатик», переселились
все малыши и малышки
Незнайка и Кнопочка
машут руками: Привет!
Чебурашка.
Нам вместе очень весело и мы придумали новые игры...
Остальные герои кричат: Мы
сами расскажем, сами, сами...
Шарик: Мы
вот с Матроскиным, например, газету учредили. «Лапы, уши, два хвоста»
называется, в нашу с Матроскиным честь, так сказать… У нас два отдела:
«Мастерилка» и «Сочинялки». В «Мастерилке» Матроскин хозяйничает, учит ребятишек, понимаете, крестиком вышивать и прочую красоту руками
мастерить. А я с друзьями литературным
творчеством увлекся. Живем дружно –
совместный труд объединяет. А что получается – в газету оформляем и перед нашим
залом всем показываем. Поинтересуйтесь! Кстати, Лапам и Ушам требуются сотрудники
и корреспонденты. Кто желает, пожалуйте. Всех примем
Незнайка(Знайка):
А мы с мылышами и малышками Мульт-студию открыли.
Кнопочка:
Только мы не мультфильмы делаем, а мульткартины.
Незнайка:
Ага. Много-много ребят рисуют эту картину, а потом в нее играют…
Кнопочка: потому
что все части у нее подвижные.
Незнайка:
и вообще в нашей маленькой мульт-студии
занятий так же много как в настоящем мультике - картинок…
Кнопочка:
можно отгадывать, решать, рисовать, вырезать, прикладывать, отгадывать,
придумывать…
Незнайка: а
еще читать энциклопедии и узнавать про все на свете.
Карлсон: А
я, лучший в мире выдумщик и фантазер. Моя самая любимая игра – в уголки. Вот тут
устроил я для ребят уголок с
секретом, а тут - уголок с настольными играми, а еще уголки для игр в кукольный театр, в школу, в библиотеку. Ух,
у меня столько идей!
Герои начинают кричать: И
у меня... И у меня… А можно мы поиграем?
Библиотекарь: Еще
одна отличная идея. Конечно, поиграйте. А я завершу ваш рассказ (дети
расходятся по своим зонам (хотя можно не
только по своим) и занимаются играми. Библиотекарь делает выводы из сказанного
героями, в частности о том, что зал предназначен для игры и творчества в самых
разных его проявлениях, что в нем столько-то читательских зон и т.п. и
несколько слов о тех зонах, о которых герои не рассказывали, рассказывает о
мероприятиях, которые здесь проходят)
Скоморохи на заднем плане, Скоморох 1
читает книжку.
2: Нет, ну ты глянь на него. Народ
играми интересуется, а он в книжку уткнулся.
Э-эй… Чего читаешь-то?
1:
Стихи. Слушай, как сказано-то: «Чем дальше в будущее входим, / Тем больше прошлым
дорожим…»( Вадим Шафнер) О как!
2: К чему это ты?
1: А к тому. Эта библиотека и в
ногу со временем шагает, в отличие от некоторых (имеет ввиду второго скомороха и показывает это гримасой), и
прошлым дорожить умеет.
2: Это как это?
1: Сейчас узнаешь. Айда в Аксаковский литературный. Тут рядом, за
углом…
Идут
к Аксаковскому залу. Скоморохи
при входе кричат:
1. Эй, хозяева! Встречайте!
2.Чем
богаты – привечайте!
1. Да ведите рассказ без всяких
прикрас!
Библиотекарь
выходит: Чем богаты, тем и рады. Добрый
день, гости званные и желанные!
…
Рассказ
библиотекаря о зале.
Скоморохи
ходят по залу, в последнюю очередь подходят к выставке про «Аленький цветочек»
и рассматривают ее до окончания рассказа библиотекаря.
2. Чудеса….
Уважаемая, (обращается к библиотекарю),
где у вас тут сказку про аленький цветочек выдают. Почитать больно охота...
Библиотекарь:
Так на абонементе
Второй скоморох пытается задать
вопрос, но первый его перебивает
1.
Пошли, я знаю, где это. Кстати, я
тебе сейчас сюрприз делать буду.
2.
Сюрприз говоришь? Пошли тогда
Спускаются на 1 этаж по белой лестнице, на которой
оформлен «Музей старых идей»
1.
Не понял… куда это мы попали? Это и
есть сюрприз?
2.
Сюрприз, но не для тебя, а для наших
гостей. Это Музей старых идей.
Передвижная, так сказать, экспозиция. Для самостоятельного, так сказать,
изучения
1.
А-а! Для самостоятельного изучения?
Ладно, потом вернусь, посмотрю.
Подходят к двери абонемента «Любознатик».
1.
А вот теперь - сюрприз. Закрой глаза
Второй скоморох закрывает глаза. Входят на абонемент
1.
Ну, открывай глаза-то…
Скоморох 2 открывает один глаз, потом второй, испуганно оглядывается
по сторонам.
2: Где это
мы, куда это попали? В сказку никак?
Выходит Настенька.
Настенька:
И то верно. В сказку. «Аленький цветочек»
Скоморохи кланяются: Здравствуй, свет-Настенька
Настенька: Здравствуйте
и вы, люди добрые. Вижу ваше удивление. Все здесь как в моей сказке. Здесь вот (показывает) Волшебный сад, в котором
стоит замок суженого моего. Собрали мы в нем сказки писателей разных народов,
стран и времен.
А это корабль моего батюшки, готовый к отплытию. Нагружен он
богатствами несметными - самыми любимыми книгами детей. Поплывет он в страны
заморские, попадет в города чудесные.
Вот один вы видите на этой стене. Волшебный город, ученый, побываешь в нем -
обо всем на свете узнаешь. Уживаются в нем удивительные явления и науки,
физикой, химией, математикой называемые, и существа всякие: земные и неземные,
водные и подводные.
Есть у нас и лес дремучий. Живет в нем колдунья старая, она
за народными сказками присматривать поставлена
Скоморох 1:
А это что ж за кольцо такое? (показывает
на навигатор)
Настенька:
А это - Кольцо заветное, которое
помогало мне в мгновение ока домой переноситься. Теперь оно, сказочным образом
увеличено, и поставлено на службу нашим гостям.
Скоморох 2:
Сказка!..
1: Сказка
былью стала. Здесь, между прочим,
маленький народ книжки выбирает, взрослые – библиотекари - их встречают.
В разговор вступает библиотекарь и делает
дополнения об абонементе, о Навигаторе по фонду в частности.
2: А это
что за дверь?
Заглядывает в дверь на старший
абонемент.
2: Ух,
ты!.. Там еще больше книжек.
Библиотекарь:
А это ты подсматриваешь уже на старший абонемент. Давайте я вас туда провожу
Библиотекарь ведет гостей на старший
абонемент. Скоморохи сзади.
Библиотекарь рассказывает о старшем абонементе.
2: Это
не библиотека, а нескучный сад получается. Точно! Нескучный книжный сад (делает акцент на слове «книжный»)
1: Ха! Интересно, что ты скажешь, когда в зрительный
зал попадешь?
2: Вот
попаду, тогда и узнаешь, что скажу
Ведут гостей в «Театразилию». Около
сцены проговаривают слова, усаживаются среди зрителей.
1: Дорогие
гости располагайтесь
2: Ну, чего
я еще не видел в этой библиотеке? Показывай!
Из-за кулис выходят Мальвина и Пьеро
Вместе:
Добрый день
Пьеро:
Вас
приветствует детский образцовый литературный
театр «Открытая книга»!
Мальвина: Совсем недавно
мы отпраздновали 20-й день рождения нашего
любимого театра!
Пьеро: О! Это были прекрасные 20 лет. Я
расскажу вам о них…
Мальвина: Что ты… Это
займет весь день до вечера. Об истории театра с удовольствием расскажут наши
театральные предметы: Театральный календарь (показывает
рукой), «Открытая книга» (показывает), свечи на праздничном
торте, наши дипломы и плакаты...
Пьеро: Ну, давай хотя
бы скажем, что…
Мальвина: За 20 лет
театром поставлено 75 спектаклей, каждый из которых был показан 5-6 раз! Их
увидело более ста тысяч зрителей!
Пьеро: Наш театр - лауреат семи
конкурсов, зонального, областного и международного уровня.
Мальвина: Наш театр, за
высокий художественный уровень репертуара и исполнительское мастерство, уже три
года носит звание «Образцовый»!
Пьеро: Наш театр в
2008 году был награжден Министерством культуры области поездкой в
Санкт-Перербург.
Пьеро: Наш театр не
раз выступал на сценах Трехгорного-1, Бакала и Уфы.
Мальвина: Наш театр –
участник XXI Международного Аксаковского фестиваля
Мальвина: В нашем
театре открыты 2 возрастные студии, в
которых занимается 60 ребят
Пьеро: Некоторых из них вы сегодня уже
видели. Друзья выходите.
Выходят все участники театрализации.
Скоморох 2 поднимается с места, тянет за рукав первого.
2: Айда к ним! Для нас лучше места, чем в этом театре, и не
придумаешь.
1: И то! Хватит скоморохов играть!
Пора Гамлета пробовать…
Мальвина и Пьеро: Идите к нам!
Добро пожаловать
Скоморохи вбегают на сцену и встают среди других актеров.
Автор: Н. А. Дабарская
Потрясающе:-)))
ОтветитьУдалитьОсобенно классический тезис "Библиотека... стала действительно аксаковской" и неожиданный аргумент к нему: "Коллектив активно развивает идеи, близкие самому Аксакову: идеи дружбы, творчества, семейного воспитания, любви к родному языку и литературе".
Какие вы все молодцы и умницы!
Наталья, спасибо. Правда, Вашу оценку "потрясающе" я склонна воспринять как несколько ироничную. Потому как ничего особенного ни в тезис, ни в последующую фразу не вкладывалось. А лишь необходимо было подчеркнуть, что библиотека совершила "перезагрузку". А вот некоторые связки между эпизодами сценария мне и самой симпатичны.
УдалитьВот и пиши людям добрые слова от всей души...
УдалитьВ таком случае рада извиниться. Видно все дело в издержках письменного стиля
УдалитьВсё дело в том, что кто-то слишком подозрительный:-)
УдалитьН.А.ta Дабарская, примите СЕРДЕЧНУЮ НАГРАДУ от блога БиблиоМенеджер http://bibliomenedzer.blogspot.com/ Желаю удачи, творческих успехов, семейного благополучия!
ОтветитьУдалитьСегодня впервые попала на ваш блог. Я в восторге. Такого количества интересного материала (для меня) не встречала. Спасибо.
ОтветитьУдалитьСпасибо. Стараемся:)
УдалитьМатериалы - супер!!! Продолжайте в том же духе!!!
ОтветитьУдалитьЕсть!
ОтветитьУдалить