Добро пожаловать в БЛОГ БИБЛИОТЕЧНЫХ МЕТОДИК. Классические и инновационные библиотечные методы и приемы работы с читателями, обобщения опыта, а также авторские разработки специалистов детской библиотеки им. С.Т. Аксакова г. Трехгорного и многое другое полезное в библиотечном деле - вот контент нашего блога. Заходите, читайте! ВЫ ХОТИТЕ ОПУБЛИКОВАТЬ НАШИ МАТЕРИАЛЫ ИЛИ ФРАГМЕНТЫ ИЗ НИХ? МЫ ПРИВЕТСТВУЕМ ЭТО, НО ПРОСИМ ОБЯЗАТЕЛЬНО СООБЩИТЬ НАМ О СВОЕМ ЖЕЛАНИИ, А ТАКЖЕ СДЕЛАТЬ АКТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Страницы
▼
понедельник, 15 августа 2011 г.
Концепция развития творческой читательской деятельности в условиях детской библиотеки
Чтобы у друзей и гостей блога сложилось целостное впечатление о деятельности нашей библиотеки, предлагаем фрагмент Концепции ЦГДБ им. С. Т. Аксакова.
Идейные основы концепции были заложены 20 лет назад, в самом начале девяностых прошлого, как вы понимаете, столетия (генераторы идеи – Любовь Александровна Анискина, директор библиотеки; Ольга Павловна Ирзун, гл. библиотекарь и др.). Так что у коллектива было достаточно времени, чтобы поработать в данном направлении, апробировать многое, многое и многое на практике и доказать жизненность идеи развития библиотеки как центра творческой читательской деятельности. Таким образом, концепция окончательно сформировались к началу 2000 года. Свои письменные очертания (которые вы и видите перед собой) концепция обрела в 2001 году (составитель – автор блога)
… II. Детская библиотека – центр формирования творческой читательской деятельности
В настоящей концепции понятие творческой читательской деятельности и цели детской библиотеки, как центра по её формированию, определяются следующим образом.
Под формированием творческой читательской деятельности (личности) понимается система действий, направленных на создание условий для воспитания у детей:
• читательской культуры;
• информационной культуры;
• социального поведения, т. е. собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества.
Эти общие цели конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в процессе библиотечного обслуживания, как индивидуального, так и группового:
• качеств, обуславливающих творческую читательскую деятельность: эмоций, воображения, образного и аналитического мышления, памяти;
• других качеств, составляющих структуру личности: интеллекта, познавательных способностей, характера, темперамента, волевых качеств;
• мотиваций к чтению;
• навыков самостоятельного поиска информации;
• способности творчески воспринимать текст и творчески переосмысливать прочитанное;
• умений реализовывать полученные знания и идеи в других видах деятельности;
• коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
При этом развитие перечисленных выше качеств, способностей, знаний, умений и навыков, должны обеспечиваться на всех ступенях развития ребёнка в детской библиотеке, соединяя общую логику возрастного развития. В то же время общие задачи развития должны конкретизироваться применительно к каждой возрастной ступени на материале содержания соответствующих программ творческого развития читателей. Соблюдение этого принципа позволит обеспечить непрерывность и преемственность творческого развития читателя.
Читать - значит творить
Творческий потенциал заложен в каждом человеке, в том числе и в области чтения. Положительное отношение к чтению
начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. Роль детской библиотеки состоит в том, чтобы помочь ребёнку обнаружить, раскрыть и реализовать его.
Структура творческой читательской деятельности
Но творческая читательская деятельность не исчерпывается только понятием «чтение», она гораздо шире. Творческая читательская деятельность представляет собой взаимодействие индивида с письменными формами знаковой информации в ходе её разыскания, приёма и переработки. Она обладает сложной структурой, в которой можно выделить:
1) Мотивационный этап:
- предпосылки и причины чтения
Мотивация служит регулятором читательской направленности и поведения и находится в постоянной динамике. Она обладает свойством, как развиваться, так и угасать, что связано с механизмом эмоциональной коррекции: в случае несоответствия мотивации реальным условиям направленность деятельности меняется.
2) Операционный этап:
- поиск, в том числе выбор;
- чтение, собственно взаимодействие с текстом;
- послетекстовую переработку информации;
- переход в другие виды деятельности и структуру личности.
Данные процессы протекают не по жёсткому алгоритму, и указанные этапы обладают свойством взаимопроникновения.
Пользование библиотекой можно рассматривать как самостоятельную автономную деятельность в читательской структуре: она отличается и мотивационной, и операционной сторонами и способна превратиться в мощный стимулятор читательской деятельности в целом.
III. Основные направления практической деятельности детской библиотеки по воспитанию творческого отношения к чтению
Пространство развития: организация и оформление библиотечного пространства
Ведущая идея, реализуемая коллективом нашей библиотеки – создание библиотеки как территории добра, творчества, свободного самовыражения личности. Библиотечное пространство призвано обеспечить свободу выбора разнообразных форм деятельности, быть легко обживаемым любым её посетителем, а интерьер - выглядеть как «приглашающий, заманивающий, располагающий к себе».
На абонементе решающее значение имеет наглядное оформление открытого доступа к библиотечному фонду, с одной стороны, раскрывающее перед детьми все богатство книжного мира, с другой – акцентирующее их внимание на наиболее интересных изданиях, полезных для общего развития и решения конкретных задач.
Читальный зал предназначен, прежде всего, для делового, обучающего и развивающего чтения, поэтому главное в его деятельности - создание надлежащих условий для продуктивных занятий детей с книгой, журналом, газетой, выделение зон для уединённого чтения, что особенно важно в отношении начинающих читателей – дошкольников и младших школьников.
Творческая активность у детей наиболее эффективно стимулируется свободой выбора занятий. На этом принципе основано создание в библиотеке игрового зала.
Игровой зал призван обеспечить ребёнку ту непринужденную, свободную обстановку, которая необходима для творчества, творческой игры. Предметы в этом зале подбираются с учётом того, чтобы контакт с каждым из них позволил ребёнку прочувствовать и пережить нечто важное для своего развития.
В структуру детской библиотеки органично вписываются такие новые подразделения, как медиазал и видеозал. Их оснащение современными техническими средствами даёт новые возможности в достижении стратегической цели библиотеки.
Чтобы активизировать творческую читательскую деятельность, целесообразно, прежде всего, определить, какие физические и психологические особенности того или иного возраста влияют на чтение детей, способствуют или, напротив, препятствуют их читательскому развитию, и с учётом этого попытаться выработать специфические для каждой возрастной группы методы. Тем более, что в последние годы границы читательской аудитории детской библиотеки значительно расширились.
В работе, индивидуальной и с группами читателей, используются разнообразные методы, формы и приёмы, объединённые общим термином - «педагогика сотворчества».
Библиотечные детские занятия отличает взаимопроникновение форм и методов. Но игра, как наиболее естественная форма активности ребёнка, в которой эффективно происходит развитие его эмоциональной и интеллектуальной сфер, занимает важнейшее положение. Особенно широкие возможности раскрывает сюжетная игра: игра-творчество, игра-размышление, игра-знакомство, игра-путешествие, игра-соревнование и т. д. Именно этот вид игры позволяет ребёнку почувствовать себя самостоятельным и инициативным; способствует развитию воображения через создание вымышленных ситуаций, в которых дети легко перевоплощаются в животных, сказочных и других персонажей. Кроме того, сюжетная игра позволяет ребёнку проникнуть в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему, заполняя этот мир эмоциями и значимыми для себя ролями и сюжетами.
Индивидуальная работа с читателями: формы и методы
В индивидуальной работе реализуется один из основных принципов воспитания творческого читателя – принцип индивидуализации чтения.
Индивидуальная работа с читателем даёт возможность выработать у него положительные мотивации к читательской деятельности. Как её субъекту, каждому ребёнку необходимо дать возможность самостоятельно осознать, зачем и что читать, предоставив ему, право выбора с самого раннего детства.
В индивидуальной работе с читателями используются как традиционные библиотечные формы (беседы, консультации), зарекомендовавшие себя как действенные и необходимые для творческого развития читателя, так и новые, разработанные коллективом, отвечающие специфике деятельности библиотеки.
В работе со старшими дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста эффективными являются такие формы, как:
• беседы с элементами игры;
• игровые книжные выставки;
•настенные игры и настольные игры-викторины;
• игровые читательские уголки;
• презентации книжных выставок и других форм;
•объёмные библиографические указатели в виде игрушек.
В индивидуальной работе с подростками приоритетными становятся диалоговые и информационные формы (диалоговые книжные выставки, тесты, информационные папки и др.), игра также присутствует, но приобретает более деловой, интеллектуальный характер.
Работа с группами читателей: формы и методы
Работа с группами читателей ведётся по двум направлениям:
- с организованными детьми (конкретными группами и классами, посещение которых организовывается воспитателями и педагогами)
- с неорганизованными детьми (детьми, которые приходят в библиотеку по собственному желанию)
В основе работы с группами читателей лежит система, образованная Программой развития творческой читательской деятельности.
Программа состоит из пяти разделов (подпрограмм), каждый из которых посвящён определённому возрасту и строится с учётом его психологических особенностей:
для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста;
для учащихся 1-2 классов.
для учащихся 3-4 классов;
для учащихся 5-6 классов;
для учащихся 7-9 классов.
Каждая из указанных подпрограмм рассчитана на один год и является логическим, продолжением предыдущей.
Дошкольный возраст. Основными задачами программы на данном, самом начальном этапе становления будущего читателя, являются:
• формирование мотивационной стороны его деятельности: положительного отношения к книге, чтению, библиотеке в целом;
• развитие качеств, обуславливающих творческую читательскую деятельность: эмоций, воображения, памяти, образного мышления, познавательных способностей.
Эти задачи можно решить с помощью цикла мероприятий игрового характера при регулярных (2 раза в месяц), организованных посещениях библиотеки группами детских садов. Форма мероприятий: игра-путешествие, игра-творчество, игра-наблюдение, игра в книгу, игра-спектакль, видеоигра, комментированный видеопросмотр.
Младший школьный возраст (1-4 класс). Основными задачами программы на этапе, когда ребёнок превращается из слушателя в читателя являются:
• укрепление, выработанных на предыдущем этапе, положительных мотиваций;
• достижение гармонии между мотивационной и операционной сторонами;
• стимулирование личностно-ориентированного чтения;
• развитие качеств, обуславливающих творческую читательскую деятельность: эмоций, воображения, памяти, образного и аналитического мышления, познавательных способностей, интеллекта.
Решению указанных задач способствуют, разработанные в рамках программы, тематические циклы: познавательного, литературного, морально-этического характера.
В свою очередь циклы наполняются такими формами, как:
• игра-путешествие;
•видеоигра ;
• игра-спектакль;
• комментированный видеопросмотр.
К этим уже ранее использованным формам добавляются новые:
• игра-соревнование;
•литературная викторина;
•видеовикторина
Подростковый возраст (5-9 кл.) На данном этапе читательского развития программа ставит перед собой следующие задачи:
• содействовать самоутверждению и становлению подростка, как личности;
• развивать качества, составляющие структуру личности: интеллект, познавательные способности, характер, темперамент, волевые качества;
• стимулировать личностно-ориентированное чтение.
Решение поставленных задач выполнимо через проведение циклов занятий познавательного, экологического, морально-этического, психологического, исторического направлений.
Наиболее эффективными формами для проведения занятий с читателями данного возраста являются:
• игра-соревнование;
• беседа;
• беседа с элементами игры;
• беседа-размышление;
• обзор литературы;
• комментированный видеопросмотр;
• ток-шоу;
• тематический вечер и др.
Как любой творческий труд является результатом свободной деятельности, так и творческая читательская деятельность вырастает из процесса свободного чтения, добровольного участия в игре, каком-либо общем деле. Поэтому в работе с неорганизованными читателями-детьми всех возрастов являются эффективными и оправданными такие оригинальные и сложные формы как:
•детский театр книжных представлений;
•клубы по интересам (а здесь обобщение опыта);
• воскресные секции по интересам;
• большие каникулярные программы.
Заключение
Детская библиотека, в полной мере используя весь спектр имеющихся у неё интеллектуальных, материальных и технических ресурсов, способна как никакое другое образовательное учреждение формировать творческую читательскую деятельность у детей всех возрастов. А поскольку творческая читательская деятельность – неотъемлемая часть общего развития ребёнка, формирующая структуру его личности, способствующая его социализации, стимулирующая осуществление им дальнейшей работы по самостроительству своего «я», то роль детской библиотеки невозможно переоценить.
Вот это ДА!
ОтветитьУдалитьУ меня просто слов нет. Чудо как хороша ваша кнцепция.
Какие же вы молодцы.
Меня особенно заинтересовали:
видеовикторина;
объёмные библиографические указатели в виде игрушек;
детский театр книжных представлений.
Буду признательна за ссылки или если со времнем напишите об этих формах работы в блоге.
Какая умница Библиотека, которая придумала Парад библиотечных блогов. Я очень рада встрече.
Мы не детская библиотека. И всю жизнь имели дело с юношеством. Но в 2003 году открылся у нас в библиотеке музеюшка. А музей и краеведение не знают возраста. Наш читатель заметно помолодел:) Осваиваем работу с мальками из началки. Мечта - Театр северной сказки. Надеемся, сбудется!
Большое-большое спасибо Вам за публикации в блоге. Узнала для себя много интересного. И полезного для работы.
Спасибочки Медведюшке за такие добрые слова!
ОтветитьУдалитьПо видеоиграм не обобщала, но разработки в блоге есть: видеоигра для малышей "Парад игрушечных собак": http://mei--blog.blogspot.com/search/label/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0,
видеовикторина "прогулка по Третьяковской галерее": "http://mei--blog.blogspot.com/search/label/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0"
библиографические указатели-игрушки:http://mei--blog.blogspot.com/search/label/%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8.
Теперь поняла, что надо в Концепцию добавить активные ссылки
Все! Для удобства сделала активные ссылки
ОтветитьУдалитьДа, активные ссылки - это то, что надо.
ОтветитьУдалитьВопросы иногда подсказками оказываются:)
Здорово у Вас получается всё по полочкам разложить!
Откройте страшную тайну, сколько лет в методистах зажигаете?
В ноябре 30 лет моей работы в библиотеке. Признаться, с такими методическими разработками, как Ваши, нечасто встречлась:)
Самой мне интереснее что-то придумать и посмотреть, как это будет в деле., чем обобщить и описать содеянное... И о наработках коллег и их опыте на порядок легче говорить, чем о своём:)
Действительно, подсказка. И главное, своевременная, так что тем более ценная.
ОтветитьУдалитьВот я и задумалась: а сколько ж в самом деле я методистом работаю...Время так быстро бежит... Да, похоже что с 2002. Значит скоро 9 будет. Но, если по-честному,то надо вычесть 2 года декретного отпуска. Значит 7. А вообще я в библиотеке уже 18 лет, поэтому очень многие формы разрабатывала и сама тоже.
Необычным показалось ваше мнение о том, что говорить легче о чужом опыте (или я не поняла?). Гораздо на мой взгляд сложнее. Свое - оно родное, в муках (или без них) рожденное, поэтому в теме ориентируешься, как рыба в воде, ночью поднимут и то все объянишь-расскажешь)). А в чужое вникнуть надо, понять, через себя, так сказать, пропустить. А это масса заморочек
Вы правильно меня поняли.
ОтветитьУдалитьУ меня в ходу 2 определения:
-рассказать в первом приближении
-копать до метро.
Думаю,мешает глубокое погружение в свое родное.
И отличие взгляда изнутри от взгляда снаружи.
Трудно бывает определиться с ракурсом обзора и глубиной погружения в тему, рассказывая о своих наработках: что самое-самое интересное, как рассказать просто о сложном, не скользить по поверхности и не увязнуть в подробностях:)
О чужом опыте в первом приближении рассказывать очень интересно. Копать до метро, кончено, не возьмусь:)
Спасибо за ссылки. Ещё бы фотографий к ним для полного счастья:)
С большой бы радостью нагрузила бы блог фотками до отказа. Но... Вся проблема в том, что фотографии с нашего собственного сервера, ни даже из "Моих документов" в мой блог никак не загружаются. Комп пишет: "неправильный URL" и все тут. Ни наш админ, ни, тем более, я вопрос решить никак не можем. Что делать не знаю. Уже и на форуме блоггеров свой крик о помощи оставила, но результат нулевой. Мало того, я еще и не могу стать постоянным читателем подавляющего количества блогов (удалось всего в двух), и написать сообщения своим постоянным читателям тоже не могу. В общем какая-то причина есть, но в ведь, в конце-концов, я библиотекарь по образованию, и ее не понимаю. Что делать??????????
ОтветитьУдалитьЯ поспрашиваю у коллег.
ОтветитьУдалитьНадеюсь, дело поправимое:)
Думаю, что дело в браузере:
ОтветитьУдалитьПервое время у меня тоже ничего не могла загрузить себе: ни фото, ни видео. Использовала Мазилу, перешла на Оперу = и все получилось.
Н.А.ta Дабарская
ОтветитьУдалитьПрошу любить и жаловать.
Татьяна Новых - Мастер ИКТ "оч скорая на помощь":)
Друг нашей берложки, вдохновительница и учитель Медведя и Полярной Совы по части внедрения ИКТ в краеведческую работу.
Спасибо. Уже загрузила вопросом админа, а он уже загружает Оперу на мой комп
ОтветитьУдалитьНадеюсь, у Вас все получилось?
ОтветитьУдалитьТатьяна, очень приятно познакомиться. Спасибо за помощь. Оперу еще не распробовала. Буду сегодня пытаться. Но в любом случае вы разбудили нашего админа и он начал что-то предпринимать (я три месяца за ним хвостом ходила:)Возможно, что проблема еще и в очень маленькой скорости:(((
ОтветитьУдалитьЧувствуется работа настоящего сплоченного коллектива, болеющего за работу душой, любящего детей. Да, хороша концепция. Мы очень близко работаем.
ОтветитьУдалитьО театре вашем наслышаны много, да и у нас на конференции городов ЗАТО в 2008 г. опыт работы вашей библиотеки никого не оставил равнодушным. Так держать!
И - согласна с Медведем-краеведом:по полочкам все разложить не каждому дано. А уж вогнать разложенное в рамки методических рекомендаций... вообще для многих проблемно, времени много требует. Спасибо за материалы
Веста, большое спасибо за оценку и добрые слова. Я, честно сказать, сомневалась выкладывать Концепцию. Думала, ну кому это надо читать, но перевесила мысль, что как иначе люди смогут составить общее впечатление о нашей библиотеке, если не через ознакомление с идейными основами работы.
ОтветитьУдалитьЗимой нашему театру исполнится уже 20 лет! А потом через пару месяцев 55 - библиотеке! А летом - юбилей города! Так что нас ждут великие дела:))
А "Мы очень близко работаем" - это как и насколько? Очень интересно. Пойду знакомиться
По концепции - абсолютное совпадение по всем пунктам))) МФормы - где-то они пересекаются, где-то совпадают полностью, где-то у каждого свои находки.
ОтветитьУдалитьВ моем блоге, наверно, трудно что-то отыскать... я веду его еще и с целью удовлетворения запросов воспитателей д/с, не только для профессионального общения. Но вот, например, о нашем варианте " комментированного видеопросмотра":
http://vpereplete.blogspot.com/2011/02/blog-post_10.html